Почти все когда-нибудь испытывали «синдром последнего трека». Вы садитесь в машину, включаете радио и слушаете подборку, которую повторяют чуть ли не каждый час. И вот вы уже ловите себя на том, что мычите под нос мелодию и она бесконечно крутится у вас в голове. Что же делает одни песни более привязчивыми, чем другие? Лизетт Борелли, журналист издания Medical Daily, рассказывает об исследовании этого вопроса.



Сотрудники факультета музыки Даремского университета (Дарем, Англия) в своем исследовании утверждают, что некоторые композиции имеют больше шансов надолго застрять в голове благодаря музыкальным особенностям. «Навязчивые песни отличаются довольно быстрым темпом. При этом их мелодический рисунок простой, но интервалы или повторения фрагментов — нестандартные. Пример — начальный рифф Smoke On The Water Deep Purple или припев Bad Romance Lady Gaga», — пишет доктор Келли Якубовски, ведущий автор работы, опубликованной в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» ( Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts).

По утверждению Якубовски, около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю — а кто-то даже и чаще. Это обычно происходит, когда мозг не занят ничем важным — например, пока мы принимаем душ, прогуливаемся или делаем уборку.

Итак, исследователи выделили три параметра, которые отвечают за способность композиции привязываться: это темп, мелодия и наличие неожиданных интервалов. Что касается темпа, привязчивые песни довольно быстрые и зажигательные — под них так и тянет подвигаться. Более ранние исследования показали, что песни из плей-листов в спортзалах нередко вводят спортсменов в так называемое потоковое состояние — человек полностью погружается в свое занятие и действует будто на автопилоте. Типичный «тренировочный» плей-лист начинается с музыки для разминки, затем песни постепенно набирают темп — для перехода к кардионагрузкам. Потом идут «силовые» композиции, а в конце — спокойные мелодии, которые помогают остыть. Песни из таких подборок с большой вероятностью застрянут у вас в голове — из-за постепенного нарастания и спада ритма.

Около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю
Alt

Не менее важна мелодия. Песни-прилипалы обычно имеют незатейливую, но цепляющую мелодическую структуру. Возьмем, к примеру, старую английскую колыбельную Twinkle, Twinkle, Little Star: мелодия сначала идет вверх, затем скатывается вниз, а потом — снова поднимается. Такой мотив легко запомнить — и всё, вы на крючке. Другой яркий пример — начальный рифф песни Maroon 5 Moves Like Jagger: ее мелодия тоже идет вверх и затем — вниз.

Ну и наконец, навязчивая композиция отличается оригинальной структурой интервалов. Скажем, неожиданными мелодическими скачками или бОльшим количеством повторяющихся нот, чем мы привыкли слышать в поп-песнях. Что это значит? Послушайте рифф песни My Sharona группы The Knack — и поймете.

Чтобы составить хит-парад назойливых песен, авторы исследования провели онлайн-опрос. 3000 опрошенных рассказали, какие песни привязываются к ним чаще всего. Затем исследователи сделали подборку песен, которые не назывались в числе привязчивых, но были не менее популярны и так же часто гостили в британских чартах. После этого авторы проанализировали и сравнили мелодические характеристики тех и других композиций. В область исследований вошли только популярные жанры, такие как поп, рок, рэп, ритм-энд-блюз.


Топ-15 самых навязчивых синглов

по данным Сент-Эндрюсского университета, Шотландия (2016)
Queen — «We Will Rock You» (1977)
Pharrell Williams — «Happy» (2013)
Queen — «We Are The Champions» (1977)
The Proclaimers — «I’m Gonna Be (500 Miles)» (1988)
The Village People — «YMCA» (1978)
Queen — «Bohemian Rhapsody» (1975)
Europe — «The Final Countdown» (1986)
Bon Jovi — «Livin' Оn A Prayer» (1986)
Jingle Bells (1858)
Baha Men — «Who Let The Dogs Out?» (2000)
PSY — «Gangnam Style» (2012)
Rick Astley — «Never Gonna Give You Up» (1987)
Journey — «Don't Stop Believin'» (1981)
Mark Ronson — «Uptown Funk» (2014)
Taylor Swift — «Shake It Off» (2014)

«Так мы выяснили, что способность песен привязываться вовсе не связана с их популярностью. Все дело в музыкальных характеристиках», — подводит итог Якубовски.

Но есть ли способ отделаться от приставшей мелодии?

В исследовании, опубликованном в Ежеквартальнике экспериментальной психологии (Quarterly Journal of Experimental Psychology) в 2015 году, предлагается неожиданно простое средство — жвачка. Эксперименты показали: исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал. Все логично: наш речевой аппарат задействован и в «мысленном пении», поэтому, когда челюсти заняты жеванием, нам сложнее что-то напевать даже про себя.

Ну что ж, по крайней мере, теперь понятно, почему мы не можем выкинуть из головы хит Кайли Миноуг 2002 года, в котором она не может выкинуть кого-то из головы.

Исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал


Источник: К. Якубовски и др. «Препарирование музыкальных паразитов: как музыкальные характеристики и популярность песни предопределяют непроизвольное формирование музыкальных образов» ("Dissecting an earworm: Melodic features and song popularity predict involuntary musical imagery". Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts), 2016.
Оригинал статьи: Lizette Borreli: Last Song Syndrome? Why Catchy Songs Get Stuck In Your Head, Plus How To Get Rid Of Earworm
Кавер-изображение: Roman Kraft / Unsplash
Перевод: Ольга Походзей для «Югополиса»

Первая полоса

Люди Ситуация Бизнес

Как на Кубани оформить страховку и не попасть в лапы к мошенникам

Почему обращение к недобросовестным юристам сулит убытки и уголовную ответственность? Как повести себя в ситуации с ДТП? Кто такой финансовый омбудсмен и почему к нему можно обратиться бесплатно?

Город Люди Бизнес

Новые высоты «Неометрии»

Всего за десять лет СК «Неометрия» изменила представление покупателей о том, как должна выглядеть их квартира, каким умным может быть их дом и безопасным двор. Генеральный директор строительной компании Надежда Барачина рассказала «Югополису» об уникальности возводимых объектов, постоянно пополняющемся новыми разработками проектном портфеле и об эффекте проектного финансирования, которое очистит строительный рынок от неэффективных застройщиков.
Оксана Фадеева
Люди Ситуация Бизнес Наука и техника

Героическая парадигма или научный прорыв: в России зарегистрировали вакцину от коронавируса

​11 августа российские информагентства распространили информацию, которую ждали с нетерпением врачи по всему миру. Впервые была зарегистрирована вакцина от коронавируса. Об этом сообщил не кто иной, как сам гарант российской безопасности, президент Владимир Путин. Для усиления эффекта глава государства добавил, что одна из его дочерей уже получила вакцину.

Город Люди Ситуация

Без паники! За рулём женщина

Недавно в Краснодаре я стала свидетельницей безобразной сцены. Девушка за рулём седана не успевала перестроиться в левый ряд для разворота, остановилась во второй полосе, ожидая, пока её пропустят (пропускать в Краснодаре у нас не любят и не хотят). Сзади к седану вплотную подъехала старенькая «лада» и начала истошно сигналить, мол, чего встала. И было явно, что часть возмущения, особый градус агрессии вызваны именно водительским гендером.

Город Бизнес

РОСК трудится вопреки трудностям

Месяц назад в первой в Южном федеральном округе саморегулируемой организации, объединившей строителей, — региональном объединении работодателей «Союз «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Кубани» (РОСК) состоялось очередное общее собрание членов.
Елена Назарова
Город Люди Бизнес

Возьми ипотеку – и заработай на ней!

Создать свое дело без начального капитала – реальность. Для этого надо просто сломать шаблон и посмотреть на привычные вещи под другим углом.
Илья Привалов