Почти все когда-нибудь испытывали «синдром последнего трека». Вы садитесь в машину, включаете радио и слушаете подборку, которую повторяют чуть ли не каждый час. И вот вы уже ловите себя на том, что мычите под нос мелодию и она бесконечно крутится у вас в голове. Что же делает одни песни более привязчивыми, чем другие? Лизетт Борелли, журналист издания Medical Daily, рассказывает об исследовании этого вопроса.



Сотрудники факультета музыки Даремского университета (Дарем, Англия) в своем исследовании утверждают, что некоторые композиции имеют больше шансов надолго застрять в голове благодаря музыкальным особенностям. «Навязчивые песни отличаются довольно быстрым темпом. При этом их мелодический рисунок простой, но интервалы или повторения фрагментов — нестандартные. Пример — начальный рифф Smoke On The Water Deep Purple или припев Bad Romance Lady Gaga», — пишет доктор Келли Якубовски, ведущий автор работы, опубликованной в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» ( Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts).

По утверждению Якубовски, около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю — а кто-то даже и чаще. Это обычно происходит, когда мозг не занят ничем важным — например, пока мы принимаем душ, прогуливаемся или делаем уборку.

Итак, исследователи выделили три параметра, которые отвечают за способность композиции привязываться: это темп, мелодия и наличие неожиданных интервалов. Что касается темпа, привязчивые песни довольно быстрые и зажигательные — под них так и тянет подвигаться. Более ранние исследования показали, что песни из плей-листов в спортзалах нередко вводят спортсменов в так называемое потоковое состояние — человек полностью погружается в свое занятие и действует будто на автопилоте. Типичный «тренировочный» плей-лист начинается с музыки для разминки, затем песни постепенно набирают темп — для перехода к кардионагрузкам. Потом идут «силовые» композиции, а в конце — спокойные мелодии, которые помогают остыть. Песни из таких подборок с большой вероятностью застрянут у вас в голове — из-за постепенного нарастания и спада ритма.

Около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю
Alt

Не менее важна мелодия. Песни-прилипалы обычно имеют незатейливую, но цепляющую мелодическую структуру. Возьмем, к примеру, старую английскую колыбельную Twinkle, Twinkle, Little Star: мелодия сначала идет вверх, затем скатывается вниз, а потом — снова поднимается. Такой мотив легко запомнить — и всё, вы на крючке. Другой яркий пример — начальный рифф песни Maroon 5 Moves Like Jagger: ее мелодия тоже идет вверх и затем — вниз.

Ну и наконец, навязчивая композиция отличается оригинальной структурой интервалов. Скажем, неожиданными мелодическими скачками или бОльшим количеством повторяющихся нот, чем мы привыкли слышать в поп-песнях. Что это значит? Послушайте рифф песни My Sharona группы The Knack — и поймете.

Чтобы составить хит-парад назойливых песен, авторы исследования провели онлайн-опрос. 3000 опрошенных рассказали, какие песни привязываются к ним чаще всего. Затем исследователи сделали подборку песен, которые не назывались в числе привязчивых, но были не менее популярны и так же часто гостили в британских чартах. После этого авторы проанализировали и сравнили мелодические характеристики тех и других композиций. В область исследований вошли только популярные жанры, такие как поп, рок, рэп, ритм-энд-блюз.


Топ-15 самых навязчивых синглов

по данным Сент-Эндрюсского университета, Шотландия (2016)
Queen — «We Will Rock You» (1977)
Pharrell Williams — «Happy» (2013)
Queen — «We Are The Champions» (1977)
The Proclaimers — «I’m Gonna Be (500 Miles)» (1988)
The Village People — «YMCA» (1978)
Queen — «Bohemian Rhapsody» (1975)
Europe — «The Final Countdown» (1986)
Bon Jovi — «Livin' Оn A Prayer» (1986)
Jingle Bells (1858)
Baha Men — «Who Let The Dogs Out?» (2000)
PSY — «Gangnam Style» (2012)
Rick Astley — «Never Gonna Give You Up» (1987)
Journey — «Don't Stop Believin'» (1981)
Mark Ronson — «Uptown Funk» (2014)
Taylor Swift — «Shake It Off» (2014)

«Так мы выяснили, что способность песен привязываться вовсе не связана с их популярностью. Все дело в музыкальных характеристиках», — подводит итог Якубовски.

Но есть ли способ отделаться от приставшей мелодии?

В исследовании, опубликованном в Ежеквартальнике экспериментальной психологии (Quarterly Journal of Experimental Psychology) в 2015 году, предлагается неожиданно простое средство — жвачка. Эксперименты показали: исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал. Все логично: наш речевой аппарат задействован и в «мысленном пении», поэтому, когда челюсти заняты жеванием, нам сложнее что-то напевать даже про себя.

Ну что ж, по крайней мере, теперь понятно, почему мы не можем выкинуть из головы хит Кайли Миноуг 2002 года, в котором она не может выкинуть кого-то из головы.

Исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал


Источник: К. Якубовски и др. «Препарирование музыкальных паразитов: как музыкальные характеристики и популярность песни предопределяют непроизвольное формирование музыкальных образов» ("Dissecting an earworm: Melodic features and song popularity predict involuntary musical imagery". Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts), 2016.
Оригинал статьи: Lizette Borreli: Last Song Syndrome? Why Catchy Songs Get Stuck In Your Head, Plus How To Get Rid Of Earworm
Кавер-изображение: Roman Kraft / Unsplash
Перевод: Ольга Походзей для «Югополиса»

Первая полоса

Люди Наука и техника

Религия в контакте

Астрофизик, религиовед и представители четырёх конфессий рассказали «Югополису» о том, как относится религия к обнаружению внеземной жизни.

Ситуация

Пулевое послание

Политолог Михаил Савва — о главном выводе, который каждый россиянин должен сделать после убийства Вороненкова: уничтожат везде и любого.

Люди

«Я охранял Сталина»

90-летний житель Краснодара Валентин Мартынов охранял Вознесенского, Молотова и Сталина. О том, как это было, ветеран рассказал «Югополису».

Город Люди

Я — морж

Фотокор «Югополиса» в течение трёх зимних месяцев наблюдал за краснодарскими моржами в парке на Солнечном острове.