Ситуация

Права имею

Краснодарские автошколы — конвейер по производству «авточайников»?

10 окт 2012, 00:05 Андрей Головин

Краснодарские автошколы — конвейер по производству «авточайников»?

Краевая инспекция по безопасности дорожного движения опубликовала рейтинг краснодарских автошкол. Приведенные статистические сведения наглядно иллюстрируют качество работы организаций, «штампующих» автолюбителей. С начала нынешнего года три с лишним десятка краснодарских автошкол выдали удостоверения об их окончании нескольким тысячам выпускников. Многие из них не смогли сдать экзамены в ГИБДД с первого раза. Пересдача достигает порой 80 (!) процентов. Свыше сотни горе-автомобилистов успели стать виновниками ДТП в первый же год нахождения за рулем. Печальная эта картина имеет отношение к автошколам всех форм собственности: и государственным, и частным.

Критериев оценки автошкол в рейтинге Госавтоинспекции два.

Первый — полицейские подсчитали количество курсантов краснодарских автошкол, сдавших квалификационный экзамен в ГИБДД после окончания учебы с первого раза. Лидерами рейтинга по этому показателю выступили ООО «Светофор-2» - тут количество счастливчиков оказалось на уровне 48%, АОНО «Автокурс» - 47%, Краснодарский университет МВД - 47%.

Свыше сотни горе-автомобилистов успели стать виновниками ДТП в первый же год нахождения за рулем»

Аутсайдеры поражают: в «Автошколе №1» процент сдавших экзамен с первой попытки не превысил 20%, в ЧОУ «КраснодарАвто» —  9% сдавших, в «автошколе «Перекресток» — и вовсе 18%. Подчас четверо из пяти курсантов, заплативших деньги, так и не получили в автошколах необходимых знаний и навыков.

Права имею

Второй критерий рейтинга автошкол учитывает количество ДТП, произошедших по вине водителей со стажем управления до двух лет. В таблице, представленной на сайте ГИБДД, сразу бросается в глаза: пять выпускников автошколы «Флагман» угодили в аварии, став их виновниками. При этом «Флагман» оказался лидером краевого центра по количеству выпущенных учеников. И кому такой «план по валу» нужен?

В трех десятках других автошкол Краснодара показатели лучше: ДТП совершили лишь один-два бывших курсанта-автолюбителя НЧОУ «Автошкола Регион 93» или ООО «Фирма Карни», а напротив графы «ДТП» большинства автошкол Краснодара стоят нули. Значит ли это, что к уровню подготовки в них водителей нет претензий? Вряд ли.

Аутсайдеры поражают: в «Автошколе №1» процент сдавших экзамен с первой попытки не превысил 20%, в ЧОУ «КраснодарАвто» — 9% сдавших, в «автошколе «Перекресток» — и вовсе 18%»

ГИБДД обещает регулярно обновлять рейтинг данные для того чтобы потенциальные соискатели водительских документов могли «держать нос по ветру». Полицейские считают это одной из мер, побуждающих автошколы работать лучше.

Почему уровень подготовки автолюбителей в автошколах Краснодара оставляет желать лучшего, мы постарались разобраться, опросив экспертов.

— Наша информация в первую очередь адресована тем, кто только собирается освоить искусство вождения, - объяснил Сергей Мариночкин, инспектор по пропаганде краевого УГИБДД. — У краснодарцев есть возможность выбрать автошколу на основе статистических данных. Например, в Краснодаре работают 34 автошколы. Но если в одной из них 80 процентов обучающихся сдают экзамен с первого раза, то в другой этот показатель не превышает 20 процентов.

— В последние годы немало сделано для того, чтобы исключить из процесса обучения водителей так называемый человеческий фактор, - говорит руководитель краснодарской некоммерческой ассоциации автошкол «Безупречный водитель» Вячеслав Гутманов. — На помощь пришла техника, которая бесстрастно фиксирует ошибки и отсеивает «двоечников». В частности, несмотря на яростное сопротивление автошкол, автодромы нового типа внедрены практически по всей Кубани, а в Краснодаре они считаются одними из лучших в России. Однако, как ни странно, совершенствование инфраструктуры и техники «вдруг» понизило рейтинг автошкол Краснодара.

Права имею

Впрочем, любой, кто сдавал экзамены в последние годы, может подтвердить, что человеческий фактор в лице инспектора ДПС все-таки весьма заметен. И не на автодроме, а в городе — именно там происходит основное количество «несдач».

Для успеха на экзамене будущему автолюбителю необходимо назубок выучить все экзаменационные билеты. Введен даже экзамен ПДД-онлайн, который предоставляет соискателю возможность заранее проверить знания теоретического материала.

В краевой ГИБДД водительский экзамен превратили в настоящее реалити-шоу»

В краевой ГИБДД водительский экзамен превратили в настоящее реалити-шоу. И это правильно, считает заместитель руководителя, начальник отделения экзаменационной работы МРЭО ГИБДД Краснодара Николай Ломакин. В то же время, отметил он, многие граждане, пришедшие в полицию сдавать квалификационный экзамен, оказываются недовольны низким качеством обучения в автошколе и высокими требованиями, которые предъявляют к ним в ходе экзамена сотрудники Госавтоинспекции.

Причин тому множество, поясняет Ломакин: от отсутствия должного контроля за автошколами до упрощенных условий лицензирования, после прохождения которых любой предприниматель-дилетант может эту самую автошколу открыть.

В чем заключается новшество краснодарской ГИБДД? В салонах учебных машин установили видеокамеры, все происходящее записывается на диск, который тут же можно просмотреть и устроить «разбор полетов». Сдавать экзамен по вождению таким способом трудно. Есть и скрытые камеры: машина оборудована четырьмя объективами, они направлены на приборы, на водителя и даже на инструктора, чтобы тот не смог помочь. Под прицелом видеокамер многие заваливают экзамен, даже не успев тронуться с места.

Как только в Краснодарском крае запустили пилотный проект, процент сдающих с первого раза катастрофически снизился. В ГИБДД говорят, что такая статистика дорогого стоит. Нововведение помогло выявить качество преподавания в автошколах и пресловутый человеческий фактор заменить техническим. Краснодарский опыт уже одобрен и рекомендован к распространению по России.

Права имею

В кулуарах ГИБДД работу многих краснодарских автошкол считают неудовлетворительной, называют их выпускников «полуфабрикатами» и предлагают увеличить срок обучения с двух месяцев до полугода. В автошколах же заявляют, что такая ситуация складывается из-за устаревшей системы подготовки водителей, которая находится в ведении Рособразования. В министерстве образования и науки Краснодарского края, которому в 2011 году были переданы надзорные функции за автошколами, хватаются за голову.

— Мы ведем планомерную работу по лицензированию и проверке деятельности автошкол. Выносим предписания, накладываем штрафы. Качество обучения там действительно оставляет желать лучшего, но по закону ответственность за него несут… сами автошколы,- говорит начальник отдела лицензирования министерства Ирина Теленьга.

В кулуарах ГИБДД работу многих краснодарских автошкол считают неудовлетворительной, называют их выпускников «полуфабрикатами» и предлагают увеличить срок обучения с двух месяцев до полугода»

Представители же автошкол не считают, что вина за качество обучения лежит на них.

— Автошколы часто обвиняют в плохой подготовке водителей, только забывают, что программа обучения не менялась с прошлого века, - считает президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Сейчас, добавляет она, теорию и три упражнения на площадке сдал, 15 минут по городу покатался — и получил права. В то время как в Европе нужно минимум 40 минут ездить. В итоге человек, сдавший все на отлично, совершенно не готов влиться в число участников городского движения.

По мнению Шутылевой, самостоятельно проблему качественного обучения ГИБДД решить не может: сотрудники ведомства вместе с Минобром лишь выдают лицензии автошколам и принимают экзамены, а образовательные программы разрабатывает Рособразование. У семи нянек, как известно...

Правозащитники же уверены, что именно участие ГИБДД в процессе обучения является основной причиной низкого качества подготовки водителей.

— Пока водительские права через гаишников можно купить за 300 долларов, проблема с обучением водителей не решится, независимо от того, какая программа подготовки будет принята, - уверен глава столичной коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин.

"Краснодарские известия"

2 комментария

avatar
Nikolay Werner 13 окт 2012, 09:11
А почему автор ни слова не сказал про вымогательства на экзаменах? Во всем виноваты автошколы и нерадивые ученики? А полицейские, которые за кругленькую сумму обманывают любую технику и дают потенциальному убийце права? Почему про них ни слова?
avatar
Jlivka 15 окт 2012, 16:06
Права получала год назад. До этого за рулем не сидела ни разу. Из принципа решила сдавать сама. Когда узнали друзья, крутили пальцем у виска - мол, полгода будешь сдавать, и в итоге все равно заплатишь. Теорию и автодром в ГАИ сдала с первого раза. Город - со второго. И инспектор каждый раз был мил и приветлив. В первый раз объяснил подробно все ошибки, во второй похвалил) так что не надо всех под одну гребенку.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.