Ситуация

Страсти по ОСАГО

Почему краснодарские автомобилисты вынуждены месяцами ездить без полисов ОСАГО.

26 янв 2015, 20:35 Наталья Галацан

Почему краснодарские автомобилисты вынуждены ездить без полисов ОСАГО.

 

Проблемы с оформлением полиса ОСАГО у автовладельцев начались еще в прошлом году. В Краснодаре, например, осенью они вылились в огромные очереди с ночными бдениями под дверьми страховых компаний. С наступлением нового года ситуация стала еще хуже, хотя живые очереди заметно убавились — им на смену пришла предварительная запись, по которой получить заветный документ можно не раньше, чем через месяц-два.

Знакомые водители, у которых истекает срок действия «автогражданки», хватаются за голову: ни одна страховая компания, работающая на краснодарском рынке ОСАГО, не гарантирует получения полиса в день обращения. Напротив, они предупреждают, что оформленный бланк можно будет получить в конце февраля - начале марта. Это при условии предварительной записи, сделанной сегодня.

— У меня срок действия ОСАГО заканчивается через два дня, - говорит владелец «Шевроле Круз» Павел. — Год назад страховался в «Страховом доме «ВСК», решил возобновить полис здесь же. Но не тут-то было: оказывается, у них сначала нужно записаться в очередь, причем это возможно только с 9.00 до 9.30 и с 16.00 до 16.30 по будням, затем приехать на осмотр машины, а потом уже ждать выдачи полиса. Мне сказали, что «автогражданку» я получу в конце февраля. Придется все это время нарушать закон и ездить без ОСАГО, уповая на то, что сотрудники ГИБДД меня не остановят. И что не попаду в аварию, иначе не знаю, как буду выкручиваться.

 

Страсти по ОСАГО

 

Другие водители жалуются на то, что купить «голый» полис — большая удача: автостраховщики фактически навязывают дополнительные услуги в виде страхования жизни автовладельца, его имущества, детей. Если отказываешься от «нагрузки», в компании тут же заканчиваются бланки, перестает работать система, виснут компьютеры и т. д. Приходится доплачивать за ненужный сервис, чтобы не остаться вообще ни с чем.

Изучаю автофорумы в интернете. Водители в недоумении, ужасе и бешенстве, не стесняются в выражениях, описывая работу (точнее, ее отсутствие) автостраховщиков. «ОСАГО превратили в форменное издевательство над законопослушными гражданами, - пишет водитель со стажем Иван Богомолов, сам проработавший в системе автострахования семь лет. - Государство законодательно возложило на граждан обязанность страховать свою ответственность, причем под угрозой административной ответственности, а физическую возможность ее осуществить не обеспечило. При этом осуществлять эту государственную функцию почему-то доверили частным компаниям, которые чинят произвол, всячески саботируют и дискредитируют институт ОСАГО как таковой».

Обзваниваю ряд страховых компаний на предмет оформления полиса. В «ВСК» мне подтвердили слова Павла, жаловавшегося на трудности при оформлении полиса и полуторамесячный срок его выдачи.

В Страховой группе «Уралсиб» условия еще «волшебнее»: в минувший понедельник запись на осмотр автомобиля велась аж на 23 марта. В «МСК» нужно сдать все необходимые документы в порядке живой очереди, сам документ выдадут 24 февраля. Живая очередь существует и в страховой группе «Согаз». Это одна из немногих страховых компаний в Краснодаре, где страховой полис выдается в день обращения. Правда, сначала нужно отстоять в очереди, и не факт, что она не перекочует на следующий день.

 

В Страховой группе «Уралсиб» условия еще «волшебнее»: в минувший понедельник запись на осмотр автомобиля велась аж на 23 марта»

 

В краснодарском офисе «РЕСО-Гарантия» вообще выяснилось, что отдел по страхованию ОСАГО закрыли, оставили только в Сочи и Новороссийске. Дозвониться еще в четыре страховые компании мне не удалось, хотя во время многочисленных попыток сделать это автоответчики в некоторых из них настаивали «оставаться на линии, вам обязательно ответят».

С вопросом «Доколе?» я позвонила в московские головные офисы нескольких страховых компаний. Официально мне на него ответили примерно следующее: «Мы работаем в рамках закона, дополнительные услуги не навязываем, а очереди создаются из-за большого количества желающих переоформить полисы». Неофициально же говорят, что страховые компании, работающие в системе ОСАГО, терпят большие убытки. Но так как по закону они обязаны оформлять «автогражданку», то идут на хитрость, создавая предварительные записи и отдаленную во времени выдачу полисов в расчете, что человек обратится в другую компанию. Если же этого не происходит, страховщики к ОСАГО навязывают дополнительный страховой продукт, чтобы за счет последнего хотя бы частично покрыть расходы.

 

Неофициально же говорят, что страховые компании, работающие в системе ОСАГО, терпят большие убытки. Но так как по закону они обязаны оформлять «автогражданку», то идут на хитрость, создавая предварительные записи и отдаленную во времени выдачу полисов в расчете, что человек обратится в другую компанию»

 

Отвечая, с чего вдруг убытки по ОСАГО - неужели все клиенты разом попадают в ДТП, страховщики ссылаются на высокую лояльность судов к автовладельцам и работу автоюристов. Последние, по мнению страховщиков, хотя и не нарушают букву закона, но все-таки работают в «серой» зоне, выстроив крайне прибыльный и устойчивый бизнес. Они получают по судам выплаты с коэффициентом 1,86 по отношению к реальной сумме основного убытка.

Между тем страховые компании не хотят признавать, что сами же и породили такое явление, как автоюристы. Если бы страховщики вели себя честно по отношению к своим клиентам и выплачивали полагающиеся по закону деньги за ДТП, не было бы смысла обращаться к ним в поисках правды.

Еще один аргумент страховых компаний: низкие тарифы на ОСАГО. Они не пересматривались с самого начала его существования, то есть с 2004 года. Рост произошел только в октябре прошлого года и составил от 23 до 30%. Ранее ставка была фиксированной и равнялась 1980 рублям. Сейчас тарифный коридор составляет 134 рубля. Но вместе с тарифами выросли и лимиты по имущественным выплатам. Ранее максимальная выплата по ОСАГО на ремонт одного авто составляла 120 тыс. рублей, общая выплата на ремонт нескольких автомобилей не превышала 160 тыс. рублей.

 

Начиная с 1 октября 2014 года на ремонт каждого пострадавшего транспортного средства выделяется до 400 тысяч
Страсти по ОСАГО
Страховые компании не хотят признавать, что сами же и породили такое явление, как автоюристы

 

Начиная с 1 октября 2014 года на ремонт каждого пострадавшего транспортного средства выделяется до 400 тысяч. А с 1 апреля этого года вырастет и лимит за причиненный вред здоровью и жизни - со 160 до 500 тыс. рублей. Тариф по «автогражданке» тоже повысится, но до каких сумм, страховщики пока не знают - это решает ЦБ.

«Учитывая рост лимитов, лояльность судов к автовладельцам и работу автоюристов, убыточность по ОСАГО станет еще больше, поэтому компании и не хотят ими заниматься», - резюмируют в Москве.

— Основные черты кризиса российского автострахования полностью вырисовались к середине 2013 года. Сейчас сложилась ситуация, которая началась с проблем рынка ОСАГО, помноженных на неоднозначную судебную практику и ряд других крайне неблагоприятных факторов, - комментирует исполнительный директор Ассоциации страховых организаций Краснодарского края Елена Гоосс. - Самая главная негативная черта, присущая нашему региону, - активность мошенников в автостраховании. Последние два года количество мошеннических действий с бланками полисов «автогражданки» возросло в несколько раз. Первые массовые тиражи поддельных бланков ОСАГО в России были обнаружены именно в Краснодаре.

Речь уже идет не о рентабельности, а о том, как минимизировать отрицательный результат. По оценкам экспертов, включая представителей Центрального Банка, в 2013-м ОСАГО уходило в отрицательный результат в десяти регионах, к лету 2014-го количество таких регионов превысило 30, а к концу года, по предварительным оценкам, ненормальная экономическая ситуация с ОСАГО наблюдается в 40-50 регионах.

 

Страсти по ОСАГО

 

— Объективно «автогражданка» — достаточно проблемный сегмент рынка, поэтому страховщики вынуждены перекрывать потери доходами от других видов бизнеса. Но если бизнес ОСАГО будет рентабельным, очевидно, что страховщики будут продавать полисы, - отмечает Елена Гоосс.

На вопрос, как действовать законопослушным автовладельцам, которые не могут продлить ОСАГО, мне не смогли четко ответить даже в Российском союзе автостраховщиков. Звучали осторожные предположения, что, возможно, ситуацию несколько облегчит Единая методика оценки ущерба ТС, которая заработала с 17 октября 2014 года. Прежде при спорных ситуациях суд призывал независимого эксперта, который рассчитывал затраты на восстановление машины, руководствуясь несколькими методиками. И какую из них он выбирал, было его дело.

Таким образом внакладе оставался либо истец, либо ответчик. Единая методика, разработанная РСА, должна расставить в этом отношении точки над «i». Так, согласно этой методике цены на запчасти, а также стоимость работ должны браться из единых справочников средней стоимости. Они включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ для 12 экономических районов.

 

В краевом ГИБДД сказали, что никаких распоряжений по поводу сложившейся ситуации с ОСАГО «сверху» не получали. То есть если автоинспектор остановит водителя и у него не окажется действующей «автогражданки», штраф — 800 рублей»

 

Возможно, рассуждают страховщики, введение с 1 июля 2015 года электронной «автогражданки» также облегчит жизнь водителям: зашел на сайт страховой компании, заполнил заявление, оплатил полис и получил документ в электронном виде. В таком виде он будет доступен страховщику, автовладельцу и сотрудникам ГИБДД. Но, согласно плану проекта «Электронный полис», предложенному и утвержденному РСА, для претворения идеи онлайн-продажи полисов в жизнь необходимо: разработать правки к подзаконным актам, доработать правила страхования, усовершенствовать необходимые электронные базы, тщательно подготовить IT-инфраструктуру. Эта работа не одного месяца и не для одного министерства.

И потом, одно дело - документ на фирменном бланке с несколькими степенями защиты, и совсем другое - виртуальный полис. Да и мошенникам раздолье. К тому же кто помешает страховщикам саботировать и электронную «автогражданку»? Онлайн-заявление тоже можно отсрочить на неопределенное время или вообще потерять, ведь просторы интернета огромны, а компьютер такая сложная штука: кто его знает, куда он заявление отправил?

Автоинспекция тоже оптимизма не добавила. В краевом ГИБДД, отвечая на мои вопросы, сказали, что никаких распоряжений по поводу сложившейся ситуации с ОСАГО «сверху» не получали. То есть если автоинспектор остановит водителя и у него не окажется действующей «автогражданки», штраф — 800 рублей.

В общем, никакого хеппи-энда. Канули в Лету те времена, когда автостраховщики доставали клиентов своими звонками с предложением продлить «автогражданку» на дому за 15 минут. Никто больше не приедет к вам в офис, чтобы привезти уже заполненный документ. Так что, видимо, единственный выход - позаботиться о полисе ОСАГО уже сейчас, даже если срок его действия истекает через несколько месяцев.

10 комментариев

Донской 28 янв 2015, 10:45
Если «автогрожданку» сложно загнать в правовые рамки, необходимо сделать страхование по ОСАГО добровольным. Может быть тогда страховщики станут понятливее к своим клиентам. К тому же, в случае ущерба, автовладельцу необходимо самому добиваться выплат, бегать по страховым компаниям, доказывать. А они «барыни-страховщики» все равно выплатят не полную стоимость. Необходимо автовладельцам на заявлении писать дату обращения, дату выдачи ОСАГО и требовать, чтобы заявление было зарегистрировано. Так можно будет хоть засудить их. А то они взяли манию сами назначать дату выдачи и требовать, чтобы клиент сам это указал в заявлении. Таким образом «барыни-страховщики» юридически подстраховываются. К тому же решившим застраховать автомобиль по КАСКО необходимо ОСАГО отменять. Зачем дважды переплачивать?
монархист 28 янв 2015, 14:35
Лишили бы лицензий этих упырей... Сразу жизнь наладилась бы.
avatar
sgorobin 29 янв 2015, 10:50
статья большая, но требует уточнений. если сейчас 2015 год, то начинать нужно фразой о пробле
avatar
sgorobin 29 янв 2015, 17:24
таки закончу мысль: 1. проблема проявилась не в прошлом, а еще в позапрошлом году. Весь 2014 год происходило ОСАГО безумие. Лучше не стало, даже после поднятия базовой ставки. 2. Тарифы по ОСАГО росли регулярно - путем увеличения коэффициентов, особенно сильно (в разы!) - территориальный. Почем в статье это не отражено - вопрос Наталье. 3. Хотя Центробанк и упомянут. но за кадром осталось главное: Осаго-сабботаж начался именно после того, как Центробанку поручили контролировать Осаго-вымогательство. Там контролировать деньги умеют, и видят как жирно живут страхо-вымогатели. Ну не могут они мириться, что придется жить на десятки процентов прибыли, а не на сотни как было поначалу. Вот и мутят, пытаясь вернуть прошлое. А всех авторов ОСАГО и завышенных (поначалу в 2-3 раза)тарифов я бы давным-давно отдал бы под суд. Именно эти действия (депутатов и правительства) страховщиков превратили в алчных хапуг, а правильную идею обязательного страхования в головную боль автовладельцев.
avatar
BaMaWa 30 янв 2015, 12:02
А где прокуратура???? Или она успешно делит прибыль со страховщиками? Ситуация крайне ненормальная. Неужели на дорогах так много аварий, чтобы по среднестатистической зарплате страховка обходилась в 2-3 дня работы в год? Плюс налоги, техосмотр такой же обязательный. Сколько нужно вкалывать только за право ездить на машине? По-моему, страховщики называют убытками все выплаты, а не разницу выплаченных и полученных средств...
монархист 30 янв 2015, 14:40
Прокуратура почивает на лаврах... Мне по жалобе уже 8 месяцев отвечают. Тяжёлая у них однако работа.
avatar
sgorobin 30 янв 2015, 15:19
BaMaWa - процент выплат от получаемых премий страхователи называют убыточностью. Т.е. если по ОСАГО убыточность составляет 90%, то на нормальном языке это означает, что страховщик заработал свои 10%.
avatar
sgorobin 31 янв 2015, 00:39
поправка: страхователи читать как страховщики
avatar
ktjybl 06 мая 2015, 16:18
пока на улицу не выйдет народ так и будут дальше извращаться над водилами.
avatar
sgorobin 06 мая 2015, 18:42
А народ у нас такой что выйдет, нет выбежит, только тогда, когда совсем не в терпеж станет. Что поделать, другого народа нет. Цивилизованного разговора не предусмотрено. Вот когда только вводили бандитскую ОСАГУ я всем говорил, это тест на скотство - пройдем начнут стричь как овечек. Так и вышло. А робкие протесты власть давила на корню. Помню первую попытку протестовать - приехала всего одна машина! Так что поделом такому народу.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Архив

Краснодарских страховщиков предупредили о недопустимости навязывания услуг при оформлении ОСАГО

Прокуратурой Центрального округа объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства директору филиала ООО «Росгосстрах» в Краснодарском крае Александру Казакову.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация

Обсерваторный барьер, или Как заставить людей сидеть дома во время эпидемии

Людям в обсерваторах запрещено покидать свои номера, запрещено гулять, запрещено видеться с родными, знакомыми и иметь какие-либо физические контакты с внешним миром. Кормят постояльцев три раза в день, еду привозят централизованно. Охраняют обсерваторы сотрудники Росгвардии.
Екатерина Пономарёва
Город Люди Ситуация Бизнес

Шашлык ценою в пост

Государственные нарушители карантина: кому увольнение, кому повышение

Город Люди Ситуация Бизнес

Отдых строгого режима

В рамках ослабления карантинных ограничений туристический сектор возобновит свою работу в некоторых российских регионах с 1 июня. Об этом сообщила в эфире Первого канала руководитель Ростуризма Зарина Догузова. Власти Краснодарского края тоже анонсировали открытие здравниц края с 1 июня. Но не всех и не сразу. И со множеством оговорок.

Люди Ситуация

«Бюрократическая канитель» против выплат за COVID

В Краснодарском крае разгорелся намедни очередной скандал, связанный с ковидной тематикой, которая отказывается покидать информационную повестку. Конфликтные ситуации не оставляют эту тему с момента её возникновения. Это и спорные местами меры, связанные с изоляцией, и нехватка средств защиты (масок и перчаток), неукомплектованность местных медицинских учреждений аппаратами ИВЛ. И прочее, прочее, прочее. Одним словом – все возможные признаки неготовности всего мира к такой проблеме. Будто позабыли все чуму, проказу, «испанку» и решили, что ничего этого никогда более не повторится.

Город Люди Ситуация

Какая поддержка населения заложена в новом пакете мер, принятом Госдумой 22 мая: объясняет депутат ГД Владимир Евланов

Уже почти два месяца Государственная Дума разрабатывает и принимает новые законопроекты для поддержки граждан в связи с пандемией. 22 мая Государственная Дума проголосовала за новый пакет мер по поддержке экономики и граждан нашей страны, который коснётся семей с детьми, самозанятых, малого и среднего бизнеса и многих других. О результатах законотворческого процесса в период пандемии рассказал депутат Государственной Думы РФ, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Евланов.
Григорий Загибов
Город Люди Ситуация Weekend

«Ночь музеев-2020»: шанс посетить более трёхсот туров и экскурсий в онлайн-пространстве

С самого начала отношение к проведению «Ночи музеев» онлайн было, признаюсь, скептическим. Ведь весь смысл этой международной акции лично для меня состоит в том, чтобы в неурочное время увидеть все-таки что-то необычное там, где на самом деле уже почти всё знаешь наизусть.

Люди Ситуация Бизнес

Поможет ли бизнесу помощь государства

Краснодарский край принял очередной пакет мер господдержки отраслей, которые отнесены к наиболее пострадавшим от введения карантина по коронавирусу. Насколько эффективны меры, предлагаемые государством, разбираемся с известными российскими экспертами-экономистами.

Город Люди Ситуация

В строю бессмертного полка

Мой дед – великий человек. Не в смысле знаменитый. А в смысле того, что все тяготы поколения вынес на своих плечах. Родился в 1910-м в глухой сибирской деревне. Окончил 3 класса церковно-приходской школы, а потому умел писать и читать, что по тем временам для деревни было приличным образованием.