Архив

Не плачь, Алиса

На экраны выходит долгожданная «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона. В 3D!

02 мар 2010, 13:43

Припев из старой песни невольно приходит на ум, когда смотришь фильм Бёртона: тут Алиса тоже повзрослела — ей уже даже не 16, а 19. Но хотя это далеко не единственная вольность в этой «сказке по мотивам» и чем дальше, тем «чудесатее и чудесатее», это не самая большая беда картины.

Главной головной болью для создателей компьютерных игр в жанре RPG (role-playing game) всегда был вопрос, как обставить то, что герой начинает развитие с нуля. Ведь ролевые игры построены на накоплении опыта и различных навыков.

Чаще всего в ход идёт любимый мотив сценаристов мексиканских сериалов — амнезия. Его же применила Линда Вулвертон, написавшая сценарий для студии Disney.

Но на полпути остановилась в нерешительности.


Сон про не сон

По сюжету бёртоновской «Алисы» заглавная героиня попадает в Страну чудес во второй раз, но не помнит этого. Полфильма всеми персонажами активно обсуждается, та ли она Алиса или не та. Что по меньшей мере странно.

Картина начинается с того, что маленькая девочка жалуется, что её мучает навязчивый кошмар про белого кролика и кучу других странных существ. Выросшая Алиса от кошмара не избавилась. Гримёры щедро нарисовали Мии Васиковской круги под глазами.

Неужели есть люди, для которых игральные карты и шахматы — одно и то же? Льюис Кэрролл к ним точно не относился, и, думаю, его хватил бы инфаркт, если бы при его жизни кто-то изрыгнул подобную адаптацию».

И вот девушка наконец попадает в мир за маленькой дверцей, осушив пузырёк с надписью «Выпей меня», и сомневается, что была здесь раньше. Где логика? Её нет.

Это видно ещё и по тому, как бездумно перемешаны герои «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» (а сверху присыпаны приправой из стихотворения «Бармаглот»). Из второй в первую перекочевала Белая Королева, но враждовать ей выпало не с Чёрной, а с Красной Королевой, то есть Дамой Червей.

Неужели есть люди, для которых игральные карты и шахматы — одно и то же? Льюис Кэрролл к ним точно не относился, и, думаю, его хватил бы инфаркт, если бы при его жизни кто-то изрыгнул подобную адаптацию.

Но дело, как я уже говорил, не в этом.


Киса, а ты с какого города?

Откровенно говоря, проблем у фильма столько, что даже не знаю, с какой начать. Трудно выделить даже наименьшую. Так что я, пожалуй, волевым решением остановлюсь на кастинге.

Мия Васиковска, как ни странно, отнюдь не дебютантка. У неё уже достаточно актёрских работ, и в октябре прошлого года на экраны вышел байопик «Амелия», в котором у Мии роль второго плана.

Её Алиса вышла какой-то деревянной, и чем руководствовался Бёртон, делая ставку на неё, решительно непонятно».

Как ни странно — потому что Васиковска не только удивительно необаятельна и нехаризматична для этой роли, но вызывает большие вопросы по части актёрской игры. Её Алиса вышла какой-то деревянной, и чем руководствовался Бёртон, делая ставку на неё, решительно непонятно.

Такой же кастинговой ошибкой выглядит приглашение Энн Хэтэуэй на роль Белой Королевы. Мало того что актриса в силу своей внешности воспринимается в мире Страны чудес как инородное тело, так ещё ужимки у неё получились чем-то вроде плохой пародии на Шляпника. Ну или на Джека Воробья.

Да, совсем крамольная вещь: Джонни Деппа в фильме слишком много. Понятно, что Бёртон пытался сделать ставку на свою главную звезду, но ему изменило чувство меры. Как и самому Деппу, который в своём диком гриме напоминает клоуна Клёпу из детской передачи «АБВГДейка» образца начала 80-х.

В итоге актёров (а кроме уже упомянутых тут остались только Хелена Бонем-Картер в роли Королевы Червей и Криспин Гловер в роли Валета Червей) с лёгкостью переигрывают рисованные персонажи, и прежде всего Мартовский Заяц и Чеширский Кот.


Мюмзики в мове

Полосатый котяра с улыбкой до ушей почти в точности перерисован с классических иллюстраций Джона Тенниела и блестяще дублирован Александром Анатольевичем Ширвиндтом (в оригинале за него говорит Стивен Фрай), и это, увы, единственная подлинная удача тех, кто отвечал за русскую переозвучку.

Причём если подбор голосов ещё можно счесть штукой спорной (хотя Алиса звучит так, что невольно думается, что, возможно, Васиковска не так уж плоха — её игру убивает дубляж), то подход к переводу цитат из Кэрролла порой удивляет.

Что там, к примеру, за отсебятина звучит вместо классического «всё чудесатее и чудесатее»? Да и «хливкие шорьки» в исполнении Шляпника трансформировались во что-то с трудом узнаваемое.

Что же остаётся? Яркая картинка? Но так ли уж она хороша? После того как стало понятно, что кэмероновский «Аватар» сметёт всё живое, многие бросились переделывать свои фильмы под 3D. И в первых рядах Disney со своим самым амбициозным проектом года.

«Алиса» проигрывает «Аватару» без боя. Пострадала цветность, от 3D-эффектов рябит в глазах, и выглядят они иногда натужно».

Недавно Кэмерон наделал немало шума, выступив с резкой критикой тех, кто не сразу снимает под 3D, а обрабатывает картинку постфактум. Если тогда это можно было ещё счесть пустым апломбом, то после просмотра «Алисы» становится понятно, что Джеймс был абсолютно прав.

«Алиса» проигрывает «Аватару» без боя. Пострадала цветность, от 3D-эффектов рябит в глазах, и выглядят они иногда натужно. А самое главное, картинка кажется совершенно плоской. Во всех смыслах.

Пандора Кэмерона была миром, поражающим своей реалистичностью. Страна чудес Бёртона неубедительна, насколько это только возможно. В ней нет ни глубины, ни жизни. Она откровенно нарисована от начала до конца. Понимание того, что актёры работали в пустом павильоне перед зелёным экраном, не покидает.

И это подлинная катастрофа. Чем наслаждаться, если картинка не впечатляет, а сюжет собран так топорно, что лучше не задумываться о таких вещах, как мотивационная логика?


А вы говорите, фигуристы!

У Тима Бёртона репутация главного сказочника Голливуда. Даже такие люди, как Терри Гиллиам, Гильермо дель Торо и Питер Джексон, вынуждены строиться в очередь за ним.

У Бёртона были провалы — художественные, а ещё чаще коммерческие просчёты. Но его всё равно чтили и ждали каждый его новый фильм как глоток свежего воздуха. На этом фоне с «Алисой» он оказался в щекотливой ситуации.

На сеанс стоит идти бодрым и выспавшимся, потому что в противном случае есть шанс заснуть».

Ожидания были завышены, и Тим их не оправдал. Не нужны даже сравнения с «Аватаром». Хотя… Вот «Аватар» многие так осуждали, что называли бездумным киноаттракционом. Ели это так, что же тогда «Алиса»?

На сеанс стоит идти бодрым и выспавшимся, потому что в противном случае есть шанс заснуть. Вроде не такой уж и длинный, но по ходу фильм может заставить клевать носом не раз. Виной тому сюжет, разваливающийся на отдельные, почти не связанные между собой куски.

Пересматривать же «Алису» желание не возникает решительно. Зачем, если это одно расстройство? Бёртон не оправдал надежд, как наши фигуристы на Олимпиаде. Но если они ещё, может, своё возьмут в Сочи через четыре года, то ожидать более адекватной киноадаптации Кэрролла не приходится.

Кстати, впереди нас ждёт сразу пара картин по мотивам «Алисы», которые по своему жанру тяготеют к хоррору. Так вот они в известной мере честнее работы Бёртона. Они хотя бы не пытаются выглядеть тем, чем не являются.

В гениальной аудиоинсценировке «Алисы в Стране чудес» с песнями Владимира Высоцкого есть песня с вопросом: «Что остаётся от сказки потом — после того, как её рассказали?» Действительно, что?

Бёртоновский фильм исчезает из памяти с ловкостью Чеширского Кота. И самое обидное, едва ли после него останется улыбка.

Александр Фолин, обозреватель Chaskor.ru


Кадры из нового фильма Тима Бартона «Алиса в стране чудес» доступны в разделе «Фотогалереи».

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.