Weekend

300 спартанцев на службе демократии

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов проанализировал очередную ретро-политагитку.

10 мар 2014, 13:30 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов проанализировал очередную ретро-политагитку.

Немногочисленное войско из трёхсот отважных воинов во главе с царём Леонидом пало смертью храбрых, оставив после себя легенду о силе и мужестве. Именно эта жертва была способна объединить разрозненную Грецию для победы над общим врагом – могущественным Ксерксом.

Но до победы ещё далеко – если она произойдёт, то мы о ней обязательно узнаем из третьей части. А пока поразмышляем над тем, что есть сейчас.

Если первая часть фильма, основанного на графическом романе Фрэнка Миллера, рассказывала чистый, ничем не замутнённый миф об отваге 300 спартанцев, рискнувших остановить многотысячное войско персидского царя Ксеркса, то вторая часть «Расцвет империи» имеет явные политические подтексты. О свободе, демократии, объединении, выборном праве, индивидуальном горшке… Никто не запрещал утрировать, ведь патриотизм зашкаливает и несколько раздражает.

Наши соотечественники тоже задумали сделать кино, основанное на мифе. Называется оно «Двадцать восемь панфиловцев». Герои картины противостоят танковому войску практически врукопашную. Никто не скрывает, что это легенда, основанная на исторических фактах. То же самое произошло и со спартанцами. Однако рассказ на основе их подвига не ограничивается только лишь его описанием, а идёт намного дальше.

Вдохновлённый ещё в детстве фильмом «300 спартанцев» 1962 года Фрэнк Миллер, повзрослев, решил показать свою интерпретацию случившегося, которая называлась просто «300». В основу он положил известные события и преподнёс их с присущими жанру гиперболизмом и экстравагантностью. Заку Снайдеру, режиссёру первой картины, надо сказать, весьма повезло, ведь Фрэнк Миллер известен тем, что относится к некоторым экранизациям своих комиксов весьма дотошно. Так было с «Городом грехов» – пока Родригес не принёс ему отснятый кусок фильма в стилистике первоисточника (картинки из комиксов были использованы практически как раскадровки), он на съёмки не давал разрешения и отказывал всем.

Есть такая легенда про Миллера. Уже после «Спартанцев» он сам выступил режиссёром «Мстителя» (The Spirit). Все перечисленные фильмы имеют схожую стилистику – они максимально графичны и выглядят как ожившие картинки. От любви к первоисточнику фильмы эти изобилуют также рапидной съёмкой и закадровыми пояснениями. Крутейший видеоряд – фанаты в восторге.

300 спартанцев на службе демократии

На этот раз (как когда-то Заку Снайдеру) повезло практически никому не известному Ноаму Мурро, которому довелось сесть в режиссёрское кресло сиквела картины, так как Снайдер был занят постановкой «Человека из стали». Однако это не помешало Заку написать сценарий к фильму «300 спартанцев: Расцвет империи» в соавторстве с Миллером. Мурро, в свою очередь, справился с возложенными на него полномочиями весьма успешно – визуально продолжение ничем не отличается от первой части фильма.

Хотя говорить о второй части «Спартанцев» как о сиквеле было бы не совсем верно. «Расцвет империи» начинается раньше событий, прославивших легендарных спартанцев, происходит во время их героического подвига и завершается уже после того, как «персы предложили спартанцам то, от чего они не смогли отказаться, – красивую смерть».

Афинянин Фемистокл (Салливан Степлтон) так же, как и царь Спарты Леонид, по моде окладисто небрит, носит всё те же шесть кубиков пресса на животе, также умеет громко кричать, бить мечом, копьём, и девушки от него без ума (одна точно)»

Теперь на авансцену выходит полководец Фемистокл, мечтающий объединить разбитую на полисы-государства Грецию в единое целое и дать отпор супостату Ксерксу по всем фронтам. И вообще он борется за Свободу с большой буквы – за свободу страны, за вновь народившуюся идею – демократию. Не правда ли, это даёт щелчок по носу тому, кто вдруг забыл о самой свободолюбивой стране в мире?

300 спартанцев на службе демократии

Афинянин Фемистокл (Салливан Степлтон) так же, как и царь Спарты Леонид, по моде окладисто небрит, носит всё те же шесть кубиков пресса на животе, также умеет громко кричать, бить мечом, копьём, и девушки от него без ума (одна точно). Оратор из него тоже нехилый и явно вдохновлённый Леонидом: «Про нас напишут через 1000 лет, что мы предпочли умереть стоя, а не жить на коленях». И это учитывая, что в бой он ведёт далеко не спартанцев, а простых афинских крестьян-землепашцев. Единственное, он не горлопанит: это Афины! И, что весьма существенно, он более дальновиден, чем Леонид – в политтехнологиях и пиаре знает толк: «Теперь у Греции есть свои мученики. Великая жертва Леонида – это не поражение, а пример, который должен объединить против врага». Умеет повернуть события в свою сторону.

300 спартанцев на службе демократии

Ещё один новый и немаловажный персонаж – это Артемисия (Ева Грин), серый кардинал персидского войска. Кстати, именно из-за неё фильм чуть было не получил название «Битва при Артемисии», но создатели сочли его слишком экстравагантным. Её судьба не оригинальна – как и у многих комиксовых героев, её родители были убиты у неё на глазах, и теперь она одержима местью. В фильме будет подробно показано её непосредственное участие в становлении царя-бога Ксеркса. Он, как и в первой части, весьма могуч – один из колоритнейших антигероев последнего времени.

300 спартанцев на службе демократии

Все события в фильме пару раз наталкивают на мысль о том, что в войне нет ни правых, ни виноватых, у всех руки в крови. Но эти размышления тут же тонут в чане с ура-патриотическими лозунгами и молодняком, рвущимся в бой, у которого только долг на уме. «Долг каждого мужчины – защищать свою семью и страну».

Конечно, в этом нет ничего крамольного, но только вот выглядит подозрительно нарочито, как политагитка.

1 комментарий

avatar
scaramouche 13 мар 2014, 15:41
Свекла за свеклу. Драма (угрызения неосуществленного сценария ) Действующие лица : Ксерокс злой царь Гуннов, Буряк Обаменко храбрый предводитель греческой справедливой сосократии, Урсула Гамбургская, добрая святая , мощи которой хранятся в Соборе Дам-но-Невам, парубок Поценюк, козак Турча, мертвая панночка Юля, кузнец Очко, хлопци с резиновыми колэсами, мильоны гуннов и пьяных московитов из Костромы, татарва в рваных зипунах. Место действия Неизвестно Где. Декорации- санкции из папье маше. Действие первое. В захваченной гуманистической церкви Запада гунны и московиты жарят шашлык из убитых европейцев. Восседающий на троне Ксерокс пьет кровь гуманизма. Гроза , сверкают молнии. Татары злятся из-за того, что им ничего не досталось. Ксерокс- Ценя нас невысоко или мысля, Что с той поры, как опочил наш брат, Пришло в упадок наше королевство, Вступив в союз с мечтой самолюбивой, И неустанно требуем от всех Возврата тех земель, что в обладанье Законно принял от его отца Наш достославный брат! (Татарва, визжя и злясь, погнала верблюдов на Запад. Гунны и московиты за ними , чтобы меньше досталось тем. Гуманизм в акуе.) Действие второе. Окраины Неизвестно Где. Шинок возле тайного хутора. Урсула , панночка в гробу, парубок Поценюк, козак Турча и кузнец Очко. Панночка, пока никто не видит , курит, лежа в гробу и красит ногти. Кузнец - Юля, выйдэ за мэне замуж , я тобi чоревiки гарнi на платформе куплю. Юля – Та, нi, не выйду … На шо тi мiне здався ? (жiнка грае косамi ) Урсула – Не время спорить , время умереть за правду ! Парубок , козак и кузнец молча переглянулись . Панночка отвернулась к стенке. (тихо пролетела ракета «Тополь» , все по Чехову) Неожиданно появляется Буряк Обаменко в латах из чипсов , жуя гамбургер. Буряк – И вас мы просим, бросить Бесплодную печаль, о нас помыслив Как об отцах; пусть не забудет мир, Что вы всех ближе к нашему престолу И я не меньшей щедростью любви, призвал вас умереть за нас ! Хор хлопцев с резиновыми колэсами (поют) – А у нас - сплошные передряги: То в огороде недород, то скот падёт, То печь чадит от нехорошей тяги, А то щеку на сторону ведёт. Все совещаются в Шинке. Шинкарка как всегда торгует горилкой. Действие третье . Апофеоз Царь Ксерокс на троне , вокруг все : Буряк Обаменко, Урсула, парубкi, хлопцi , колэса резиновые, злая татарва , гунны, трезвые и злые московиты , верблюды , санкции в виде огромного пузыря из газет и другого хлама ненужного Буряку Обаменко. Все спорят. Царь молча пьет горящую нефть, в руках скипетр в виде пера Жар-птицы . Царь Ксерокс - Ходатаи греховных домогательств, Звучащие как чистые обеты, Чтоб лучше обмануть. Раз и навсегда: Я не желаю, чтобы вы отныне Губили свой досуг на разговоры, бесплодные, как камень ! Смотрите, Я это приказал. Теперь ступайте! Урсула – Я буду вам , во всем послушна, господин ! Гунны и московиты – Да охранят нас ангелы господни! - Отец, державный наш, ответь же нам! Не дай сгореть в неведенье, скажи, Что это значит, Что ты, во всем железе Вступаешь вновь в мерцание луны, Ночь исказив; и нам, шутам природы, Так жутко потрясаешь естество Мечтой, для наших душ недостижимой? Скажи: зачем? К чему? И что нам делать? Ксерокс - Не сведши счетов, призваны мы были когда –то к ответу, Под бременем несовершенств. Но вновь пришла пора вернуть нам все. Обаменко – Ты нам заплатишь за это все сполна ! Парубок, выпусти хлопцев и подожги колэса ! Парубок Поценюк – Сейчас ,- поглажу шкарпетки ! Денег дадите , папаша ? Обаменко – Ккакой я вам папаша ?! Денег дам , но мало. Парубок Поценюк – утесняете вы нас, папаша. Обаменко – с вас станется, победу обеспечив, у Ксерокса возьмете . Европейская цивилизация мечется у себя в огороде с лопатами , ищет газ и нефть. Раздаются звуки симфонического оркестра , И.П. Чайквоского «Птичье озеро». Гунны, татары и московиты (татары в середке, чтоб не убежали) явылися в Неизвестно Где …Европа выключила кино, запретила свои гроши и пьяним москалям шарохаться с девицами в Каннах . Все в акуе. Шинкарка продает горилку . За-ана-вес ! (Использованы произведения В.Шекспира, В.С. Высоцкого )

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.