Богемская рапсодия
Bohemian Rhapsody
Великобритания, США / 134 мин. / 18+
Биографическая музыкальная драма

Режиссеры: Брайан Сингер, Декстер Флетчер
В ролях: Рами Малек, Гвилим Ли, Бен Харди, Джозеф Маццелло, Люси Бойнтон, Эйдан Гиллен, Аллен Лич, Том Холландер, Майк Майерс, Аарон Маккаскер

В прокате с 1 ноября

Первый художественный фильм о группе Queen заведомо был обречен и на успех, и провал одновременно. Половина его успеха обеспечена полными залами фанатов легендарного коллектива, половина неуспеха — тем же самым. «Богемскую рапсодию», в целом снятую специалистом по «Людям Икс» Брайаном Сингером и доснятую другим режиссером, Декстером Флетчером, нельзя смотреть без волнения, а посмотрев, нельзя о ней не спорить.

Фанаты Queen уже делают это яростно, ругая исполнителя главной роли Рами Малека за то, за что его ругать нельзя — за внешность, особенно рост. Хотя он уступает Фредди Меркьюри в росте только два сантиметра, тогда как рост Саши Барона Коэна, который мог сыграть Меркьюри, но хлопнул дверью перед главным заинтересованным лицом Брайаном Мэем, составляет 1,91 м. Интересно, каким бы мог получиться Меркьюри в исполнении Барона Коэна? Это первый вопрос, которым задаются возмущенные окончательным выбором актера на роль рок-легенды.

Премьера недели. «Богемская рапсодия»

Между тем образ, созданный Малеком, — главное очарование этой «Богемской рапсодии» наряду с шармом семидесятых и восьмидесятых. Действие начинается, когда Фредди — уже не Фаррух, но еще не Меркьюри — подрабатывает грузчиком в Хитроу, пишет стихи и таскается по клубам, в одном из них встречая свою судьбу — будущих Queen. Композиционно картину обрамляет знаменитое выступление группы в числе других рок-легенд на концерте Live Aid в 1985 году, в ходе которого величайшим звездам рока удалось собрать десятки миллионов фунтов на помощь погибающим от страшного голода эфиопским детям.

Между проходом Меркьюри к сцене стадиона Уэмбли — камера следует за ним сзади — к 80 тысячам собравшихся зрителей и началом исполнения главного хита Queen, именем которого назван фильм, — история успеха группы, история написания «Богемской рапсодии», история взаимоотношений внутри коллектива. «Круче их музыки только их история» — явно скроенный наспех слоган картины, с которым, опять же, будут спорить фанаты, и справедливо.

Alt

Рами Малек, известный широкому зрителю только ролью суперпрограммиста в сериале «Мистер Робот», умеет врастать в образ, но если в чересчур снобистском «Мистере Роботе» это только раздражало, то в случае с «Богемской рапсодией» оправданно, и даже больше: Малеку удалось сделать своего собственного Фредди, вместо того чтобы скопировать настоящего, притом что работа над воссозданием мимики, жестов и манеры исполнения Меркьюри актером проведена основательная.

Его крупные планы производят магический эффект — если продюсеры картины несколько лет назад погнали Сашу Барона Коэна, потому что рассчитывали сделать кино для любой аудитории, а не эксцентрическое, с главным его акцентом вышло ровно наоборот. Хрупкий Малек в костюмах Меркьюри и париках под Меркьюри — пощечина общественному вкусу не хуже трусов Бората, и это великолепно, это доказывает, что кино, даже созданное крупной студией, по косточкам рассчитанное ее боссами и снятое приглашенным ими первоклассным ремесленником, живет своей жизнью.

Премьера недели. «Богемская рапсодия»

Еще это доказывает, насколько большое значение в байопиках имеет атмосфера времени — здесь она передана живо и чутко, не в последнюю очередь благодаря огромной работе художников по костюмам и дизайнеров. Дух времени, правильно схваченный, оживляет даже отыгранные штампы биографий больших рок-музыкантов. В «Дорз» Оливера Стоуна казалось, что все происходит прямо сейчас, а 60-е — нарисованными на стене, фильм распадался, несмотря на идеальный кастинг.

В «Богемской рапсодии» есть любая сцена из рок-биографий: знакомства в клубах, насмешки над истеблишментом, нетерпимость в общении со старшим поколением — но все растворяется в драйве 70-х — или в музыке Меркьюри, Мэя, Тейлора, Дикона: возможно, все дело в том, что до сих пор фильмов о Queen не снимали. И в том, что этот первый фильм — именно о группе, а не об исканиях ее фронтмена Меркьюри, чего не позволил бы — и не позволил Барону Коэну — Брайан Мэй.

Alt

И, главное, в том, что это фильм о легендарной рок-группе, соревнующейся с другими легендарными рок-группами в легендарную эпоху рока и клубов с той стороны экрана, по эту сторону которого — время инди и баров. Получается, что, хотя рефреном в картине звучат слова о добрых помыслах и делах, принимающие вполне наглядное содержание бесплатного грандиозного рок-концерта в поддержку умирающих от голода, — гораздо нагляднее в смысле отражения идеи фильма — фраза «вы будете выступать на глазах двух миллиардов человек на одной сцене с Джаггером, Боуи, Полом Маккартни, The Who, Элтоном Джоном, Led Zeppelin, Стингом, Бобом Диланом, Би Би Кингом, Филом Коллинзом, The Beach Boys, Judas Priest, Status Quo, Pink Floyd».

Об этом и «Богемская рапсодия» — не только о личности Фредди Меркьюри и только не о философии творчества, а о том, как молоды мы были. Часть ее успеха обеспечена полными залами фанов великого коллектива, неуспеха — тем же самым. Ее невозможно смотреть без волнения и не спорить о ней.

Первая полоса