Шерлоки: атака клонов
Колумнист «Югополиса» Елена Крылова попыталась разобраться в причинах холмсомании, внезапно поразившей прогрессивное человечество.
Елена Крылова
журналист
К
олумнист «Югополиса» Елена Крылова попыталась разобраться в причинах холмсомании, внезапно поразившей прогрессивное человечество. Бум Шерлоков возник мгновенно и вроде бы ниоткуда. Казалось бы, ничто не предвещало, а вдруг случилось. Но вдруг — это только на первый взгляд. А если поразмыслить, тема-то с длинной бородой. Сколько за полтора с лишним столетия было театральных постановок, а затем и кино-, телеэкранизаций приключений двух странных персонажей, рождённых богатым воображением сэра Артура Конан Дойла, подсчитать вряд ли возможно. Современники автора вспоминают некую пьесу о Шерлоке, поставленную в конце 19-го века Чарльзом Фроманом. Она была интересна тем, что по требованию Уильяма Джиллета, мечтавшего сыграть главную роль, сюжетные коллизии были изменены до неузнаваемости, как и образ главного персонажа. Актёр даже зачем-то потребовал женить Холмса, на что Конан Дойл дал своё благословение: мол, можете его даже убить, если хотите. Почему он так ответил? Наверное, оттого, что Холмс, ставший героем 56-ти рассказов и 4-х повестей, ему до смерти надоел. И главное: сам Конан Дойл не разделял всеобщих восторгов по поводу своего детища, рассказы о котором имели бешеный коммерческих успех, а считал себя автором серьёзных исторических романов. Не зря же пытался покончить с эпопеей, грохнув героя у Рейхенбахского водопада, и грохнул бы, если б не слёзные просьбы английских трудящихся и примкнувшей к ним лично королевы Виктории.С тех пор Шерлок Холмс и его напарник Джон Ватсон прочно оккупировали умы, театральную сцену и экран, и клоны этих замечательных героев вот-вот начнут в буквальном смысле сталкиваться лбами, поскольку экранизации идут по нарастающей.
Не соблюдая хронологию, хочется вспомнить самые заметные.
40-серийная телеэпопея британской студии «Гранада Телевижн». Классический сериал с прославленным Джереми Бреттом в главной роли. Очень качественный, но несколько занудный, где всё на полном серьёзе, а Холмс и Ватсон — два рыцаря без страха и упрёка, очень похожие на тех, которых имел в виду мистер Конан Дойл. Английские критики, однако, отметили совсем другой недостаток: дескать, Бретт — слишком красив для Холмса. Вот и пойми этих англичан.
Не зря же Конан Дойл пытался покончить с эпопеей, грохнув героя у Рейхенбахского водопада, и грохнул бы, если б не слёзные просьбы английских трудящихся и примкнувшей к ним лично королевы Виктории»
Знаменитый цикл из пяти фильмов, снятый на «Ленфильме» Игорем Масленниковым, - практически «наше всё». Его можно смотреть бесконечно, как «Семнадцать мгновений весны», или «Место встречи изменить нельзя», или «Унесённые ветром», тихо подрёмывая у телека и сопровождая этот процесс прихлёбыванием глинтвейна.
Масленников утверждал, что снимал комедию. Пожалуй. Есть в фильме смешные ситуации, Ватсон в исполнении Соломина — курнос и чуть-чуть дураковат. Лестрейд — классический идиот, а миссис Хадсон — потешная курица. Зато Василий Ливанов-Холмс — настоящий английский джентльмен. Настолько классический, что получил орден Британской империи, стал прототипом памятника Холмсу у британского посольства, а в доме на Бейкер стрит, 221/ б продаются сувениры с его портретом.
Следующие экранизации эпопеи были далеко не такими эталонными. В английском фильме «Дело о шёлковом чулке» впервые появляется специфическая тема, которая и во сне не могла присниться создателю детективной парочки. Достаточно сказать, что Холмса играет Руперт Эверетт, не скрывающий своей нетрадиционной ориентации, и сюжет пляшет вокруг предполагаемой женитьбы Ватсона, из-за чего Холмс страшно бесится и не вылезает из опиумного притона. Реплики главного героя типа: «Женщины — неизбежное зло» или «Как же вы справитесь без Ватсона?» - «У меня есть игла» становятся кайенским перцем, придающим знакомому блюду странный привкус. Вроде бы смешно, но чуточку жестковато.
Еще дальше пошли наши соотечественники Григорий Горин, Аркадий Хайт и Алексей Симонов, соорудившие «Мой нежно любимый детектив». Это уже явная пародия на шерлокиану, прежде всего — на фильм Масленникова, в которой действуют мисс Шерли Холмс и мисс Джейн Ватсон. Особый шарм добавляет то, что в производстве этот чудесной ленты задействована чуть ли не половина съёмочной группы масленниковского фильма-прототипа, и даже знаменитая музыкальная тема присутствует в слегка изменённом виде.
Понятно, что после таких плясок на костях киноклассики остаётся всего один шаг до двух недавних блокбастеров о Холмсе-Ватсоне, сделанных с завидным размахом и мастерством, но камня на камне не оставляющих от дорогих всем нам образов благородных друзей-детективов.
Понятно, что после таких плясок на костях киноклассики остается всего один шаг до двух недавних блокбастеров о Холмсе-Ватсоне»
Оба проекта стартовали почти одновременно: 2 фильма «Шерлок Холмс» Гая Ричи и 2 сезона сериала ВВС «Шерлок» Стивена Моффата и Марка Гэтисса.
Ричи взялся за дело по-голливудски: лихой сюжет, суперзвёзды (Роберт Дауни-мл. и Джуд Лоу), масштаб, шикарные диалоги и костюмы, компьютерная графика, трюки. Народ повалил валом. Но на кого? На старых знакомых, героев минувших эпох, но мыслящих и действующих глубоко по-современному или на очередных «рок-н-роллщиков», одетых в старинные костюмы?
Не знаю, видел ли Ричи образчики иронической холмсианы своих предшественников или просёк сам: чёрная комедия, жёсткий юмор на грани фола — верный способ вывести в хиты замшелые истории про двух благородных сыщиков. Нужно просто всё грубо перемешать: жанры, эпохи, вымысел и реальность, исторические события, заставить привычное неспешное действие нестись в бешеном темпе, обстебать все реверансы перед классикой — и это сработает. Так и вышло. Фильмы получились весёлые, стильные, современные, но при этом незаметно задевающие какие-то извечные романтические струнки в душах зрителей. Результат впечатляет — девятизначные суммы кассовых сборов.
По сути Гай Ричи даже ничего нового не изобретал. Он просто перенёс все честно наработанные на своих предыдущих фильмах приёмы на другую художественную почву. Постмодернизм в чистом виде.
И, конечно, популярная нынче «голубая» тема заиграла в его «Шерлоке Холмсе» яркими красками. Нам даже не приходится гадать, что же мы видим на экране — настоящую мужскую дружбу или нечто другое? (Кстати, Роберт Дауни и сам в интервью допускал сомнительные шуточки на этот счет). При том, что оба главных героя в трактовке режиссера — настоящие супермены. Но, тем не менее, - многозначительные взгляды и жесты, сцены ревности, фаллическая символика — этого добра здесь немало. И все это мило, смешно, без пошлости.
И если у Ричи Шерочка Холмс и Машерочка Ватсон свободно кочуют из 19-го века в 20-й, то авторы телепроекта «Шерлок» пошли еще дальше: герои — молодые парни из 21-го. Действительно, почему бы и нет? Собственно, и сам Конан Дойл путался в показаниях.
У Дойла Холмс курит, как паровоз, и балуется кокаином внутривенно. Сейчас ему придётся забыть о вредных привычках и налепить на руку антиникотиновый пластырь»
Так и не ясно, когда же родился Холмс: в 1850-м или в 1854-м, а, может, вообще в 1837-м, когда появился на свет его реальный прототип — доктор Джозеф Белл? Так почему бы не приблизить действие вплотную к нашим дням, избавившись от тяжеловесных декораций викторианской эпохи? А заодно можно коренным образом поменять основные характеристики главного героя в свете сегодняшних ценностей. У Дойла Холмс курит, как паровоз, и балуется кокаином внутривенно. Сейчас ему придется забыть о вредных привычках и налепить на руку антиникотиновый пластырь.
Итак, «Шерлок» - нью-холмсиана, попытка №...Ночь, улица, фонарь, Лондон, Холмс, Ватсон, Мориарти, миссис Хадсон и Лестрейд. На этом любые пересечения с Конан Дойлом заканчиваются. Дальше всё по-взрослому. 2011-й год, в кадре крупно маячит London Eye, в адски закрученных сюжетных поворотах лишь смутно угадываются обрывки привычных похождений сладкой парочки, о которых повествует бывший военврач в своем блоге. Характеристики персонажей тоже поменялись, перед нами явный социопат (Холмс) и рубаха-парень (его назатейливый друг).
Выбор актеров на главные роли — настоящая удача авторов сериала. Бенедикт Камбербэтч (Холмс) и Мартин Фриман (Ватсон), оба обладающие странной внешностью, весьма далёкой от модельных стандартов, так идеально вписались в полубредовую картинку, что даже неудивительно, что карьеры обоих после «Шерлока» резко пошли в гору. Настолько, что это затормозило съемки 3-й части «Шерлока» - оба актера теперь не вылезают с других съёмочных площадок.
Пересказывать сюжетные ходы вряд ли имеет смысл, все, кому надо, фильм посмотрели, многие — не по одному разу. Благо что крутят его безостановочно по всем каналам, а скачивать в Интернете новые серии можно практически в день премьерного показа в стране-производителе, ведь качественный перевод на русский делается за один день.
Создатели сериала, Моффат и Гэтисс, - умнейшие люди, это чувствуется по диалогам, изысканному юмору, отменному вкусу и изяществу, с которым они умудрились сделать феерическое шоу из давно навязшего в зубах допотопного сюжета.
И, конечно, фильм очень украсили жёсткий стёб и все та же тема нетрадиционных отношений, которая сейчас в тренде. Если во времена Конан Дойла джентльмены снимали одну квартиру на двоих, и это было нормально, то сейчас — вызывает вопросы. Двусмысленность отношений героев подана в фильме с большим изяществом. Реплики персонажей на эту тему временами вызывают просто гомерический хохот.
Смешная подробность: английская журналистка высказала персональное пожелание к следующему сезону «Шерлока» - «Больше гомоэротичного томления». «Нет», - ответил Моффат, состоящий в традиционном браке; «Да», - заверил Гэтисс, живущий с партнером. Что ж, посмотрим, но не так скоро — 3-й сезон ожидается не раньше, чем через год. А пока народ в соцсетях всерьез обсуждает, как мог выжить Холмс после страшного падения с крыши небоскрёба.
Попробуем всё же ответить на вопрос: почему эти два персонажа столь живучи и востребованы? Мне кажется, причина в том, что, сохраняя привычную внешнюю оболочку, они не остаются застывшими мумиями, а все время внутренне меняются, и каждый новый создатель очередного проекта наделяет их чертами, максимально отвечающими сиюминутным ожиданиям общества. Надоели стереотипы? - ну и к чёрту их, вот вам что-то новенькое. Ведь если подумать, Холмс и Ватсон сопровождают нас всю жизнь, они почти что наши родственники. Мы все разные люди, значит, и они должны быть разными.
Ведь если подумать, Холмс и Ватсон сопровождают нас всю жизнь, они почти что наши родственники»
А на подходе очередная холмсиана — 16-серийный телефильм Андрея Кавуна, постановщика «Кандагара» и «Охоты на пиранью», с Игорем Петренко (Холмс) и Андреем Паниным (Ватсон). Как вы думаете, кого мы там увидим? Судя по фотографиям в Интернете, - простофилю и солдафона. А еще за эту тему вот-вот всерьез возьмутся американцы. И ведь не надоедает!
Потому что любит народ борцов за правое дело. И не только дуэт Холмса с Ватсоном, но и другие парочки: Дон Кихота и Санчо Пансу, например, или Тиля Уленшпигеля с Ламме Гудзаком. И детективов тоже любит: Эркюля Пуаро, мисс Марпл, Ниро Вульфа, комиссара Мегрэ, отца Брауна, Перри Мейсона, Лу Арчера, Фандорина с Каменской и множество других. Заговоры, погони, опасности, адреналин, головоломки. Так хочется во всем этом поучаствовать. Но, желательно, как-то без напряга, сидя в удобном кресле, в уюте и тепле.
Я уверена: всё самое толковое в жизни происходит случайно. Вот так и Конан Дойл 150 лет тому назад — шел в комнату, попал в другую...Очень удачно он попал!
7 комментариев
Kyr 02 фев 2012, 16:34
mono-polist 02 фев 2012, 17:37
Персик 02 фев 2012, 18:01
vertgalant 03 фев 2012, 10:15
Negodyai 03 фев 2012, 11:22
Ekaterinodarman 03 фев 2012, 18:14
vertgalant 04 фев 2012, 09:27
Последние обсуждения