Наука и техника 23 мар 2011, 12:55

Зонд "Кассини" обнаружил у Сатурна "раздвоение личности"

Исследовательский зонд НАСА "Кассини" обнаружил, что "рисунок" радиоволн, которые испускает Сатурн, в северном и южном полушарии существенно различается, и при смене времен года на планете полушария "меняются" периодами колебаний.

Радиоволны, испускаемые Сатурном, - так называемое сатурнианское километровое излучение (SKR) - были зафиксированы аппаратами "Вояджер" в 1980-х годах, когда те с промежутком в один год пролетели мимо планеты. Тогда по этим радиоволнам ученые оценили продолжительность суток на Сатурне в 10,66 часа.

Однако затем измерения зондов "Улисс" и "Кассини" позволили установить, что SKR состоит из двух несинхронных компонентов: радиоволны с северного полюса имели период в 10,6 часа, а с южного - 10,8 часа, сообщает РИА Новости.

Последние наблюдения "Кассини" показали, что периоды волн на полюсах начали "меняться местами": период северных волн начал расти, а южных - падать, пока 1 марта 2010 года, примерно через семь месяцев после сатурнианского равноденствия, они не совпали.

"Наши данные еще раз подтвердили, какой Сатурн все-таки странный. Мы думали, что разобрались с характером радиоизлучения газовых гигантов, поскольку у Юпитера с этим все очень просто. Если бы "Кассини" не задержался у Сатурна, ученые не узнали бы, что его радиоизлучение совершенно иное", - сказал руководитель группы радиоисследований зонда Дон Гернетт (Don Gurnett), чьи слова приводит пресс-служба.

Новые выводы заставили ученых пересмотреть более ранние измерения. Выяснилось, что и "Вояджер", и "Улисс" наблюдали следы этого процесса. В частности, в данных "Улисса" за 1993-2000 годы видно, что "обмен" периодами произошел примерно в августе 1996 года, через девять месяцев после предыдущего равноденствия.

По мнению исследователей, такое "раздвоение личности", вероятно, вызвано не разными скоростями вращения полушарий, а колебаниями скорости ветров на больших высотах. Две другие группы исследователей, работающих с зондом, выяснили, что и магнитосфера планеты, и полярные сияния меняются схожим образом - с разными периодами у разных полюсов.

"Поток электронов, идущий в атмосферу, вызывает полярные сияния и радиоизлучение, а также влияет на магнитное поле планеты, поэтому ученые полагают, что все эти наблюдаемые колебания связаны с меняющимся воздействием Солнца на Сатурн", - сказал участник исследовательских групп Стэнли Каули (Stanley Cowley).

По данным на 1 января 2011 года, "обмен" периодами продолжается: период северных радиоволн составляет 10,71 часа, южных - 10,54 часа.