Наука и техника 04 июл 2013, 09:33

Японские биологи впервые вырастили печень из стволовых клеток

Японские биологи создали методику, которая позволяет выращивать полноценные "заготовки" печени из перепрограммированных стволовых клеток и пересаживать их в тело мыши или человека, что позволит в ближайшем будущем восстанавливать эти органы при повреждении и болезнях.

Графическое изображение стволовых клеток

Каке сообщает РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

В июне 2012 года японские биологи под руководством Хидэки Танигути из университета Йокогамы (Япония) сделали большой шаг на пути к созданию искусственной печени, научившись превращать перепрограммированные стволовые клетки (iPS) в единичные гепатоциты, основные клетки печени.

В своей новой работе Танигути и его коллеги создали "заготовки" печени, успешно пересадили их в тело мыши и превратили их в подобие настоящего органа. Для этого ученые проследили за тем, что происходит при развитии печени в зародыше человека и воспроизвели эти условия в чашке Петри с будущими гепатоцитами. В частности, они добавили в культуру особые клетки из стенок сосудов пуповины, а также клетки-"заготовки" для стенок будущих сосудов печени.

Через 48 часов эти культуры кардинально преобразились — они сжались до небольших комочков, напоминавших прообраз печени в зародыше. Сходство было не только внешним — в этих "бутонах", как их окрестили биологи, были активны те гены, которые обычно связываются с работой гепатоцитов.

Для проверки ее жизнеспособности ученые пересадили "бутоны" под кожу мышей с отключенной иммунной системой и проследили за их ростом. На вторые сутки после имплантации заготовка "подключилась" к кровеносной системе организма-хозяина и начала расти. Через два месяца ученые получили полноценный орган, исполняющий все функции печени.

По словам Танигути и его коллег, искусственная печень сохраняла стабильность и не была подвержена мутациям на протяжении нескольких месяцев эксперимента. Данный факт, как считают биологи, позволяет начать работу над адаптацией этой методики выращивания печени для людей.