Как туротрасль Краснодарского края справляется с логистическими ограничениями, какой тип отдыха выбирают туристы, кто и зачем инвестирует в апарт-комплексы и почему отдых на черноморском побережье в России стоит столько, сколько он стоит, рассказывает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС.

Ассоциация отельеров АМОС основана в Сочи в 2017 году. Реализует программы для развития отрасли и оказывает адресную поддержку отельерам, владельцам предприятий, инвесторам, партнерам.

Уже полтора года мы живем в ситуации закрытого неба, аэропорт Сочи остается единственным воздушным хабом на юге России. Вроде бы логистические трудности должны сделать предложение более лояльным для спроса, но на деле отдыхать на нашем юге стало еще дороже. Откуда такое противоречие?

Я бы не назвал это противоречием, это объективная реальность. Все адаптируются. Туристы добираются и до Геленджика, и до Новороссийска, и до Анапы. И в Крым едут. Бизнес и граждане находят выход даже в самых сложных ситуациях, просто нужно время. Несмотря ни на что, этот год уже можно назвать рекордным по деньгам для Сочи как по числу туристов, так и по валовой выручке предприятий в курортном секторе.

Как краевая власть поддерживает отрасль? Какие меры наиболее эффективны?

Я считаю, что главная мера — это правильная информационная политика. Негативная повестка сильно мешает турпотоку, а когда губернатор сам приезжает на курорты, общается с гостями, транслирует позитивные изменения, то информационный фактор перевешивает даже логистический.

Еще одна эффективная мера — доступное кредитование, однако его не хватает. Краснодарский край держит уверенное первое место по объему туризма по стране, но когда мы видим меры поддержки в Москве… Мне говорят: ну, это же Москва, там деньги есть. Так потому и есть деньги, что они правильно поддерживают разные отрасли. Поддержка туризма в Москве очень сильная.

Если для края сфера туризма очевидно важна, то почему бы нам не проводить большой экономический форум именно по турнаправлению. ПМЭФ есть, Дальневосточный экономический форум есть, а у нас глохнут даже обычные профессиональные выставки. Я думаю, это должна быть инициатива руководства края.

Ведь, понимаете, за туриндустрией в рост пойдет и все остальное. Сельское хозяйство становится успешным тогда, когда приезжают туристы и все съедают. Давайте посчитаем: в год к нам в край приезжает 17 миллионов туристов. В среднем, отдых одного человека длится неделю. За день он съедает продуктов не менее чем на 500 рублей. В сумме получается колоссальный сбыт продукции агропрома. Поэтому нам нужно подтягиваться.

Какие новые интересные объекты появились в крае в последнее время?

Примеров много. Бывший санаторий «СССР» стал четырехзведочным отелем «Моне». Капитальную реновацию прошел пансионат «Олипийский-Дагомыс» — теперь это фешенебельный Cosmos Stay Le Rond Sochi с дизайном от Sundukovy Sisters. Это наши девочки, которые стали мировыми звездами гостиничного дизайна и открыли офисы в Дубае и Нью-Йорке. Сейчас их пригласили проработать дизайн отеля «Нескучный сад», который строится на базе пансионата «Зеленая горка» в Адлерском районе.Этим летом Mirror Group открыла в Сочи два новых отеля: на месте пансионата «Профспорт» — Mirror Family, и в микрорайоне Светлана — Light Mirror Residence.

Дмитрий Богданов, Ассоциация отельеров АМОС: как переосмыслить российские курорты

«Советский курорт — это, прежде всего, здравница, место, где ремонтируют здоровье, где отдыхают после большой проделанной работы и получают зарядку для работы в дальнейшем. И становится курорт подобным местом только благодаря особым качествам природы, его окружающей», — писал журнал «Советская архитектура» в 1929 году, подчеркивая, что природа — не декорация, а «рабочая часть курортной системы». И здравницы работали. «На вашей паровой бане я потерял полтора кило!» — жаловался герой фильма 1936 года «Девушка спешит на свидание».

Среди перечисленных отелей есть апарт-комплексы. Сегодня они все более популярны в России. Почему в «апарты» выгодно инвестировать?

Объекты с распределенной собственностью — это новый сегмент рынка. У каждого номера в таком отеле есть свой владелец, но все номера переданы в управление управляющей компании. В России больше всего апарт-комплексов находится в Сочи и Санкт-Петербурге. В ближайшие 5-10 лет мы увидим взрывной рост объектов в других регионах, потому что глобально эта модель себя зарекомендовала: только у компании Accor апарт-объектов уже порядка 160 по всему миру. Почему людям нравится инвестировать в апартаменты? Потому что, если у них нет средств, чтобы построить или купить собственный отель, то приобрести номер в большом комплексе и доверить его управление профессионалам — это вполне по карману. Порог входа составляет порядка 15 миллионов рублей, доступна ипотека. И затем гарантирована доходность. Это прекрасный вариант для инвестиций в недвижимость.

Интересно, что клиенты сами повышают уровень качества услуг на этом рынке. Сейчас они приезжают и говорят: я готов купить, но расскажите мне, кто будет управлять, какая будет доходность, какая будет концепция, почему вы считаете, что комплекс будет хорошо загружаться в течение всего года… И наши девелоперы, следуя за спросом, начинают прорабатывать ниши, приглашать экспертов. Недавно по линии Ассоциации с одним из застройщиков мы подписали договор об экспертном сопровождении. Создали службу защиты инвесторов. Запустили просветительский проект «Миллион инвесторов для курортов юга России». Там дело не только в инвестициях. Задача проекта — сделать так, чтобы в нашей стране появилось как можно больше людей, которые кровно заинтересованы в успехе отечественных курортов.

Есть ли статистика, кто чаще всего покупает апартаменты на юге?

В основном, москвичи, но также много покупателей из Сибири, с Урала, Байкала и Забайкалья. Чуть меньше, но тоже есть с Дальнего Востока. И конечно, вкладываются краснодарцы, ростовчане, петербуржцы. Есть постоянные клиенты с Поволжья. То есть география обширная.

Вы часто говорите о проблеме с кадрами для курортной индустрии. Как она решается?

Это больной вопрос, профессионалов сильно не хватает. Турбизнес непростой, а сейчас он еще очень технологичный и дорогой. Даже небольшой гостевой дом на 20-30 номеров требует CRM, синхронизирования с системами бронирования, связки с системой продвижения, потому что глубина продаж может составлять год. Мы рекомендуем отельерам держать продажи открытыми на год вперед.

Горничные должны быть профессионально подготовленными: норма работы горничной — уборка двадцати номеров в сутки. Смогли бы вы ежедневно убирать 20 комнат? Это нужно уметь делать. Плюс горничные должны обладать морально-нравственными качествами, которые позволяют им работать с гостями любого уровня, заходить в номера без всякой крамольной мысли.

Менеджеры отеля должны владеть информацией по каждой категории номера, по всем нюансам и услугам отеля. Сотрудники турфирм должны разбираться в обилии предложений на рынке, быть готовыми ответить на вопросы клиента: где какое питание, в какой номер можно поставить дополнительную кровать, есть ли СПА или медицинские процедуры, каков режим работы бассейна.

Сейчас подготовка таких кадров лежит на плечах бизнеса. Это неправильно. Потому что когда государство совсем уходит из отрасли, теряются качество и интерес. И мы видим, что сначала в профессии была тысяча человек, потом их стало пятьсот, потом двести.

Дмитрий Богданов, Ассоциация отельеров АМОС: как переосмыслить российские курорты

В Краснодарский край по путевкам с лечением приезжает около миллиона человек, а нужно 5 миллионов

Какое решение здесь может быть?

Открывать больше колледжей и направлений по туризму и гостеприимству. В вузах делать больше программ по переподготовке и повышению квалификации в турсфере. Для санкура нужны сотрудники с медицинскими специальностями. В этом направлении тоже необходимо усилить подготовку. И все это должно происходить при господдержке. Думаю, нужны целевые программы по линии Министерства туризма.

Мне очень нравится, как бизнес и власти развивают туризм в провинции Хайнань в Китае, потому что по структуре экономики она очень похожа на Краснодарский край: там есть сельское хозяйство, большой порт и туризм. И оттуда можно взять много полезных примеров. Смотрите, только семинаров и конференций за первые 5 месяцев этого года на острове Хайнань прошло больше 1100 штук. У нас даже за год такого количества не наберется. Или в Турции: обычный пятизвездочный отель каждую весну принимает 350-400 рекламных туров. У нас отель такого же формата за весну принимает 5-7 информационных туров. То есть полезных референсов много, нужно учиться и заимствовать лучшие практики.

Каких типов отдыха не хватает в Краснодарском крае?

Часто можно слышать, что нам не хватает отелей. Но на самом деле, самый неудовлетворенный спрос — на санатории! Отелей «все включено» не хватает 2-3 месяца в году, а санаториев — 12 месяцев в году. А когда чего-то не хватает, начинают расти цены. При этом самим санаториям не хватает эндокринологов, гинекологов, реабилиотологов, пульмонологов, кардиологов, специалистов по ревматоидным заболеваниям. Но! Санатории у нас хорошие. По опыту знаю, что уже на четвертый день в санатории человек начинает чувствовать себя лучше, просыпаться на час раньше, через неделю он уже бежит по лестницам. Потому что санаторий не про болезни, он про энергию.

Сейчас в край по путевкам с лечением приезжает около миллиона человек. А нужно, чтобы приехало хотя бы 5 миллионов. Поэтому санатории нам очень нужны.

Сколько сейчас стоит день в санатории?

В текущем году еще можно купить путевку по цене 2200 рублей в сутки на человека. Сюда входит проживание в комфортном санатории с бассейном и питанием. В сезон стоимость суток повышается до 5000 рублей на человека. В низкий сезон средняя стоимость составляет до 3000 рублей в сутки на человека.

Но надо не забывать и об интересах отельеров: они не могут вести бизнес в убыток. Тогда это не бизнес. Ведь что такое хороший сезон для турецкого отельера? — Он пошел строить новый корпус или покупать еще один отель. Что такое хороший сезон для нашего отельера? — У него появились деньги на ремонт одного этажа. Административная нагрузка у нас одна из самых больших в мире. Мало где вы найдете столько проверяющих, контролирующих структур.

Не только же административной нагрузкой объясняются такие высокие цены на отдых в России. Почему в той же Турции зачастую провести отпуск стоит в 2-3 раза дешевле, чем на нашем черноморском побережье?

К планированию отдыха нужно подходить рационально, а не спонтанно. Если бы вы бронировали путевку в наши санатории или отели на осень весной, то увидели бы более чем конкурентные цены. Конечно, если искать варианты за пару недель до отпуска, то можно столкнуться с тем, что либо «дорого», либо «мест нет».

Постоянных сочинских туристов около трех миллионов: они каждый год заблаговременно бронируют свои туры и путевки и пользуются самыми выгодными предложениями.

Дмитрий Богданов, Ассоциация отельеров АМОС: как переосмыслить российские курорты

После хорошего сезона отельер в Турции строит еще один корпус, а отельер в России ремонтирует один этаж

Как главу Ассоциации не могу вас не спросить о модных видах отдыха: глэмпинги, экотуризм, агротуризм… На ваш взгляд, это просто веяние или долгоиграющий тренд?

С 1992-го по 2006 год количество турбаз на территории РФ сократилось в 64 раза. Вот такой поток туристов, которые выбирали отдых не в отеле или санатории, мы потеряли. Однако сам спрос, потребность людей в отдыхе на природе, никуда не делась. Поэтому сейчас мы видим возрождение интереса. А если есть спрос, то и предложений становится все больше. Зная сложности внутри направления (комфорт, безопасность), я не думаю, что явление окажется таким же массовым, как турбазы в советское время. До былых объемов еще далеко, но тенденция будет только усиливаться.

Я бы вот еще о каком варианте развития индустрии подумал. У нас нет чартерных яхт, а спрос на морские прогулки растет по всем курортам. Нам нужно строить новые марины и новые яхты. На Хайнане, например, активно развивают все, что связанно с яхтенным бизнесом: строительство, ремонт, реновация, обслуживание, аренда, шеринг. Каждый желающий может получить 50% компенсации расходов на курсы капитанов. Это большой рынок. Надеюсь, в России тоже обратят внимание в эту сторону. У нас ведь есть концепция развития яхтенного туризма, подписанная председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Осталось только начать действовать.


Интервью: Светлана Морозова

Фото: пресс-служба АМОС

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

От ключа до тапочек

Изменения условий господдержки, колебания ключевой ставки и, наконец, просто желание клиента, которое, как известно – закон. Всё это меняет рынок недвижимости на юге страны. Нельзя сказать, что изменения последнего времени кардинальны, но, как говорится, есть нюансы. В этих нюансах и новых тенденциях «Югополис» попытался разобраться вместе с Михаилом Китаниным, руководителем краснодарской компании «ДВЕРИУМ.РУС».
Ситуация

Экологичность и связь времен стали современным трендом застройки в Краснодаре

Тренд на экологичность жилья давно обсуждается экспертами по недвижимости – умные технологии, эко-материалы, вертикальное озеленение и прочие новшества, многие девелоперы давно используют их в своих проектах. Однако краснодарцы сегодня рассматривают эко-характеристики домов как допопцию, нежели как неотъемлемый и обязательный показатель. Такими наблюдениями поделилась с «Югополисом» Евгения Стяжкина, руководитель дирекции разработки продуктовой стратегии федерального девелопера DOGMA.
Бизнес

Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики

Генеральный директор Корпорации рассказал ЮП, как самая мобильная по своей природе отрасль ведет к стабилизации экономических и социальных аспектов жизни.
Ситуация Weekend

На Кубани отгремел фестиваль "Лестница в небо"

В Краснодарском крае прошел двухдневный фестиваль "Лестница в небо". Сотни поклонников рок-музыки собрались в станице Пластуновской. Для зрителей выступили ЙОРШ, Radio Tapok, Чиж&Co, Северный Флот, Joe Lynn Turner, КИПЕЛОВ и другие исполнители.