Бизнес

Шопинг на 600 миллиардов рублей

Кто и что покупает через интернет в России.

17 ноя 2010, 11:00

Специалисты Citibank совместно с инженерами российского Google представили результаты исследования рынка интернет-покупок в России.

Строгим научным стандартам исследование, представленное 2 ноября 2010 года Citibank и Google, и вправду не очень соответствует, поскольку проводилось оно вовсе не социологическими методами (выберем генеральную совокупность, составим выборку, проведём опрос), а скорее путём data mining, то есть перекапывания данных, которые и у Citibank, и у Google и так уже есть.

Банк всё прекрасно знает про своих клиентов — кто, что, когда и за сколько покупал. Поисковик тоже хорошо знает, но о своём — что ищут, что хотят купить. Информация о таких желаниях вовсе не тривиальна и настолько информативна, что уже весьма успешно используется в качестве вспомогательного инструмента, например, для прогнозирования распространения гриппа или перемен в экономических настроениях.

Кроме того, у Google есть ещё и недавно запущенный (при участии IAB Europe и TNS) сервис для интернет-маркетологов «Потребительский барометр», данные которого при анализе российского рынка тоже использовались.

И хотя представители Citibank в ответ на вопрос «Частного корреспондента» заявили, что их исследование вполне репрезентативно по отношению к тем нашим согражданам, которые совершают покупки через интернет и имеют доход не меньше 500 долларов в месяц, подтвердить это весьма затруднительно, поскольку были обработаны данные 450 тыс. клиентов банка. Банка Citi, а не какого-то другого. Кроме того, поскольку платежи в интернете часто совершаются и вовсе без помощи банковских карт, а посредством платёжных систем, то тут авторам исследования пришлось полагаться на собственные оценки и оценки экспертов.

Шопинг на 600 миллиардов рублей
В 2010 году через интернет россияне потратят около 600 млрд рублей на разнообразные товары и услуги

Впрочем, даже учитывая все эти огрехи, результаты исследования всё равно крайне любопытны, а некоторые — совершенно неожиданны.

Оценка общего объёма интернет-розницы производит впечатление. По мнению авторов исследования, в 2010 году через интернет россияне потратят около 600 млрд рублей на разнообразные товары и услуги. Рынок рос последние три года примерно на 200 млрд в год и дорос до этого впечатляющего показателя. Правда, в сравнении с общим объёмом российской розницы это всего лишь 0,7%, а в какой-нибудь там Великобритании, на опыт которой для сравнения часто ссылались представители Citi и Google, рассказывая о своём исследовании, — аж 7%.

В 2012 году на интернет-покупки россияне потратят не менее 800 млрд рублей»

Прогнозы на ближайшие годы, однако, не слишком утешительные: если на рынке не появится какого-то крайне востребованного товара или услуги, за которые будет удобнее всего платит через Сеть, рост объёма замедлится, но всё равно в 2012 году на интернет-покупки россияне потратят не менее 800 млрд рублей.

Кто же эти россияне, которые готовы тратить такие немалые деньги в интернете? Демографический портрет интернет-покупателей довольно сексистский и не слишком демократичный.

В сравнении с клиентами офлайновой розницы, к которой относятся, в сущности, все жители страны, за исключением младенцев, среди интернет-покупателей в два раза больше мужчин, причём молодых (доминирует возраст от 25 до 40 лет). Кроме того, по преимуществу это профессиональные работники с высокой квалификацией.

Демографический портрет интернет-покупателей довольно сексистский и не слишком демократичный»

Самые заядлые онлайновые покупатели — менеджеры среднего и высшего звена и предприниматели. Несложно догадаться, что этот контингент и зарабатывает неплохо: они примерно на 30% состоятельнее обычных покупателей. Они и тратят с помощью банковских карт на 65% больше денег, чем покупатели обычной розницы.

Примечательно, что при таком уровне трат и дохода онлайновые покупатели значительно менее склонны пользоваться кредитами: средний уровень их кредитных обязательств перед банком в два раза меньше офлайновых покупателей.

Шопинг на 600 миллиардов рублей
Лидер продаж в интернете — билеты на транспорт. На эти услуги приходится почти половина всего объёма рынка

Пользуются онлайновыми магазинами, впрочем, не только те, кто в них покупает. Оценить уровень цен и узнать технические параметры товара — такое покупательское поведение стало уже обычным для российских интернет-пользователей. По данным «Потребительского барометра» Google, практически все пользователи Рунета — 88% — уже привыкли сначала выбирать товар в Сети, а уже потом приобретать его в офлайне.

Практически все пользователи Рунета — 88% — уже привыкли сначала выбирать товар в Сети, а уже потом приобретать его в офлайне»

Лидер продаж в интернете — билеты на транспорт. На эти услуги приходится почти половина всего объёма рынка: 35% денег в Сети россияне тратят на услуги авиакомпаний, 13% — на покупку железнодорожных билетов. Третий по популярности вид расходов — услуги турагентств: на них приходится 7% онлайновых трат. Четвёртое место по объёму рынка — 6% — занимают услуги связи. Зато оплата телекоммуникационных услуг — самый частый вид платежей. На него приходится 29% транзакций. На втором месте по популярности — железнодорожные билеты (14%) и онлайновая покупка музыки (10%).

Один из самых неожиданных результатов исследования Citi и Google связан как раз с онлайновыми платежами за услуги связи. Оказалось, что «большой тройкой» операторов мобильной связи — «Билайн», «Мегафон» и МТС — рынок вовсе не исчерпывается. На третье место по объёму платежей за телефонию в третьем квартале 2010 года, обогнав по этому показателю «Билайн», вышел сервис интернет-телефонии Skype, и объём платежей в его пользу продолжает расти.

Шопинг на 600 миллиардов рублей
По официальным данным, на 18 часов 12 ноября в домене .РФ было зарегистрировано 258 431 домен. Это больше, чем в старой зоне .SU, и больше, чем в .FI, доменной зоне довольно технологически продвинутой Финляндии

Американский Skype не единственный в мире активной конкуренции международных компаний с отечественными интернет-сервисами за кошельки интернет-покупателей. Не менее показательна ситуация с онлайновыми магазинами. Среди самых крупных онлайновых «супермаркетов» в Рунете — по преимуществу американские Amazon, eBay и iTunes. И это притом что их функциональность для российского пользователя иногда — как в случае с iTunes — сильно урезана. Однако по объёму продаж именно магазин Apple почти в полтора раза опережает российский Ozon.ru, продажи которого стабилизировались.

Эти примеры демонстрируют глобальный характер интернет-торговли, в которой всё меньше значения имеют границы. Значительно важнее особенности работы российских таможни и почтовой службы. Но даже несмотря на эти препятствия, на покупки за рубежом приходится 57% всего рынка интернет-розницы. Причём больше половины платежей приходится на Люксембург, Великобританию и США. Удивительное для такой маленькой страны, как Люксембург, первое место (18% платежей в зарубежные страны) по популярности покупок у россиян объясняется просто — именно там расположены европейские штаб-квартиры крупнейших международных игроков онлайновой розницы.

По развитию интернет-торговли России далеко не только до Великобритании, но и до многих других развитых стран»

По развитию интернет-торговли России далеко не только до Великобритании, но и до многих других развитых стран. Её развитие во многом останавливает недостаточное проникновение широкополосного доступа, без которого онлайновый шопинг не доставляет особой радости. Поэтому, по мнению авторов доклада со стороны Google, развиваться интернет-торговля будет прежде всего в крупных городах страны, где, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы ожидается бум развития широкополосного доступа.

Доступ в Сеть, впрочем, — это ещё не всё. Не менее важно и повышение уровня жизни, от которого напрямую зависит и обладание подключённым к интернету компьютером, и обыкновение пользоваться банковскими карточками. И просто наличие средств: прогресс стоит денег.

Владимир Харитонов, обозреватель Chaskor.ru

Читайте также

Наука и техника

Виртуальные валюты

Как в давние времена, владельцы соцсетей занялись чеканкой собственных "виртуальных монет". Главная проблема этих псевдо-денег - отсутствие правового статуса.

Первая полоса

Последние новости

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.
Наталья Николаева
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».

Люди

Два дебюта и премьера

Какое манящее слово – дебют. Сколько в нём обещаний и надежды… В каком-то смысле премьера – тоже дебют. Премьера сказки «Русалочка» и два дебюта порадовали зрителей нынешней весной.
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».