Режиссер
— Поехали! (актеру)
— Ой, едет, едет, Емеля едет… Емеля едет
верхом не на санях, а на печке!
— Ну, реагируйте как-то, хоть через оценку. Трон, трон ваш герой увидел, а там брильянты — с кулак величиной: плюнул на руку, потер, а позолота-то на руке остается. Интересно же, да?
Вадим Домбровский, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия:
— Спектакль начинается с очень прозаического
момента: заказа. Все великие и красивые
слова режиссеров: «Я хочу поставить…»,
«Цель моей жизни…» упираются в ограничения
внутри театра — труппу, финансы, репертуар,
имена драматургов. Из всех новогодних
сказок мы выбрали «По щучьему веленью» — она хорошо расходится на труппу,
компактная, игровая, будет интересна
маленькому зрителю и зрителю постарше.
Дальше идет работа с художником и
композитором (хотя у нас будет подбор
музыки — русская классика от Н.
Римского-Корсакова до А. Бородина):
оговаривается концепция спектакля,
образы героев, решения, стиль — и идет
длительный процесс вынашивания спектакля
через наброски и эскизы.
Их я соединяю воедино, потому что каждый творец видит только свой «этаж» спектакля: композитор — музыку, актер — роль, художник — декорации, и только режиссер, стратег или тактик, строит из них «дом».
Поставленный спектакль — загубленный замысел: всегда существует зазор между идеалом и жизнью, идеей и ее воплощением. Когда готова материальная часть спектакля — декорации и куклы, начинаются репетиции: подготовка может идти годами, а постановка и репетиции занимать месяц. Вот тут уже начинается русский психологический театр: застольный период, читки, разводка, проработка нюансов роли и кукловождение — такова кухня.
В «По щучьему веленью» актеры будут работать с тростевыми куклами, они сейчас редко используются. Сам я отношусь к тому малочисленному классу режиссеров, которые в театре кукол любят театр кукол: порой смотришь на фотографии с премьер, и с трудом находишь, собственно, куклу - такое количество живого плана актера в них. Нынче кукольники все хуже владеют куклой как художественным инструментом...
Куклы
Верховые куклы играют на ширме (она же грядка) над актером. Бывают перчаточные (тело куклы — перчатка на руке артиста), тростевые (к их локтям привязаны трости для управления), мимирующие (актер пальцами внутри маски меняет мимику их лиц), мешочные, теневые и др.
Художник
— Дед Мороз — какой-то крючконос…
— Меряйте, не вы один нос будете носить:
составы-то разные. Вот двое актеров
выбыли, потому как заболели. Вы только
не заболейте - иначе нос поносить не
придется.
Наталья
Кашенина, главный художник Нижегородского
театра кукол:
— Спектакль начинается разговором с
режиссером: он ставит задачу, и после
этого художник приступает к черновым
эскизам кукол или персонажей, решению
пространства - сценографии. После всех
обсуждений создается чистовой вариант
образа спектакля в цвете, а затем -
переход к технической части: делаются
куклы в натуральную величину, переводятся
в технические чертежи эскизы декораций
- начинается математика. Если есть
возможность «привязаться» к площадке
(у каждой коробки сцены своя высота и
ширина), делаем эту подгонку параллельно
с чертежами. Последний этап переноса
спектакля от воображения постановщиков
и эскизов в жизнь начинается тогда,
когда мастерские получают задание на
изготовление кукол, декораций и начинают
подборку материалов. Мой авторский
контроль есть на всех этих этапах.
Художник-постановщик присоединяется к бутафорам и непосредственно занимается росписью декораций, кукол и прическами, чем я и занята сейчас. Потом пойду смотреть «выгородку» спектакля — то черное нечто, что заменяет артистам на репетиции декорации и реквизит. Это как раз тот момент, когда художник и режиссер привязывают спектакль непосредственно к площадке. Спектакль «По щучьему веленью» задуман как классический, поэтому он привязан к законам ширмы.
Актеры будут водить тростевые куклы, а те бывают очень сложными — с механикой головы, с раскрывающимися глазами и ртом, но мы пошли по более простому пути, поскольку режиссер только знакомится с труппой, а я — с цехами. Что касается стилистики спектакля, то он будет решен в псевдодревнерусском стиле: дерево, кружево, резьба.
Актеры
— Рамиль и Саша, вы должны стоять так, чтобы была видна реакция ваших персонажей.
— Вадим Александрович, почему Емеля не
может резко повернуться? Получается
тормоз какой-то: медленно идет, медленно
головой крутит.
Рамиль
Кагарманов (Емеля):
— Работа актера в театре кукол мало чем
отличается от того, как рождается
спектакль в драматическом театре. Только
здесь твои замыслы, задумки и придумки
плавно переходят в куклу - вот, собственно
говоря, и все. И уже кукла должна выполнить
все то, что делает драматический артист
на сцене — этот процесс сложнее и объемнее.
А в моем случае и подавно. Емеля, которого
я буду водить попеременно с Сашей
Гилязетдиновым, — моя первая роль в
театре кукол: я — драматический артист,
не так давно приехал из Норильска и
сразу «попал» на Емелю, а это одна из
самых сложных кукол, у которой ты должен
управлять руками и ногами одновременно.
Ширма, трости, куклы — для меня все в
новинку, все интересно, хотя постигать
законы театра кукол приходится на бегу.
Ребята помогают, Вадим Александрович
тоже. Ну да ничего, маленькими шагами
пройдем большой путь.
Максим Ведерников (Царь):
— Для актера театра кукол спектакль
начинается с чтения всей пьесы, потом — работы со своим текстом и образом,
читок с режиссером и другими артистами — все как в драматическом театре: техника
одинакова. Единственное отличие — эмоции
и чувства героя нужно вложить в куклу,
в ее движение и пластику: лицом здесь
не «поторгуешь», потому что все время
за ширмой. Вот мой Царь — заботливый
отец, занят чем-то постоянно, а его
избалованной дочери не хватает внимания:
как все это куклой над грядкой передать?
«По щучьему веленью» — первый спектакль,
который мы после долгого перерыва играем
строго за ширмой, и порой приходится
поломать голову над тем, как выразить
эмоции своего персонажа.
Завпост
Игорь Помазанов, заведующий художественно-постановочной частью Нового театра кукол КМТО «Премьера»:
— Чтобы начать репетировать, режиссеру
и актерам нужна «выгородка» на первый
план: в «По щучьему веленью» — это ширма.
Пока подбираем для той, что будет в
спектакле, ткань, репетируют на ширме
из подбора. Затем изготовили все, что
находится на сцене позади артистов: это
трон для царя на раздвижной стойке,
который будет опускаться вверх-вниз, а
на его месте появится ель, и уже на ели
распустятся розы. Такие вот чудеса.
Позади трона уже готов круг-колесо: он
будет и Солнцем, и Землей — когда Емеля
едет, круг вращается, елки кружатся,
пейзаж меняется.
Пока
на спектакль «По щучьему веленью» ушло
где-то метров 60 реек разного диаметра
и еще 20 метров бруса, 30 метров железного
уголка: деревянные конструкции делает
наш плотник, а металлические нанимаем
варить сварщика. Он еще и инженер — рассчитывает нагрузки. В театре все
должны делать профессионалы: варить,
пилить, играть, ставить. У нас, по крайней
мере, так… В последнюю очередь сделаем
«одежду» сцены: занавес, кулисы, падугу.
В этом спектакле они не так важны, как
в других: скорее, дополняют образ
спектакля. Падуга по верху закроет
портал сцены до половины, занавес новый,
а кулисы наши, «дежурные».
Директор
Алексей Кунченко, директор Нового театра кукол КМТО «Премьера»:
— Новогодние спектакли у нас всегда премьерные и, конечно, с зимними сюжетами. Кто-то предпочитает ставить в праздничную афишу постановки из текущего репертуара, мы же стараемся подарить юному зрителю праздник. Надо сказать, что сказка «По щучьему веленью» с точки зрения бюджета не самая затратная в нашем театре: в смету мы легко вписались, а постановка в театре кукол стоит как отечественный автомобиль. Что касается интермедии с Дедом Морозом и Снегурочкой у живой елки, то ее бюджет даже ниже стоимости нашего среднего спектакля.
Приглашенный режиссер Вадим Александрович Домбровский еще и замечательный педагог: он — профессор Ярославского государственного театрального института, поэтому актеры театра получают уроки по вождению тростевой куклы от требовательного и придирчивого мастера старой школы, что само по себе хороший толчок в части их профессионального роста.
Первая полоса
Последние новости
-
В Краснодаре задержан похититель товаров, съевший штрихкоды, чтобы скрыть улики 16:16
-
Центробанк в третий раз подряд оставил ключевую ставку на уровне 16% 15:54
-
Ухудшилось до вредного: африканская пыль негативно повлияла на качество воздуха на Кубани 15:35
-
В отеле под Туапсе произошел взрыв и пожар 15:13
-
Под Туапсе произошло землетрясение магнитудой около 4,0 14:46
-
Депутат ЗСК Татьяна Очкаласова пожелала школьникам успехов в написании «Диктанта Победы-2024» 14:45
-
Рассказ кадета из Краснодара войдет в новый выпуск альманаха «Незабытые истории Победы» 14:38
-
На Восточном обходе Краснодара произошло смертельное ДТП 14:12
-
"Жители делают вид, что платят полным рублем": вице-премьер Хуснуллин призвал посмотреть подходы к финансированию капремонта жилья 13:32
-
Чрезвычайную пожароопасность прогнозируют в Краснодарском крае 13:14
-
Над армянским собором в Краснодаре подняты кресты 13:01
Комментариев еще нет
Последние обсуждения