В августе 1989 года в одной из лондонских газет где-то между курсами по ведению бизнеса и обучению азам компьютерной грамотности появилось объявление с мистическим заголовком «Твой личный Иисус» и обратным телефоном — (01) 675 22 27. Классифайд пробуждал интригу не только черным фоном, но и сбивающей с толку лаконичностью сообщения — то ли кичливо-богохульной, то ли прямолинейно баптистской. Набрав номер, озадаченный читатель мог за плату (а как иначе?) послушать новый сингл не особо известной группы Depeche Mode.

«С музыкальной точки зрения это все тот же старый DM — гнусавый вокал, нескладные клавишные года этак 81 <...>, а сама песня - монотонный гул» — отзывался один из критиков о релизе британской группы. Ему стоило сделать погромче или поставить на повтор.




Убедительный гитарный рифф, блюзовые сюжеты и пронзительный, врезающийся в подкорку рефрен — ничего этого в творчестве Depeche Mode прежде не было. Не было и 13-й строчки в британском чарте, и тянущегося гулким эхом шлейфа журнальных рецензий — но, черт возьми, кто мог подумать, что именно Personal Jesus превратит Depeche Mode из перспективных синтипоп-желторотиков в супергруппу, оказавшую заметное влияние на рок- и поп-музыку, электронный андеграунд и, в конечном счете, на сам стиль поколения?

Alt
 

Мартин Гор утверждал, что лирика Personal Jesus родилась из впечатлений от чтения мемуаров Присциллы Пресли. «Это книга о том, как Элвис был ее мужчиной и ее наставником, о том, насколько часто так бывает в отношениях, и о том, что человеческое сердце в какой-то мере тоже является Богом» — так в интервью для Rolling Stone звучит каноническая  трактовка автора. Трогательно? Погодите, может статься, Мартин недоговаривает. Современники заметили прикрытую фиговым листом иронию над телевизионными проповедями и газетными объявлениями Билли Грэма, призывавшего принять Иисуса как своего личного спасителя.

«Подними телефонную трубку — и я обращу тебя в веру» — каждая строчка вибрирует, как таблоидная зазывалка, в которой высокая метафизика выряжена краше Дэйва в видеоролике It's No Good. Из этих противоречивых толкований будет складываться судьба композиции.

«Это, пожалуй, самая проповедническая песня, которую я когда-либо слышал. Не знаю, задумывалось ли это автором, но так получилось», - считал Джонни Кэш. Его кавер на Personal Jesus — одна из последних песен классика американского кантри. Незадолго до этого Кэш потерял супругу, с которой прожил 35 лет. Тематика композиции казалась ему не только глубоко христианской, но и личной. Спустя пару месяцев он умер. Мартин Гор считал интерпретацию Кэша лучшей.

«Думаю, если бы мне нужно было написать песню, это было бы именно тем, что мне хотелось сказать» — а это слова Мэрилина Мэнсона, исполнившего самый растиражированный кавер на Personal Jesus. Совсем не миссионерского толка. Гению коммерческого эпатажа даже не потребовалось вторгаться в текст. Снять короткий ролик в стилистике глэм-панка, подсветить на фоне беснующихся артистов политические портреты — и ирония начнет дышать, расправит крылья и донесет рафинированные смыслы до мятежных американских тинейджеров, алчущих от голливудского Мефистофеля новых откровений. Как и Кэша, вопрос, что хотел сказать автор, Мэнсона волновал чуть меньше, чем никак.

Personal Jesus вдохновит десятки артистов — от бабушки немецкого панка Нины Хаген до ультрамодной звезды коммерческого электро Эрика Придца. В 2011 году выйдет законнорожденный ремикс от Stargate, созданный и спромотированный с благословления авторов песни. Премьера пройдет незамеченной. Заслуженно. Подумаешь, еще один ремикс. От Depeche Mode? И что? Отдав создателям сполна, Personal Jesus зашагал без родителей. Скачать акапеллу и залить на Youtube свой кавер может каждый.​

Впрочем, в 1989 все это было за горизонтом. Спустя полгода Depeche Mode показывают миру свой седьмой студийный альбом — Violator. К его выходу нужно было подложить еще одну бомбу.

Традиционно для записи каждой пластинки группа привлекает саунд-продюсера, в немалой степени определяющего звучание релиза. Работать над Violator звали икону эмбиента Брайана Ино. Не срослось. Впрочем, хоть автор Music for Airports в студии так и не оказался, магия его творчества туда определенно проникла. Отчетливее всего она слышна в Enjoy The Silence. Нет, не в том суперхите, что 25 лет не сходит с плэйлистов радиостанций, а в созерцательной медитации, которую изначально написал Мартин Гор.

Послушайте. А теперь представьте реакцию Гора, когда из ювелирной эмбиент-баллады Алан Уайлдер и занявший место Ино саунд-продюсер Марк Элис (он же Flood) предложили сообразить танцевальный блокбастер в стиле диско-хаус? Идея понравилась всем. Кроме Мартина.

Лучше всего расскажет очевидец событий. Видео на английском, но сама мимика Флада и накладывающиеся одна на другую звуковые дорожки во всех красках повествуют, через какие метаморфозы прошел второй сингл с альбома Violator. В двух словах, прости, Мартин!



































 

Как и Personal Jesus, Enjoy the Silence возникла из энергии столкновения идей, несущихся в противоположных направлениях. На Violator они еще не спаяны намертво — можно что-то отсоединить, покрутить — потом воссоединить снова. Интерпретировать Enjoy the Silence даже проще, здесь есть «беспроигрышные решения под ключ», так что средней руки хит под силу и простым смертным.

Знакомьтесь, Майк Коглин. Взрослый диджей, большие танцполы, 87 строчка в DJ TOP 100, статья в Википедии. Начинается она с событий 1998 года, когда Майк записал бесхитростный ремикс на Enjoy the Silence, попал в UK TOP 40 и из никому не известного артиста превратился в героя британского DJ Mag. Майк молодчина! До сих пор с дисциплиной офисного клерка сочиняет треки, список релизов, как чек в «Ашане», но вот в разделе bio упоминаний о новых работах так и не появилось. Такие дела. Майк не один. Enjoy the Silence переигрывают и перепевают без праздников и выходных: в блэк-метал и электрохаус, эмо-рок и эмбиент, синтипоп и прогрессив — одних только жанров строчки на три.

Впрочем, Depeche Mode — это не история про то, как крутые ковбои записали нетленку, а полчища сомнительных артистов собрали весь урожай. То, что сейчас называется «Типичным Депеш Мод», содержит пышный набор заимствований и реминисценций из Kraftwerk и The Cure, блюза и эмбиент, экзистенциализма Камю и заурядной беллетристики. Пеструю палитру помог собрать в законченное полотно не только талант звукоинженеров, но и визуальный концепт пластинки.

Аскетичные видеоролики Антона Корбайна в духе «Ночь.Улица.Фонарь» — такая же часть Depeche Mode, как и плывущий в дилеях и реверберациях вокал Дэйва Гаана.

 






Выверенная техно-романтика с сепиями, черно-белыми панорамами и замедленными фотографическими кадрами уживается с белыми штанами, огромными крестами, яркими блестками, капельными оправами — всем тем, что позже пустит глубокие корни на обломках Советского Союза, подарив нам технологичных строителей задумчивых и гордых лиц






 

Время от времени приближаясь к мерцающим граням китча, эстетика Depeche Mode отдавала в сердцах теплотой и приязнью. Желание и страсть, дух и плоть, блаженство и искушение, религия и мораль, добро и зло, любовь и господство — главные концепты Violator не только понятны, но и физически зримы, что отчасти и сделало пластинку «музыкой для масс».

Оказался ли альбом лучшим в дискографии Depeche Mode? Только не для фанатов группы! В Violator участники квартета (да, тогда это был квартет) лишь наносят разметку на взлетную полосу, которая спустя три года поможет им Фаэтоном подняться к верхнему рубежу своего творчества — пластинке The Songs of Faith and Devotion, где ноты и образы, звуки и смыслы, текст и контекст, наконец, станут одной плотью.

Violator если и не лучшая, то определенно самая востребованная работа Depeche Mode. Причем Enjoy the Silence и особенно Personal Jesus, по крайней мере, начиная с 2004 года, интересуются заметно чаще, чем самой пластинкой в целом. Да, в мире цифровой музыки слушают песни, а не альбомы, но, думается, есть и иная причина.

Посмотрите на пики популярности. Это 2004 год. И Depeche Mode тут особенно ни при чем. Мэрилин Мэнсон и Майк Шинода из Linkin Park с его ремиксом на Enjoy the Silence стали главными проповедниками Violator в нулевых. Открытый исходный код главных хитов альбома создает ситуацию, когда при достаточном количестве репликаций возникает докинзовский мем, проникающий не только в хранилища Youtube, но и в газетные заголовки, визуальные образы и, самое главное, в сознание публики.

Знакомый сюжет? Ремиксы на In your Room (одна из заглавных песен The Songs of Faith and Devotion) в зените своего творчества делали и Apex Twin, и Portishead. Вы их слышали? Даже версия Placebo — лишь попытка снять кальку. Violator, будучи талантливо написан, напротив, остается податливым и эластичным. Чаще всего, пластинка 1990 года — первая и самая широкая воронка, ныряя в которую поклонник прогрессив-хаус или какой-нибудь Lacuna Coil просыпается депешистом.


Фотографии: Anton Corbijn / depechemode.com

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.