Люди

МЕНТалитет

Радикальных перемен проект закона «О полиции» не предполагает. Оберегать и защищать будут все то же, все теми же средствами и, что самое примечательное, абсолютно те же люди.

18 авг 2010, 13:55

Радикальных перемен проект закона «О полиции» не предполагает. Оберегать и защищать будут все то же, все теми же средствами и, что самое примечательное, абсолютно те же люди.

Традицию предварительного обсуждения установлений, касающихся охраны правопорядка, заложил еще Петр Первый, предписавший главному магистрату не издавать полицейских регламентов, «пока он об оном с коллегиями... не снесется». Потомки пошли дальше: на интернет-сайте zаkonoproekt2010.ru свое мнение по поводу проекта закона «О полиции» может высказать любой желающий.

Сотворить чудо не сможет ни отдельно взятый вердикт, ни даже все законодательное поле вместе взятое. Ничего не изменится, если не изменится менталитет»

Очевидного несогласия с переименованием милиции в полицию в комментариях обнаружить не удалось. Как судачат злые блогерские языки, этот сюжет попросту блокируется. «В миру» же львиная доля копий ломается как раз вокруг ребрендинга. Впрочем, и ко многим другим статьям — вопросы и вопросы. Хотя в конечном счете вариантов ответа всего два: либо у нас будет нормальная, европейская полиция, либо мы останемся с «улицами разбитых фонарей». Причем сотворить чудо не сможет ни отдельно взятый вердикт, ни даже все законодательное поле вместе взятое. Ничего не изменится, если не изменится менталитет. Точнее — МЕНТалитет.

Ребрендинг

Как свидетельствуют первые отклики, аргументов против переименования милиции два: а) деньги, требующиеся на смену вывески, можно потратить на что-нибудь более общественно полезное; б) слово «полиция» рождает нехорошие ассоциации.

Но этот спор, похоже, можно считать завершенным. «На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование», — твердо сказал президент. После столь категоричных заявлений сдавать назад как-то не принято. К тому же переименование имеет, безусловно, и свою внутреннюю логику. Да и новые эмблемы, печати и бланки — не самая большая расходная статья полицейско-милицейской реформы. К тому же название ведомства и его территориальных структур остается прежним — МВД, ГУВД, РОВД...

Собственно, именно количество злоупотреблений и преступлений со стороны блюстителей закона и есть главный критерий истины. Ребрендинг будет удачным, лишь если эти цифры на порядки уменьшатся»

Ну а что до дурной славы, то иные «оборотни» в милицейских погонах дадут большую фору многим сотрудникам оккупационной Hilfspolizei. По крайней мере, антигерои того времени давно канули в Лету, а разного рода евсюковы напоминают о себе практически каждый божий день.

Собственно, именно количество злоупотреблений и преступлений со стороны блюстителей закона и есть главный критерий истины. Ребрендинг будет удачным, лишь если эти цифры на порядки уменьшатся. Причем не только в том, что касается официально регистрируемой части айсберга, но и невидимых миру слез, — предпринимателей, у которых вымогают деньги и отбирают бизнес; фигурантов уголовных дел, у которых выбивают показания; участников политакций, которые, согласно милицейским отчетам, сами себе наносят побои, и т. д. и т. п.

«На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами», — сообщают в пояснительной записке разработчики закона. Именно этот принцип, по версии сторонников законопроекта, и является его отличительной чертой. Но практически то же самое декларирует и действующий Закон «О милиции».

Да и в целом каких-то радикальных перемен в механике правоохранительной деятельности новый закон не предполагает. Оберегать и защищать будут все то же, все теми же способами и, что самое примечательное, абсолютно те же. «Сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях», — гласит законопроект. Других «писателей» у нас нет.

МЕНТалитет
Прописанный в законе принцип комплектования полиции явно противоречит объявленному ранее 20-процентному сокращению милицейских штатов

Такой подход к кадровому вопросу вызвал удивление даже в самой милицейской среде. «Вы поймите, — убеждали президента на недавней встрече с сотрудниками УВД по Йошкар-Оле, — если реформируется система, наверное, ужесточаются и какие-то требования к сотрудникам». Кроме того, прописанный в законе принцип комплектования полиции явно противоречит объявленному ранее 20-процентному сокращению милицейских штатов. Если весь сегодняшний личный состав напишет рапорт о зачислении в полицию, то «просто должностей не хватит», справедливо заметили собеседники Дмитрия Медведева. Президент пообещал подумать: «Может быть, тогда действительно вывести всех за штат или еще как-то поступить»...

Силы и средства

Серьезным поводом для раздумий является и практически полное отсутствие информации о структуре полиции. Понятно лишь, что упраздняется нынешнее деление — на милицию криминальную (КМ) и милицию общественной безопасности (МОБ). Первая, для справки, ведает делами, по которым обязательно производство предварительного следствия, вторая — охраной общественного порядка. В КМ входят оперативно-разыскные и экспертные подразделения, в МОБ — все остальное: дежурные части, патрульно-постовая служба, ГИБДД, участковые и так далее. При этом у МОБ фактически двойное финансирование и подчинение: власти на местах могут при желании создавать «свои» подразделения.

Некоторые сторонники этой концепции предлагают пойти еще дальше — ввести выборность участковых, создав по примеру Соединенных Штатов институт «русских шерифов»

В связи с этим нельзя не вспомнить, что первые планы реформирования МВД (они появились еще в начале десятилетия) предлагали создать отдельно федеральную полицию, которая бы выполняла примерно те же задачи, что и КМ, и муниципальную милицию. Последняя, согласно этой идее, формировалась и администрировалась бы на уровне местного самоуправления. В последний раз эта идея была вброшена в начале этого года: с соответствующими предложениями выступили Ассоциация юристов России, попечительский совет которой возглавляет Дмитрий Медведев, и Общественная палата.

Некоторые сторонники этой концепции предлагают пойти еще дальше — ввести выборность участковых, создав по примеру Соединенных Штатов институт «русских шерифов». Но теперь уже ясно — никаких шерифов не появится. Полицейская «вертикаль» станет, напротив, еще крепче милицейской: вся полиция будет и управлять, и финансироваться исключительно из Центра. Правда, за регионами все-таки оставлена возможность «подкармливать» полицию, если дело касается «предметов совместного ведения».

Сегодняшние подразделения КМ и МОБ, естественно, никуда не исчезнут. Но структурироваться, а возможно, и называться они будут уже как-то по-иному. Правда, законопроект содержит единственное указание на этот счет: «Состав и структура полиции определяются президентом РФ». Но глава государства хранит пока замысел в тайне. Известны только сроки и форма решения вопроса: разрабатываются два указа (один будет посвящен структуре полиции, другой затронет аппарат МВД), которые вступят в силу одновременно с новым законом. Этим, однако, пакет документов не исчерпывается.

В проекте закона «О полиции» напрочь отсутствует понятие «предварительное следствие». Только дознание. В связи с этим уже возникло предположение, что данная функция полностью будет выведена из МВД»

До конца года предполагается принять закон «О службе в полиции», который заменит нынешнее Положение о службе, а также закон, корректирующий действующее законодательство в связи с введением новых терминов и норм. Но и это еще не все. В проекте закона «О полиции» напрочь отсутствует понятие «предварительное следствие». Только дознание. В связи с этим уже возникло предположение, что данная функция полностью будет выведена из МВД — в специальную службу расследований, которая объединит следственные подразделения всех (или почти всех) силовых ведомств.

Человеческие ценности

За исключением отсутствующей в нем организационно-структурной части новый закон «О полиции» — это практически брат-близнец ныне действующего милицейского закона. Или, если угодно, его новое, исправленное и дополненное, издание. Новации же, по сути, лишь расширяют полномочия правоохранителей.

Скажем, такой характерный пример. По Закону «О милиции» сотрудник «во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». Полицейский закон дополняет этот пункт — «кроме случаев, когда такое разъяснение невозможно либо неуместно».

Сравнение можно продолжить. Старый закон дает возможность задержанному прибегнуть к услугам адвоката с момента задержания. Согласно новому — «с момента водворения его в специально отведенное помещение»

Сравнение можно продолжить. Старый закон дает возможность задержанному прибегнуть к услугам адвоката с момента задержания. Согласно новому — «с момента водворения его в специально отведенное помещение». Старый закон позволяет милиции «входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан» при наличии на то достаточных оснований. Новый разрешает полиции не только «входить», но и «проникать» и снимает перед ней вообще какие-либо барьеры. В прямом смысле. Если «в том есть необходимость», позволяется вламываться, повреждая запирающие устройства, проникать в контейнеры и транспортные средства.

Или еще один сюжет. Сегодня для пресечения «массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, средств связи и организаций», можно применять дубинки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего действия и водометы. Новый закон пополнил этот арсенал электрошоковыми устройствами и служебными собаками («на поводке и в наморднике или без него»).

МЕНТалитет
Новый закон пополнил арсенал разгона демонстраций электрошоковыми устройствами и служебными собаками («на поводке и в наморднике или без него»)

И наконец, на десерт: законом ни много ни мало устанавливается «презумпция законности деятельности сотрудников полиции». Формулировка взята из пояснительной записки к законопроекту. В оригинале же это звучит так: «Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное».

Нет, кое-где порой встречаются и послабления. Например, сегодня дубинкой можно лупить куда ни попадя. Новый закон строго регламентирует этот процесс: «Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место». Кроме того, запрещается применять спецсредства для разгона несанкционированных акций, если «они не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций».

Нет, кое-где порой встречаются и послабления. Например, сегодня дубинкой можно лупить куда ни попадя. Новый закон строго регламентирует этот процесс»

Но ведь, во-первых, какую улицу или площадь ни возьми — везде полным-полно транспорта и разнообразных организаций, работу которых легко нарушить. Во-вторых, обычные кулаки либо нижние, упакованные в берцы, конечности могут оказаться ничуть не менее эффективнее дубинки.

«Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы», — провозглашает законопроект. Если бы этот принцип был выдержан до конца, документу можно было бы простить любые его несовершенства. Ошиблись — не страшно: есть возможность коррекции «на марше». Однако в том-то и дело, что закон не идет здесь дальше деклараций. Как и каким образом будет учитываться «мнение граждан»? Во что конкретно оно выльется? Какими будут принципы формирования и полномочия общественных советов, которые, согласно закону, должны быть созданы при каждом региональном УВД? Какими будут последствия отчетов, которые региональные милицейские начальники будут регулярно держать перед местными законодателями?..

«...Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подаст от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных... вкратце ж ... полиция есть душа гражданства...» Как видим, самый первый российский «закон о полиции» — глава «О полицейских делах» Регламента главного магистрата от 16 января 1721 года — в декларативной свой части практически не устарел. И то же самое можно сказать обо всех последовавших «регламентах», не исключая действующий Закон «О милиции». Закон «О полиции» имеет все шансы повторить их судьбу, пополнив «кушткамеру» юридических актов, цели которых находятся в неразрешимом противоречии со средствами их достижения.

Андрей Владимиров, обозреватель журнала «Итоги»

Читайте также

Архив

За дорожным движением будет следить полиция

Законопроект "О полиции", обсуждение которого началось в Интернете, предполагает, что обеспечение безопасности дорожного движения будет отнесено к основным направлениям деятельности полиции.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.