First Man
США / 141 мин. / 12+
Биографическая драма
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Джейсон Кларк, Кайл Чандлер, Киаран Хайндс, Пабло Шрайбер, Кристофер Эббот, Кори Столл
В прокате с 11 октября
Если не знать, что «Человека на Луне» снял режиссер «Одержимости» и «Ла-Ла-Ленда» Дэмьен Шазелл, об этом можно не сразу догадаться. Рефлективное камерное кино о космосе и земном притяжении делал Куарон. Философский подход к изображению внутрисемейных отношений на фоне космически красивых, холодных пейзажей — Терренс Малик. Отточенный до совершенства винтажный стиль — Сэм Мендес. От «привычного» шазелловского кино остается только музыка Джастина Гурвица — но это один из главных персонажей «Человека на Луне».
Шазелл сам писал сценарии «Одержимости» и «Ла-Ла-Ленда». Для «Человека на Луне» книгу Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: жизнь Нила О. Армстронга» адаптировал Джош Сингер, сценарист «Западного крыла», «Пятой власти» и «В центре внимания». Шазелл — приглашенный режиссер, он не вынашивал идею этого кино. Можно было предположить, что «Человек на Луне» окажется заведомо оскаровским претендентом с патриотическим уклоном и обязательной сентиментальностью при мастерской режиссуре создателя авторского кино. Но «Человек на Луне» вышел и показал, что ожидания — ожиданиями, а кино — не всегда двухчасовой вариант его же трейлера.
Это
совсем не громкий фильм-заявление, хотя
и о программном периоде американской
истории (1961—1969) с космической гонкой и
кадрами хроники с выступлениями Джона
Кеннеди — за высадку на Луну — и Курта
Воннегута — против космических трат
денег налогоплательщиков. По Шазеллу
и Сингеру, это во многом определяющее
десятилетие — 60-е — совпало с важнейшим
периодом в жизни Нила Армстронга, который
для США — парень на Луне, национальный
герой, как Гагарин для СССР, даже внешнее
сходство обеих икон — программное, —
но для «Первого человека» (так звучит
оригинальное название картины) Нил
Армстронг — в равной степени пилот, муж
и отец. И редко улыбающийся в кадре, в
отличие от своего персонажа, теперь уже
постоянный актер Шазелла Райан Гослинг.
Более чем двухчасовое серьезное и собранное кино Шазелла — о мотивах не совсем даже Армстронга, а условного Армстронга, здесь — летчика и инженера, пережившего собственные неудачи и гибель друзей, отца, пережившего смерть ребенка, и мужчины, находящегося в долгих и непростых отношениях с женщиной.
Главный актерский успех фильма — англичанка Клер Фой в роли жены Армстронга Джанет, актриса, которая сумела не ассоциироваться с ролью, сделавшей ее известной.
В каком-то смысле «Человек на Луне» — это еще и «Жена астронавта»: вряд ли Фой здесь на втором плане — скорее, наоборот, на фоне иногда гнетущего великолепия природы как раз она передает земное и теплое настроение картины.
Остальные — Джейсон Кларк в роли первого американца в открытом космосе Эда Уайта, Кайл Чандлер (начальник управления астронавтов NASA Дик Слейтон), Кори Столл (второй человек на Луне Базз Олдрин) — отличные ремесленники и на своих местах. Гослинг, как всегда, недоигрывает, а на Армстронга непохож совсем — но в роли Первого человека идеален, как правильное лицо, на котором можно рисовать что угодно. Шазелл рисует напряженную борьбу за жизнь и работу героя над собой, помогающую не впасть в отчаяние из-за потери близких и не уйти в депрессию.
Первейший помощник для него самого — музыка. После «Ла-Ла-Ленда» Шазелл раздражал некоторых из тех, кого поразила «Одержимость», а после «Человека на Луне» его могут не понять ни те ни другие. Безусловно, «Ла-Ла-Ленд» — сегодня главное кино молодого Шазелла, но сравнения с мюзиклом при каждом первом случае неудобны даже не по той причине, что темой нового фильма стала жизнь легендарного астронавта, а потому, что музыка во всех трех фильмах — разная и функции у нее разные. Хотя так случилось, что сама фамилия Армстронг связана с двумя вещами — музыкой, причем джазовой, и космосом. В «Человеке на Луне» музыка помогает понять главное — мотивы и внутреннюю борьбу человека, которого одновременно переполняют сильнейшая боль потери и столь же мощное изумление перед новым, эмоции первооткрывателя. Здесь у Шазелла вальс, как у Кубрика, интимная тишина, как у Тарковского, технологичная симфония, как у Куарона, и домашнее пианино, как у Шазелла. Луна, ты никогда еще не светила так ярко.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
В Краснодаре пожарные вынесли баллоны из пылающего склада (видео) 11:40
-
Минцифры планирует расширить перечень данных о пользователях, которые передаются силовикам 11:10
-
Депутаты гордумы Краснодара организовали для активистов поездку в Геленджик 10:43
-
С места травмирования девочки в краснодарской школе изъяли спортивное оборудование 10:29
-
Минобороны РФ анонсировало учение ракетных соединений ЮВО по отработке применения тактического ядерного оружия 10:17
-
Преподаватель рассказала, чего не хватает кубанским школьникам для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку 10:03
-
В Белгородской области при атаке беспилотников погибли шесть человек 09:20
-
В Крым пустят дополнительные поезда перед летним сезоном 09:12
-
"Ъ": адвокаты арестованного замглавы Минобороны просят выпустить его под домашний арест – на Рублевку 08:48
-
Авиакомпания NordStar заявила о продаже фальшивых билетов до Сочи 08:22
-
Внеплановые учения по борьбе с беспилотниками пройдут в Новороссийске 08:05
Комментариев еще нет
Последние обсуждения