Игорь Вадимович Басанкин – заведующий нейрохирургическим отделением №3 НИИ-ККБ№ 1 им. проф. С.В. Очаповского, врач нейрохирург, травматолог-ортопед высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии №1 ФПК и ППС КубГМУ. Заслуженный врач РФ, Герой труда Кубани, лауреат премии М.И. Перельмана в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь пациента», лауреат Всероссийского конкурса «Лучший врач» в номинации «Лучший травматолог-ортопед». Член правления Ассоциации хирургов-вертебрологов России, директор по образованию в направлении нейрохирургии на территории Российской Федерации Европейской ассоциации AOSpine. Автор 8 изобретений, защищенных патентами РФ, и более 110 научных трудов, опубликованных в России и за рубежом.

Почти за 30 лет практики известный кубанский хирург провел более 6 тысяч операций на позвоночнике, из них половина - с использованием самых современных методик, позволяющих в кратчайшие сроки больному встать на ноги и вести полноценный образ жизни. Основное кредо доктора – жить и помогать людям, постоянно самосовершенствоваться, открывая новые горизонты для пациентов.

Отделение, которым руководит Игорь Басанкин, ежегодно выполняет 2600 операций при различной патологии позвоночника в любом его отделе и уже долгие годы удерживает лидирующие позиции в стране по количеству оперированных пациентов. При этом спектр хирургических вмешательств весьма многогранный и включает в себя как разнообразные минимально-инвазивные операции, так и сложнейшие реконструкции при травмах, деформациях, дегенеративных и инфекционных заболеваниях, а также при онкологической патологии позвоночника.

За многолетнюю добросовестную работу и активную помощь ветеранским и общественным организациям нейрохирург НИИ-ККБ№ 1 Игорь Басанкин награжден медалью специальной комиссии Общественной палаты при президенте РФ «За верность клятве Гиппократа».

Врач и больной: насколько мы близки и готовы ли мы понимать друг друга
Игорь Басанкин

- Игорь Вадимович, вы врач с огромным опытом работы и несомненными заслугами в медицине. Какова главная составляющая этого успеха?

- Работа медиков всегда командная. Я тружусь в замечательной многопрофильной клинике под руководством настоящего профессионала, лидера, как в медицине, так и в организационном процессе – академика РАН Владимира Алексеевича Порханова. Причем НИИ-ККБ № 1 - это ведь не просто больница краевого значения, а научно-исследовательский институт – с большими возможностями как для практической, так и для научной деятельности. Наша работа возможна благодаря вниманию к нам и всесторонней поддержке со стороны руководства Краснодарского края и нашего местного министерства здравоохранения. Благодаря этому жители нашего региона имеют все возможности получения любого вида высокотехнологичной медицинской помощи, а мы, медицинские работники, имеем в своем арсенале современное оборудование и необходимые расходные материалы для лечения любой патологии.

Если же смотреть в масштабах самой клиники, то и здесь все наши успехи – совместные. Для того чтобы спасти жизнь или вернуть здоровье пациенту, трудится немалый штат сотрудников: от водителей до административного персонала, от хирургов до санитарок. Хотя, безусловно, говоря о клинике, люди в первую очередь имеют в виду врачей. У нас работают опытнейшие специалисты высочайшего уровня.

Врач и больной: насколько мы близки и готовы ли мы понимать друг друга

Считаете ли вы, что эффективность лечения пациента зависит только от знаний, опыта и возможностей врача? А что-нибудь зависит от самого пациента?

- Врач и больной – два основных звена в одном деле – лечебном процессе. Безусловно, есть и другие участники этого процесса, как одушевленные, так и неодушевленные. Среди одушевленных посредников между врачом и пациентом есть очень много других специалистов – это медсестры, лаборанты, техники, санитарки, водители «скорой помощи», экономисты и другие. К неодушевленным я отношу медицинское оборудование, инструменты, компьютеры и прочее. В большинстве случаев больной редко думает о них. А от каждого из них зависит определенный фрагмент единого процесса лечения. Ни в коей мере не хочу минимизировать важность и значимость каждого звена лечебного процесса, но всё же основные участники битвы за здоровье – это врач и больной. Они один на один встречаются в самом начале сражения и затем уже позже, также один на один подводят итоги этой схватки. Здесь важно понимать главную стратегию борьбы с болезнью – врач и больной должны быть союзниками, а не независимыми друг от друга сторонами, тогда враг (болезнь) может быть повержен. Конечно, этот враг может быть сильнее, и тогда даже ваши совместные усилия могут не привести к победе. Такой сценарий тоже встречается, но гораздо реже, чем благоприятный. Но если врач и пациент по тем или иным причинам не находят общего языка и занимают не консолидированную, а, еще хуже, противоборствующую позицию, то победить болезнь в большинстве случаев не удастся.

- А в этом тандеме врач-пациент оба участника равноправны или может быть лидер?

- Врач и больной должны понимать друг друга, быть в состоянии гармонии и доверия, но при этом все должны четко понимать, что главный в этом союзе – врач. Не должен и не может врач идти на поводу у больного. Он может и должен его слышать, принимать во внимание его пожелания. Но действовать он должен согласно своему видению на основе действующих клинических рекомендаций, личных знаний и опыта. Поясню. Область, которой я занимаюсь, – хирургическая вертебрология – очень многогранна. У нас в арсенале более 200 хирургических техник для лечения той или иной патологии. Только по поводу банальной грыжи диска существует более 10 различных типов операций! Каждая операция разработана под характерные особенности патологии. Не существует единственной идеальной операции. Иначе другие методы были бы просто не нужны. Это ведь логично. У каждого вида операции есть свои плюсы и минусы. Задача врача - все знать и уметь выполнять эти операции, а также доходчиво объяснить пациенту особенности каждого вида вмешательства. Выбор должен быть на основе рекомендации врача с учетом пожеланий пациента. Но бывает и по-другому. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда пациент пытается доминировать. Вот один из примеров. Поступает в отделение пожилая женщина с повышенной массой тела, с сахарным диабетом, сердечной патологией, остеопорозом и сужением позвоночного канала, который вызывает боль в спине и нижних конечностях. Основания для операции безусловные. Классический вариант лечения подобной патологии позвоночника – полноценная реконструкция пораженного сегмента со стабилизацией. Есть и альтернативные виды операций. Принимая во внимание сопутствующую патологию, другие факторы врач рекомендует сделать микрохирургическую операцию без стабилизации титановой конструкцией. Все в интересах больного. Да, эффективность этого вида операции меньше на 15-20%. Но, длительность операции в 2-3 меньше, кровопотеря меньше в 3-4 раза, риски развития осложнений в 5-7 раз меньше, период реабилитации короче на 8-9 месяцев. Вроде бы очевидная выгода. Но где там… Человек прочитал где-то, услышал от кого-то, что декомпрессивно-стабилизирующая операция эффективнее. И все. Больше она не хочет слышать никаких доводов. Начинает упрекать врача, что ему жалко шурупов, что он не хочет возиться с ней в операционной, говорит, что она согласна на все, лишь бы ей сделали именно этот вид операции, что она согласна с риском осложнений и длительностью операции, и что она напишет жалобу. Все! Тупик для врача. Отказ пациентки от предлагаемого вида операции, согласие на декомпрессивно-стабилизирующую операцию. Само вмешательство проходит штатно, без серьезных проблем. Тяжелый и длительный послеоперационный период. Чуть позже развиваются грозные осложнения, с которыми приходится долго и тяжело бороться. Кто виноват? На ком груз ответственности? Является ли врач ответственным за возникшие осложнения? Но ведь он предвидел и предупреждал. Операцию выполнил безупречно. Больная виновата? Ну как же так? Она ведь жертва. Чем бы ни закончились разбирательства – пострадали все. Вот вам и результат попытки управлять действиями врача. А больной всего лишь нужно было послушать рекомендацию врача, а не пытаться им манипулировать.

- А часто ли возникают взаимное недопонимание и конфликты врача и больного? Вы ведь давно в медицине. Так было всегда или это современная тенденция?

- Мне посчастливилось начать свою профессиональную деятельность в 90-е годы. Я не зря говорю "посчастливилось". Потому что я сейчас могу разделить свой личный 30-летний профессиональный опыт на 2 этапа: прошлый, постсоветский строй, и нынешний. Тогда была совсем другая эпоха, модель здравоохранения и отношения между людьми были отличными от нынешних. Я с трудом могу вспомнить распри или конфликты между доктором и пациентом. Безусловно, они были, и жалобы были. Но это были единичные случаи. В основном царила гармония и понимание, а также взаимное уважение. При этом нужно понимать, что условия пребывания в больнице были гораздо хуже, чем сейчас, не говоря уже о том, что лечебные и диагностические возможности были достаточно скудными. Какое там МРТ, ПЭТ… Компьютерные томографы казались чем-то нереальным и космическим. Они были далеко не в каждой клинике. Оборудование в операционной, инструменты, хирургические техники – все это очень далеко от наших сегодняшних возможностей. Я, шутя, часто говорю: «В работе нам тогда была доступна лишь триада ГПУ!» ГПУ – это глаз, палец и ухо. Нужно было смотреть, слушать и трогать. Вот где основа медицины! А что сейчас? Современные томографы, ангиографы, навигация, высококлассные микроскопы, костные скальпели, протезы, имплантаты и прочее. Условия пребывания великолепные… В общем, всего много, всё на высшем уровне, а вот умиротворения, благодушия, полной удовлетворенности нет. Жалобы, претензии, стресс. Это постоянные спутники сегодняшней медицины.

Врач и больной: насколько мы близки и готовы ли мы понимать друг друга

- Действительно, неудовлетворенность есть и у некоторых пациентов, и у части врачей. Так в чем же дело?

- А причина в том, что мы живем и функционируем совершенно в другом измерении, с другими запросами, требованиями, в ненормальном ритме и с ярко выраженной многозадачностью. Это в полной мере относится и к больному, и к врачу. Нынешний врач уже не тот, что был в советское или постсоветское время. Не в том смысле, что он хуже или лучше, умнее или глупее. А в том смысле что это совсем другой функционал и другая занятость. И совсем не важно, где этот врач работает: в городской, центральной районной больнице или крупной клинике краевого значения. Его рабочий день насыщен событиями: осмотром и обходом больных, операциями и манипуляциями, участием в консилиумах и обсуждениях, комиссиях по разбору осложнений и летальности, подготовкой презентаций и оформлением медицинской документации и прочее. А если речь идет не просто о враче, а о заведующем отделением или руководителе более высшего ранга, то в придачу в перечисленному добавляется административная, организационная, хозяйственная, педагогическая, научная деятельность. При этом, какая бы напряженная и ответственная работа у тебя ни была, человеку, знакомому с принципом научной организации труда, возможно регламентировать свою деятельность и все успеть.

- Но ведь бывают и непредсказуемые моменты…

- Конечно! Мы должны четко понимать, что регламент возможен лишь в плановой деятельности. А, как известно, медицина не может относиться к этой категории труда. Постоянно какой-то форс-мажор, экстренные больные, отклонение от стандартного течения болезни или послеоперационного периода. А вот теперь давайте к этому всему мысленно добавим еще очень важные составляющие, атрибуты сегодняшнего времени: телефон и компьютер. Обычно в день врач, в зависимости от его статуса и круга его общения, получает от нескольких десятков до сотен звонков и сообщений, и около десятка писем с вложенными данными. Как правило, все сводится к одному: оказанию помощи. Ты вынужден переключаться с одного дела на другое. Это и есть та самая пресловутая многозадачность. А много ли людей на Земле способны жить, а также безошибочно и эффективно функционировать в условиях такой многозадачности? На это не способен мозг большинства существующих на планете людей. Я не говорю уже о физических возможностях. Сконцентрировавшись на одном, моментально переключиться на другое. И выполнить 2-3, а то и 4 задачи одновременно без потери качества. Уверен, что нет. И здесь речь не конкретно о врачах, а в принципе о любой профессии. Разница лишь в том, что в медицине слишком высока цена: жизнь и здоровье.

- Да, но ведь болящего тоже можно понять.

- Конечно, давайте посмотрим на него: кто он, каков он? Безусловно, это человек, который столкнулся с тем или иным недугом в виде травмы или заболевания. И он прекрасно знает, что разобраться в его болезни может врач. С этого момента больной становится на путь поиска врача. Опять же, возвращаясь в прошлое, у большинства людей этот вопрос не стоял. Пришел в поликлинику, и всё - либо пошел домой лечиться, либо, в более тяжелых случаях, лег в стационар на обследование или лечение. Сейчас этот маршрут тоже существует, но он стал гораздо более сложным. В районах медицина выглядит менее привлекательной, поэтому большинство пациентов желают попасть в лечебное учреждение более высокого уровня. Получить направление сложно: очередь, ожидание консультации краевого специалиста достаточно большая, на приеме очень много пациентов, и, соответственно, прием в большинстве случаев очень ограничен во времени. А если еще не хватает какого-либо обследования, то приезжать нужно 2, а то и 3 раза. Уже только один этот маршрут негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии пациента. Конечно, кто-то понимает сложность и напряженность ситуации и с достоинством проходит этот путь. Но у кого-то запускается каскад абсолютного негатива к здравоохранению в целом и к врачу в частности. А результатом этого являются недоверие, конфликты, взаимные претензии и жалобы. Любой негатив всегда глубоко отпечатывается в нашем сознании. И даже если он не вышел на поверхность в самом начале своего зарождения, он гарантированно проявится позже: на другом этапе или в другой ситуации.

- Но ведь негатив губителен и для самого пациента. Верно?

- Абсолютно верно. Так называемая взвинченность больного вызывает неконтролируемую активизацию его центральной нервной системы с повышенной выработкой гормонов и прочих биологически активных веществ, что еще больше истощает организм. И уж явно не способствует его выздоровлению. Больше того, это запускает каскад реакций, работающих против самого больного. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день поток больных больше, чем возможности лечебных учреждений. Это необходимо признать. Но вместе с этим нужно и понимать, что наше правительство, администрация Краснодарского края и непосредственно руководитель лечебного учреждения активно работают над решением этом проблемы.

- А как вы относитесь к попыткам людей обойти эти сложности и решить проблему со своим здоровьем минуя муниципальные учреждения, чтобы сэкономить время и нервы?

- Давайте сразу на чистоту. Большинство пациентов имеют определенное заблуждение в плане того, какая сейчас медицина. Многие убеждены в том, что бывает двух видов: платная и бесплатная. Но это не что иное, как ошибочное суждение. Медицина, как все остальные виды деятельности человека, являются платными. Всегда и везде. Никто априори не работает бесплатно. Фермер, сантехник, бухгалтер, чиновник, учитель, водитель, врач. Все работают за деньги. Все платно. Во все времена и при всех правительствах, включая нашу страну, будь то во времена Сталина, Брежнева или Ельцина. Вопрос в другом – кто за это платит? Страховые фонды или лично пациент. У нас очень хорошая система страхования, которая финансово покрывает большинство видов медицинских услуг. Но для этого пациенту надо получить официальное направление из своей территории. Все. Тогда за ваше дальнейшее лечение оплачивает страховой фонд. И для пациента это бесплатно. Если человек не хочет по тем или иным причинам соблюдать регламентированный протокол для получения «бесплатной» медицинской помощи, для него есть достаточно частных медицинских учреждений, готовых оказать ему нужную услугу. Но за это он уже должен платить сам. Вот и все. Хотя нужно понимать, что в силу нашей ментальности у нас существует еще один пласт пациентов. Это те люди, которые занимают промежуточную позицию. Они не хотят проходить муниципальный маршрут и не хотят идти в медицинский центр. Тогда эти люди ищут «выход» прямо на врача через свой круг общения. При этом прямой контакт с доктором посредством телефона, почты или непосредственного визита в больницу – это и есть то самое усложнение функционирования врача, о котором я говорил ранее. Ответь на телефон, поговори с человеком, посмотри его снимки – это ведь и есть не что иное, как «отрывание» врача от непосредственной работы. Последний сценарий я считаю крайне порочным.

- Вероятно, это происходит оттого, что человек в период болезни воспринимает врача как единственного, кто может взять на себя ответственность за его здоровье.

- Многие считают, что за всё, что связано со здоровьем, отвечают врачи и они должны знать и понимать, что с тобой делать. Безусловно, это так, но лишь отчасти. Врач, как правило, сталкивается уже с конечным продуктом – с болезнью, где он должен показать и применить свои знания, навыки и опыт. А что привело человека к этой конечной точке – к болезни? В большинстве случаев – образ жизни. Конечно, бывают ситуации, не зависящие от самого пациента, но поверьте, их меньшинство. В основном мы сами предопределяем наши болезни: повышенная нервозность и тревожность, избыточная масса тела, вредные привычки, гиподинамия или наоборот неконтролируемая и необоснованная активность или значительные нагрузки и другое. Мы живем и не думаем о себе. А потом идем к врачу и ждем от него волшебную таблетку или чудо-операцию. А чудес не бывает. Есть основания - прооперирует, а вот если нет, то и не форсируйте! Вообще модификация образа жизни является одновременно и самой простой и самой сложной задачей. Простая, потому что никакой затратности и абсолютная доступность. А сложная, потому что это требует от тебя достаточной силы воли и постоянного участия в процессе сохранения своего здоровья.

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

- Я всем желаю здоровья и абсолютной гармонии с родными и близкими, окружающими и, самое главное, с самим собой.

С полной версией интервью можно ознакомиться по ссылке в материале издания "Кубань сегодня".

Первая полоса

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.
Наталья Николаева
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».

Люди

Два дебюта и премьера

Какое манящее слово – дебют. Сколько в нём обещаний и надежды… В каком-то смысле премьера – тоже дебют. Премьера сказки «Русалочка» и два дебюта порадовали зрителей нынешней весной.
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».