Наша героиня именно такая – обаятельная и конкретная, легкая на подъем и консервативная, что касается принадлежности к общепринятым ценностям. Она неизменно в хорошем расположении духа и при этом железно добивается цели. Если понадобится, и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, и в разведке будет надежна. К тому же музыкально образована, мастерица печь пироги, знает толк в строительстве дорог и руль в руках крепко держит – не только своего легкового автомобиля, но и как талантливый управленец, как мудрая жена, поддерживающая в семье авторитет мужа.

Все это о Дарье Чубачук – генеральном директоре Союза дорожников Кубани.

Яркая планета по имени Дарья
Прекрасной половине Союза дорожников Кубани – цветы к празднику от коллег-мужчин

С ней мы побеседовали накануне 8 Марта о разном – о проблемах в дорожной отрасли, о строительстве мостов, и в частности, Яблоновского, о том, почему она, золотая медалистка, после окончания «английской школы» предпочла автодорожный факультет престижному факультету романо-германской филологии и продолжила дело родителей, известных дорожников Бузмаревых, участвовавших в строительстве Краснодарского водохранилища. Еще и пополнила династию супруга, однокурсника Александра Чубачука, отец которого стоял у истоков мостостроения на Кубани.

Отличницы должны идти в дорожники

- Дарья Николаевна, так все же вы по собственному желанию пошли в дорожники или родители оказали влияние?

- На самом деле, я человек увлекающийся и общительный, отлично знала английский язык – в 15 лет, в июле 1990 года, по программе обмена в числе всего пятидесяти школьников от Советского Союза целый год провела в США в американской семье в штате Аризона. Меня очень тепло принимали эти люди, им нравилась наша страна, их дочь учила русский язык, и вместе с ней я ходила в школу, причем в класс с повышенным уровнем знания языка, чего не все местные достигали. Это, кстати, свидетельство прекрасного советского образования, которое нам давали в те годы.

Так вот, хотя учителя мне настоятельно советовали поступать в университет на РГФ, я подумала, что это скучно. То ли дело автомобильный факультет политехнического института! С собой за компанию сагитировала и подружку, Иру Иванусь, кстати, серебряную медалистку. Мы обе поступили. Из ста человек курса было всего десять девочек, а в моей группе нас было четыре – и двадцать пять парней. У нас была дружная группа, мы были активными, не боялись работы. Из имеющихся специальностей я выбрала «городские дороги» - по совету папы. Он как опытный дорожник, который в то время руководил Первомайским ДРСУ, четко обосновал свой посыл: мол, надо выбирать то, что сложнее - изучать устройство бытовой, ливневой канализации, водопровод, освещение. Мне же везде надо туда, где посложнее. Так, видно, устроена моя планида (смеется). Закончила я вуз с красным дипломом. Многие из однокурсников остались в профессии и сегодня работают на ответственных руководящих должностях в отрасли, в вузах.

Так что «дорогу» я предпочла по собственному желанию, хотя, наверное, сыграли роль и мамины наставления: «Отличницы должны идти в дорожники, дороги нужны всегда. И парней там много, мужа найдешь хорошего…»

Яркая планета по имени Дарья
1997 год. Скоро эти студенты факультета автомобильно-дорожных и кадастровых систем КубГТУ, однокурсники Дарьи Чубачук (первая слева из девушек), получат дипломы

- И вы нашли?

- Да, к концу пятого курса я и моя подруга Ольга вышли замуж за студентов-дорожников и по сей день счастливы в браке.

В 1997 году после окончания уже технологического университета мы с мужем устроились на работу в «Кубаньдорблагоустройство». Он – мастером, я – инженером ПТО, потом я стала начальником этого отдела – выполняла сметы, обучила много молодежи, а муж «дорос» до заместителя генерального директора по производству.

Через четырнадцать лет, в конце 2012 года, перешла в другое крупное предприятие, тоже начальником ПТО. Интересный объект мы выполняли - реконструировали участок дороги М-4 «Дон» от станицы Выселки до станицы Динской. Это была грандиозная стройка с применением высоких технологий. Потом я сменила еще несколько мест работы, пока Александр Николаевич (Карпенко – прим. авт.) не уговорил меня организовать работу краснодарского филиала ООО «СтройЮгРегион».

Ни минуты покоя

- Началась новая страница в вашей профессиональной жизни, так же?

- Да, так и было. Начинала одна в комнате, где были стол и компьютер. Через время филиал составлял уже коллектив, который вел инженерное сопровождение нескольких объектов, работал с заказчиком. В 2019 году в моей жизни снова перемена - было создано новое предприятие «ДорМост» – для того, чтобы строить дороги к мостам и на мостовых сооружениях, и мне было предложено его возглавить. Начинали снова малыми силами, а через время коллектив вырос до 250 человек, парк техники составлял уже 70 единиц, работало три дорожных участка. Режим работы был таким же, как у мостовиков, – вахтовый с переездами комплексным городком. В 7 утра начиналась работа, а до этого - развод, то есть постановка задач и прохождение медицинских осмотров. Завтрак был в 6 часов.

- Вы тоже жили по такому графику?

- А как по-другому? Я же директор. Раз в неделю объезжала объекты с главным инженером. Встать надо было в 3 часа, чтобы успеть к разводу, или выезжала с вечера. Первый серьезный объект у нас был в 20-м году – «Строительство транспортной развязки автодороги М-4 «Дон» на км 1346», это поворот на аул Тугургой с тремя искусственными сооружениями и многочисленными съездами. Это был долгострой, но мы его успешно выполнили. Среди других объектов - «Строительство транспортной развязки автодороги М-4 «Дон» на км 1342», подходы к мосту через р. Баканка на автодороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский в районе с. Саук-Дере. Одни из наиболее значимых объектов, которые я начинала - строительство дороги в Кисловодске: подъезд к Олимпийскому комплексу (с. Малое Седло) в Ставропольском крае, дороги к ветроэнергетическим станциям "Росатома" в Ставропольском крае. Все они были разбросаны, на все я ездила, а как иначе?!

Яркая планета по имени Дарья
С руководителем проекта в Кисловодске на строительстве дороги

- Как вас муж отпускал?

- Мы понимаем друг друга, доверяем. Теперь он руководит «ДорМостом», а меня пригласили работать в Союз дорожников Кубани.

- Вы полтора года как там работаете генеральным директором под руководством президента СДК Александра Николаевича Карпенко. И сами дорожники говорят о том, что их профессиональное сообщество стало активным, действенным, сплоченным. Но Карпенко – максималист, и работать с ним непросто: или надо выкладываться на все сто, или – до свидания.

- Да, Александр Николаевич - сложный. Но он решительный, его целеустремленность основана на высоком КПД. То есть сделать дело для него важно, но еще важнее сделать с умом, на перспективу. И такой подход к жизни я полностью разделяю. Так легче жить – людям прямо в глаза смотреть, себя уважать. Кому-то хорошо, когда день прошел и ладно, но у нас в Союзе дорожников Кубани все работают с полной отдачей. Проблем накопилось много и отраслевых, и локальных. По кадровой проблеме достаточно серьезно идем вперед.

- На самом деле Союз дорожников Кубани работает в вопросе привлечения кадров очень плодотворно, и "Югополис" не раз рассказывал об этом. А вот в других направлениях как обстоят дела? Насколько удается найти понимание у власти?

- Мы занимаем активную позицию, и важно, что наш заказчик - Министерство транспорта и дорожного хозяйства края, нас слышит, поддерживает наши инициативы. Мы проводим совместные совещания, техсоветы, приглашаем на них и руководство Крайгосэкспертизы. Бывали на наших заседаниях и депутаты Госдумы, и народные избранники из Законодательного собрания края.

- Какие вопросы удалось решить?

- При участии Союза дорожников решен уже ряд немаловажных вопросов. В частности, вопрос утилизации отходов грунта V класса опасности при строительстве дорог. Это тот грунт, который дорожники снимают в ходе работ, но для повторного применения не могут его использовать. Объем такого грунта бывает колоссальным. Полигоны готовы принять этот грунт, но только за плату. А проектом затраты на утилизацию не учитываются, только на перевозку. И что делать подрядчику? Приходится ужиматься в перевозках, чтобы хоть как-то компенсировать затраты, или идти на убыток, чтобы реализовать объект. Иначе ты попадешь в список недобросовестных поставщиков, а поскольку все мы работаем по 44 Федеральному закону о госзакупках, то это уже серьезный удар по имиджу предприятия.

Чтобы нас услышали, мы инициировали несколько совещаний с присутствием руководства Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Крайгосэкспертизы, руководителей тех предприятий, у кого такие отходы образуются на объектах стройки, реконструкции, а это крупные предприятия, осваивающие больше половины дорожного фонда. Много направляли писем, разъяснений, обращались в Минприроды. В итоге в новых проектах, прошедших экспертизу, затраты на размещение такого грунта учтены. Это большая победа.

Следующий вопрос, который решали по просьбе всех наших 55 организаций-членов СДК при поддержке регионального Минтранса, касается изменения методики ценообразования в строительстве. Если раньше, до 2022 года, затраты на банковскую гарантию, а это немалые деньги, подрядчик брал из своего кармана, то сейчас разрешено включать их в сводный сметный расчет. Получено добро и со стороны Крайгосэкспертизы. Это решение касается всех подрядчиков, потому что любой контракт по ФЗ-44 подлежит гарантии.

Еще вопрос, волнующий наши организации: почему индексы перехода, а они раз в квартал устанавливаются Минстроем РФ для каждого региона, не всегда учитывают уровень заработной платы? В итоге зарплата в сметах получается ниже, чем по факту. Подрядчик вынужден экономить на стоимости стройматериалов, чтобы выдать зарплату работникам. Больше не на чем, экономить на качестве мы не можем – идет многоуровневый строгий контроль. Над чем мы бьемся? Индексы формируются на основании данных статистики, а эти данные подают, в том числе, и предприятия в отчетах по зарплате. Когда предприятие полностью платит зарплату официально, тогда и зарплата в среднем по региону выходит высокая. Если нет, то и статистика неточна. То есть проблема многогранная, она в процессе решения. Мы проводим разъяснительную работу. Планируется переход на ресурсный метод ценообразования с учетом текущих цен, и федеральными органами формируется портал, в котором будут указаны текущие цены по регионам на материалы, на машины и механизмы, на среднюю заработную плату при проведении капремонтов, строительства и реконструкции.

Яркая планета по имени Дарья
Работа по привлечению кадров в Союзе дорожников Кубани идет активно. Эти студенты Брюховецкого аграрного колледжа уже приняли решение идти работать в Тимашевское ДРСУ

- Если не секрет, какова рентабельность объектов у дорожников?

- Она совсем не такая высокая, как многим кажется, - 10-12 процентов. И при этом, как известно, наши организации за счет добровольных благотворительных взносов строят Центр военно-патриотического воспитания молодежи «Патриот» в Динском районе, построили музей-парк «Россия - моя история».

Среди задач, которые сейчас решает Союз дорожников Кубани – добиться присвоения нам статуса социально ориентированной организации. И это логично, раз мы безвозмездно строим крупные социально значимые объекты и передаем их также безвозмездно в пользование, скажем, Министерства культуры края, как в случае с историческим парком. Что дает этот статус? Уменьшение налоговых выплат предприятием. Но тут загвоздка оказалась в том, что данный статус могут присваивать Министерство образования, науки и молодежной политики, Министерство культуры либо Министерство труда и социального развития, но только на деятельность по своим направлениям. Объекты же строительства в этот перечень по закону Краснодарского края не входят. То есть, чтобы решить этот вопрос, надо его инициировать, чем мы сейчас занимаемся.

Вот еще вопрос, который нами решен: по странному стечению обстоятельств исторический парк «Россия – моя история», построенный нами еще в 2018 году, числился на балансе нашего дорожного фонда, хотя эксплуатировался краевым Министерством культуры. В итоге в конце прошлого года нам удалось перевести этот музей-парк на баланс Минкультуры.

Еще считаю важным результатом работы Союза дорожников Кубани с органами власти отмену социальных налогов на выплаты материальной помощи семьям участников СВО и налога на прибыль с гуманитарной помощи, которая передается нашими предприятиями в воинские части. От имени СДК мы обратились с письмом в ЗСК, в бюджетный комитет, возглавляемый И.П. Артеменко, также я, как член общественного совета при Управлении налоговой инспекции по Краснодарскому краю, обратилась к его председателю Д.М. Башмакову. Наша инициатива была поддержана в Государственной думе РФ, и на сегодняшний день соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены.

Герои сегодняшних будней

- Надо признать, что современные дорожные объекты на территории нашего края не хуже европейских.

- Кстати, совсем недавно первый заместитель министра нашего профильного министерства Андрей Вячеславович Косьянов сообщил, что заместитель председателя правительства РФ Марат Шакирзянович Хуснуллин во время видеоконференции сообщил, что лидерами по дорожному строительству, включая выполнение нацпроекта «БКД», освоению средств дорожного фонда, стали Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург, и он будет ходатайствовать перед премьер-министром страны о награждении губернаторов этих субъектов РФ.

Яркая планета по имени Дарья
На строительстве Яблоновского моста с начальником участка

- Яблоновский мост, как известно, строится тоже за счет нацпроекта «БКД», и генеральным подрядчиком там выступает «СтройЮгРегион», руководит которым президент СДК Александр Карпенко. Это поистине уникальное сооружение привлекает взоры жителей, люди следят за новостями с этой стройки. Что там происходит на данный момент, поделитесь информацией.

- На самом деле, это уникальное сооружение. С точки зрения архитектуры подобная конструкция с одной плоскостью основного несущего элемента в виде так называемой хребтовой арки представляет собой интересное решение, придающее сооружению индивидуальный запоминающийся облик. Длина мостового перехода составляет 478 метров, длина подходов - 477 метров. Сейчас там полным ходом идет монтаж арок и подготовка к устройству асфальтобетонного покрытия на подходах к мосту. К лету будет уже запущено движение на половине моста. Напомню, что его общая ширина 42 метра. А открытие ожидается к концу 2023 года – на год раньше срока.

- Это действительно огромное событие для края – строительство такого сооружения, и участников этой стройки, как и каждого, кто причастен к строительству Центра военно-патриотического воспитания молодежи «Патриот», смело можно называть героями.

- Я уверена, что профессия дорожника и почетна, и престижна. Вот недавно с коллегой по Союзу дорожников Кубани Ольгой Беляковой мы были в Тихорецком индустриальном техникуме на дне открытых дверей для родителей и рассказали удивленным мамам и папам о преимуществах нашей профессии. О том, что дороги строятся всегда, в том числе будут строиться и на новых территориях, что финансирование в отрасли - бюджетное, а значит, стабильное, что профессия дорожника - мирная и хорошо оплачиваемая. К примеру, водитель автогрейдера за двенадцать часов пятнадцатидневной работы получает 75 тысяч рублей, а, допустим, механизатор экскаватора - от 45 тысяч!

Счастье, когда тебя понимают

Яркая планета по имени Дарья
С дочерью Екатериной, окончившей 9-й класс

- А вы детям своим посоветовали бы идти в дорожники?

- Сын Михаил уже работает в дорожном предприятии и одновременно учится в магистратуре КубГТУ по профилю, так что продолжатель династии есть. Он и на линии поработал, и в геодезии имеет опыт. Дочка Екатерина – школьница, и я ей все время говорю, что наша профессия самая мирная и очень емкая. Чтобы стать хорошим дорожником, надо обладать разными компетенциями – разбираться в стройматериалах, в технике, владеть технологиями, быть мобильным и т.д. Нужен к тому же твердый характер, целеустремленность, понимание того, как четко организовать работу. Я в ней вижу хорошего управленца – ответственного. Но пока она не горит желанием, говорит, что вы с папой все время только и говорите о работе.

Поживем - увидим, я за то, чтобы каждый выбирал профессию ту, которая по сердцу.

Но правда и в том, что в семье им меня не хватает - я все время мотаюсь по работе. Зато когда я дома, они борются за общение со мной: дети – себе, папа – себе (смеется). Люблю готовить, особенно мне удается выпечка из дрожжевого теста.

Яркая планета по имени Дарья
С подругами лепить пирожки – одно удовольствие: и разговор идет, и дело делается!

К Пасхе печем двумя противнями, участвуют все – и дети, и Саша.

А вообще, если без шуток, мы с мужем – единомышленники, легкие на подъем, на принятие решений. При том что он у меня крупный, большой, громкий.

Яркая планета по имени Дарья
Родители разделяют счастье сына Михаила и невестки Маши

- То есть вы желанная женщина! Вам интересно жить?

- Конечно!

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.