Ситуация

Вот такая, блин, вечная молодость

Колумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о выдающемся краснодарском театре, который мы теряем.

26 июн 2012, 17:45
Елена Голубцова
журналист

К

олумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о выдающемся театре, который мы теряем. Формат молодежного театра, или театра юного зрителя, предполагает обращение в первую очередь к старшей школьной и студенческой аудитории и соответствующий репертуар, ядро которого составляет классика. Но у нынешнего руководства ТО «Премьера», в состав которого входит краснодарский Молодежный театр, очевидно, свое понимание молодежности. Она, судя по всему, трактуется как энтузиазм, способный компенсировать дефицит финансирования (все мы так жили в –надцать). Энтузиазма коллективу Молодежки и правда не занимать, но ни новый свет, ни новый звук, ни нового режиссера этим не материализуешь.
Вот такая, блин, вечная молодость
У нынешнего руководства ТО «Премьера», в состав которого входит краснодарский Молодежный театр, очевидно, свое понимание молодежности»

— Как спектакль? — спрашиваю у своей семьи, которую в полном составе отправила на спектакль «Эшелон» в Молодежный театр. Сама я иду днем позже — театр пригласил краснодарских блогеров и активных участников соцсетей на спектакль и встречу с актерами.

— Очень, очень хорошо, — отвечает сестра, — мы все рыдали. И даже Ванечка.

Ванечка — очаровательный молодой шалопай, которому только и дай, что посидеть на drive2.ru и ром с колой. Но после просмотра спектакля «Эшелон» я охотно верю в слезы из его всегда торжествующих, красивых и наглых глаз.

— Я не увидел в этом спектакле психологии победителей. Никакого, как бы это сказать, взгляда вперед. Не много ли в жизни негатива, чтобы погружаться в него еще и сознательно, в свободное время? — высказывается один из блогеров в антракте.

По суровым невысохшим глазам обступивших его девушек я предполагаю, что сейчас они разорвут этого любителя позитива на части — как могли бы расправиться с фрицем, дружно навалившись, русские бабы, интеллигентные москвички и пока не ставшие ни тем, ни другим, но обещающие стать, конечно, и тем и другим девчушки, которую неделю трясущиеся в поезде в эвакуацию.

Эти женщины, девушки и девочки — персонажи спектакля «Эшелон» по повести Михаила Рощина, но еще и более или менее полный паттерн поведения в условиях большого горя. И, хотя один из присутствовавших блогеров охарактеризовал в своем ЖЖ состояние героинь «Эшелона» как перманентное «наматывание соплей на кулак», у меня вот нет никакой уверенности, что самая сильная из нас (зрительниц) была бы в этой ситуации выдержаннее, чем самая истеричная из них (героинь).

— А ты плакала на спектакле? — спрашивает меня сестра на другой день после показа для условных блогеров. 

Я не плакала на спектакле. Я плакала после.

В фойе Молодежного театра было устроено чаепитие, на котором за одним столом оказались актеры театра и группа людей под кодовым названием «блогеры» (профессиональных блогеров среди них было едва ли два). Сначала актеры вежливо интересовались, что за зверь такой — блогер, и спрашивали наше мнение о спектакле и его актуальности. А потом, то ли у нас были такие внимающие лица, то ли просто пришло время, трубу прорвало, и с той стороны стола на нас потекла ржавая правда о жизни Молодежного театра.

А потом, то ли у нас были такие внимающие лица, то ли просто пришло время, трубу прорвало, и с той стороны стола на нас потекла ржавая правда о жизни Молодежного театра»

Что звук последний раз меняли в девяностые, и на недавнем спектакле как затрещит все, а звукорежиссер не всемогущий, и каждый раз — как по минному полю.

Что исторические костюмы и реквизит, которые в «нормальных» театрах изготавливаются и состариваются специально, в Молодежке разыскивают чуть ли не на мусорках и по секонд-хендам: историческая правда, да, только вот работать в них крайне некомфортно. Андрей Трегубов, который уже не служит в театре, но поддерживает с ним дружеские отношения, рассказал, что отыграл несколько десятков спектаклей «Звездопад» в одной фуфайке сороковых годов без стирки, потому что при стирке она бы попросту развалилась.

Исторические костюмы и реквизит, которые в «нормальных» театрах изготавливаются и состариваются специально, в Молодежке разыскивают чуть ли не на мусорках и по секонд-хендам»

Что Достоевский и Чехов надоели руководству «Премьеры» до такой степени, что сверху была спущена директива не ставить классику: зрителю нужно шоу, удовлетворите зрителя.

Что это на самом деле не так уж и важно, потому что ставить все равно нечего, не с кем и не на что: Молодежный театр сейчас — тело без головы. После того, как театр распрощался с главным режиссером Владимиром Рогульченко (тема, заслуживающая отдельного раскрытия), эта должность так и остается вакантной.

Получить хорошего режиссера, соответствующего по уровню все еще, несмотря ни на какие трудности,  блестящей труппе Молодежного театра, при 28 400 рублях оклада, предусмотренного для этого поста, практически невозможно. Рассматривается работа с приглашенным режиссером на гонорарной основе, но и для этого должно быть что предложить режиссеру, а значит, опять все упирается в заинтересованность в этом руководства творческого объединения.

Вот такая, блин, вечная молодость

О том, что труппа не может полноценно репетировать, потому что то один актер зарабатывает свой хлеб на свадьбе, то другой на похоронах, и говорить не приходится. Сами актеры заявляют: наша зарплата не повышалась с 2008 года (цены на билеты за это время увеличились в три раза, но непосредственно театру от этого лучше не стало), но нас не это волнует, а то, что театр фактически разваливается — и как здание, и как творческая единица.

В большой и, как мы видим по некоторым другим проектам, богатой структуре творческого объединения «Премьера» Молодежный театр оказался своего рода аутсайдером. Неужели только потому, что он делает не шоу, а высокую культуру, которая, приходится думать, не нужна стране на государственном уровне?

В восьмом или девятом классе нас привели в Молодежный театр на спектакль «Тень» по пьесе-притче Евгения Шварца. Я помню, мы сидели в первом ряду, и нас не отпускал восторг и какое-то ощущение измененной, расширившейся и чудесной реальности оттого, что сцена начинается прямо у наших ног — ее нет вовсе, мы все — часть сценического пространства, театральной условности, у которой стерли границы. Так для меня начался театр — не как скучные попытки окультуривания, предпринимаемые школой, а как часть жизни, без которой она невозможна.

Часы, проведенные на этих и других, все не перечислишь, спектаклях Молодежного театра, были редким временем, когда я безоговорочно любила свой город, когда я не ощущала его повсеместную, как будто предумышленную провинциальность»

Потом был «Убивец» (вы помните, как шли по деревянным мосткам через черную воду петербургских каналов, как питерский дождь вдруг проливался прямо с неба маленького зала Молодежки? Как грандиозен и страшен был Свидригайлов-Слободянюк и как единственно возможны — Раскольников-Минаев и Сонечка-Яковлева?); «Над пропастью во ржи» (невысокий и уже тогда полноватый Иван Чиров говорил от имени Холдена Колфилда, какой он ужасно высокий и худой — и мы ему верили, потому что не поверить ему было невозможно: это был самый настоящий Холден Колфилд); трудные и важные «Сцены в доме Бессеменовых», после которых, только выйдя из зала, зрители бросались звонить своим родителям; смешные до катарсиса «Кьоджинские перепалки»; смелый «Портной»; «Письма любви», на которые вообще можно ходить бесконечно, в каждой новой влюбленности, на каждом новом этапе жизни; чеховские «Чайка» и «Три года», неожиданные абсурдистские «Стулья» по Ионеско, «Отцы и дети», «Куколка» по Аверченко…

Вот такая, блин, вечная молодость

Часы, проведенные на этих и других, все не перечислишь, спектаклях Молодежного театра, были редким временем, когда я безоговорочно любила свой город, когда я не ощущала его повсеместную, как будто предумышленную провинциальность — потому что Молодежный театр провинциальным назвать никак нельзя, во всяком случае, не в оценочном смысле. И бывая в драматических театрах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пензы, я всегда с удовольствием думала, что наша Молодежка им ничем не уступит. И это, может, была и есть единственная область в моих многочисленных путешествиях, когда сравнение оказывается в пользу Краснодара.

В моем случае и в случае многих моих друзей и ровесников художественный вкус, мировоззрение и представление о нравственном законе складывались под значительным (как я понимаю теперь) влиянием Молодежного театра. Театр, таким образом, выполнил свою прямую, определенную форматом функцию. Не развлекать и не поучать — органично формировать содержание светлых голов новых краснодарцев.

Воспитание театром началось для нас еще в девяностые. Это их сейчас называют лихими, но, по словам актеров Молодежки, те времена были для театра настоящим Золотым веком по сравнению с тем, что происходит сейчас.                

Осенью 2011 года в Молодежном театре открылся юбилейный двадцатый сезон. Театр, в котором часть звуковой и световой техники, не говоря уже о мебели в гримерных и актерской гостиной, не менялась со времен открытия, получил в подарок от учредителей ксерокс. На двадцатилетие. Театр. Ксерокс.

Театр, в котором часть звуковой и световой техники, не говоря уже о мебели в гримерных и актерской гостиной, не менялась со времен открытия, получил в подарок от учредителей ксерокс. На двадцатилетие. Театр. Ксерокс»

Пока я в сторонке оплакивала горькую судьбу театра, а театральные дети меня всячески утешали (в театре образовалось несколько актерских семей, у них растут сыновья и дочки, многие уже играют в спектаклях), деятельные блогеры придумывали пути выхода из ситуации. «А давайте заручимся поддержкой какого-нибудь депутата, чтобы он транслировал нужды театра в администрации?» Давайте.

«А давайте найдем спонсоров, создадим клуб друзей театра, которые, как известно, познаются в беде?» Вот это уже действительно давайте. Только проблема в том, что у Молодежного театра нет ни юридического лица, ни собственного счета, и никакие внешние поступления ни от каких спонсоров технически невозможны. Разве что вы сами купите новый звук и принесете в театр.     

Я ничего не понимаю в счетах, юридических лицах и формах спонсорства. Но я понимаю, что Молодежку надо спасать. Опять я включаю пафос, но спасать Молодежный театр — значит спасать краснодарскую молодежь. Это, а не принимать разнообразные невнятные законы с призвуками гомофобии.

«Формирование духовно-нравственных качеств личности, сохранение и развитие традиционной российской духовности, воспитание нравственности у детей» — оно вот здесь происходит, вот в этих уже изрядно обветшавших стенах. И в Краснодаре — почти исключительно здесь. Это не тот город, где можно лишиться театра и ничего не потерять.

Люди, которые делают краснодарский Молодежный театр сегодня, — герои. Герои подлинных, каждодневных, а не заявленных на бумаге боев за культурную, просвещенную Россию. Они делают театр вопреки всему, без главного режиссера (то есть, в ситуации камерного театра, без вожака и отца родного), без финансовых результатов, без самого необходимого. Но со страстью и самоотдачей, которые, вот уж действительно, и есть молодость.

И это та молодость, которая должна быть вечной.

6 комментариев

avatar
lja4ka 26 июн 2012, 18:14
все именно так
avatar
maru 27 июн 2012, 09:17
очень жаль театр, ходили туда с группой в 2009 году на спектакль, безумно понравилось! актеры такие молодцы!
avatar
Беатриче 27 июн 2012, 19:12
Поддерживаю каждое написанное слово. Молодёжный театр - не для всех. Но лично на мой взгляд - это единственный театр в Краснодаре, который достоин этого высокого звания не номинально, а содержательно. Его труппа и сотрудники - действительно герои (уже давно наслышана о проблемах театра и о руководстве Премьеры). Что делать? Или выходить из состава Премьеры, или менять руководсто этого самого якобы творческого объединения. Но КАК? Для первого нужен спонсор, причём очень сильный, как я понимаю. Что касается второго варианта, то это проще, но при наличии жнлания и понимания у власть имущих. А его, видимо, пока нет. Готова подписаться под любым внятным обращением, петицией, просьбой, мольбой, вступить в клуб, коллективно оказать посильную мат помощь...
avatar
trying to be 02 июл 2012, 14:24
Лена, Вы такая молодец! Такие важные проблемы поднимаете. И Молодежный театр, и такие больно-прекрасно написанные статьи относятся к области "предметов", которые человечество может предъявить в свое оправдание. А потому надо спасать, все это спасать: для одних - спасать возможность жить и умирать в роли; для других - спасать возможность Читать и Писать и этим жить...
avatar
Шишкин 16 янв 2014, 11:41
"Что Достоевский и Чехов надоели руководству Премьеры» до такой степени, что сверху была спущена директива не ставить классику: зрителю нужно шоу, удовлетворите зрителя" - увы, такова нынешняя политика "вдов", дорвавшихся до руководства бывших мужей и ошалевших от шальных денег.
avatar
Gelder 10 апр 2014, 14:19
Очень близко всё то, что про молодёжку, потому что она, по многим причинам, очень близка мне. Очень интересно было бы почитать ваши мысли по поводу нынешнего положения дел в Молодежном, про нового режиссера, новые спектакли... Вы видели премьерный "Вечный спор"? И если да, то интересно было бы прочитать ваш отзыв. Пишите еще, ведь этот театр сейчас нуждается в поддержке и внимании, как никогда раньше.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».