С чего начинается Родина
Колумнист «Югополиса» Елена Голубцова не может определиться, где ставить запятые во фразе «Уехать нельзя остаться».
Елена Голубцова
журналист
К
олумнист «Югополиса» Елена Голубцова не может определиться, где ставить запятые во фразе «Уехать нельзя остаться». Я дочитываю статью в «Русском репортере», допиваю соленый от слез чай и понимаю, что жить так больше нельзя. Ложусь на кровать и собираюсь умирать. Через несколько минут засыпаю, потому что умереть не получается, а продолжать жить невозможно. Просыпаюсь под вечер и выясняю, что жить так все еще нельзя. К тому же болит голова и работа осталась несделанной. Сажусь за компьютер, чтобы доделать ее, но, пойдя по первой же нужде в интернет, оказываюсь на сайте канадского правительства, на странице, посвященной иммиграционному законодательству.Это получается само собой — примерно так же, как в прошлый раз, после другой душераздирающей статьи в «Русском репортере» я совершенно непредумышленно оказалась на сайте австралийского правительства»
Это получается само собой — примерно так же, как в прошлый раз, после другой душераздирающей статьи в «Русском репортере» (или где-то еще, мало ли у нас правдолюбцев, но «РР» расправляется с душой ловчее, чем многие) я совершенно непредумышленно оказалась на сайте австралийского правительства. А в следующий раз окажусь на сайте новозеландского.
В тот момент, когда остается вставить последний паззл, чтобы увидеть картину моей счастливой жизни в морозоустойчивом Квебеке или в чуть более теплом и куда более англоязычном Торонто (а вы знали, что Торонто — самый иммигрантский город мира? 47 % его жителей родились не в Канаде), за спиной возникает образ школьной подруги и кладет мне невидимую руку на плечо.
— Предатель Родины, — говорит образ, делая особый упор на заглавную букву «Р».
Что мне остается делать? Я начинаю думать о Родине. О Есенине, об уральских сосновых лесах (но тут вот недавно выяснилось, что в Португалии есть точно такие же), о белом доме в Благовещенке, где летом снова соберутся друзья. Больше ничего хорошего на ум не приходит, зато из всех щелей подсознания лезет статья из «Русского репортера».
Что мне остается делать? Я начинаю думать о Родине. О Есенине, об уральских сосновых лесах (но тут вот недавно выяснилось, что в Португалии есть точно такие же), о белом доме в Благовещенке, где летом снова соберутся друзья»
— А Ахматова? — это уже не образ подруги, это я. Для меня Ахматова — это «Когда я стану царицей, Выстрою шесть броненосцев И шесть канонерских лодок, Чтобы бухты мои охраняли До самого Фиолента», а не «Реквием» и остальное мучительное (мученическое?) героическое.
Но прошлым летом я сидела во дворе Фонтанного дома в Петербурге и укладывала в голове полученную от аудиогида информацию (для меня это, конечно же, не было новостью, но подобные вещи воспринимаются совсем иначе, когда есть хоть малейший повод провести параллель с собой): у автора «Реквиема» была совершенно реальная и далеко не единственная возможность покинуть страну, но она продолжала жить в коммуналке и смотреть широко открытыми глазами на то, как ее близких убивают. Потому что Родина.
— Зато тебе достаточно одной жалостливой статьи, чтобы начать собирать вещи. Только вот тебя, в отличие от Ахматовой, никуда не зовут, — и это такая горькая правда, что я уже не разбираю, я это или образ подруги, а снова засыпаю, потому что так жить тем более нельзя.
А на следующее утро, которое всегда мудренее, мне приходит в голову светлая мысль. Несколько наводящих вопросов в мессенджере — и догадка подтверждается: моя школьная подруга, которой нравится идея (теперь уже вернее сказать — факт) Олимпиады в Сочи, которая не боится рожать в этой стране детей и которая на последних президентских выборах приняла то же решение, что и большинство россиян, не читает ни «Русский репортер», ни иностранную прессу, ни общественно-политические блоги, ни «Сноб».
Я без торжества, но с облегчением обращаюсь к образу подруги:
— Вот видишь, дело не в том, что я хочу уехать из страны, а ты нет. Дело в том, что мы живем с тобой в двух совершенно разных странах. Я бы тоже не боялась рожать и любила бы Родину, если бы не читала всего этого.
— Ну так и не читай! Можно подумать, тебя кто-то заставляет.
Какое прекрасное, свежее решение. И то верно: стало ли тем несправедливо обиженным, оскорбленным и униженным, проклятым и убитым, о которых я читала вчера, легче оттого, что я прорыдала полдня? Нет. Стало ли мне хуже? О да. Зачем же портить еще одну жизнь вдобавок к тем, уже безвозвратно загубленным? Не лучше ли скорректировать список чтения, сократив его до, скажем, «Афиши-Еды» и «Афиши-Мира» и забивать себе голову названиями вин и маршрутами предстоящих путешествий, а не скорбью этого мира?
Нет, не лучше. Потому что несправедливость существует только по той причине, что большинство ее игнорирует. Потому что это и есть деструкция общества, ладно бы гражданского — как такового. Потому что оскорбленные и униженные из этой статьи, из всех тысяч статей, которые звонят в колокола тревоги и которые сотни тысяч школьных подруг не читают в наивной уверенности, что колокол звонит не по ним, — все они рядом с нами, среди нас, такие же, как мы. Они, если как следует подумать, — и есть мы.
Я помню, как перед выборами я от нескольких знакомых услышала почти слово в слово одну точку зрения: «Митинги? Какие митинги? Люди живут хорошо, люди богатеют, люди ездят за границу и покупают дорогие машины. Чего вам еще надо? Take it easy».
Я помню, как перед выборами я от нескольких знакомых услышала почти слово в слово одну точку зрения: «Митинги? Какие митинги? Люди живут хорошо, люди богатеют, люди ездят за границу и покупают дорогие машины»
Но эти же самые, если как следует подумать, люди ведут многолетние судебные тяжбы без всякой надежды выбраться из кафкианского кошмара российского правосудия, теряют детей в армии и в больницах, незаконно лишаются прав, собственности, жилья, свободы, жизни, просиживают часы в очередях за рецептом на банальные глазные капли, потому что слишком много желающих применить их не по назначению. И несть примерам числа. И закрывать на этих людей глаза, сочинять разницу между собой, благополучным, и ими, несчастненькими, — это и значит быть скотом, которому главное задать корма, чтобы он не взбрыкивал.
Но что мне, лично мне делать, если я не могу все прочитанное просто принимать к сведению? Заедать каждый материал упаковкой антидепрессантов? Убить себя об стену? Заколотить входную дверь изнутри, изолировав себя от этого жестокого мира? Или ждать, пока звонящих в колокола окончательно вразумят и пресса приобретет по-советски оптимистичный характер: «самолет разбился, жертв нет»?
Я выдыхаю — и возвращаюсь на сайт канадского правительства.
— Предатель Родины, — хором шипят образ подруги, Ахматова и та часть меня, которая Россию на самом деле очень-очень любит и продолжает верить, что все это дурной сон или затянувшиеся вспышки на Солнце, скоро все пройдет и мы все заживем счастливо, с чистой совестью полистывая за ужином National Geographic.
— Родину мы проиграли месяц назад, — отвечает другая, большая часть.
11 комментариев
Не князь Игорь 19 апр 2012, 11:35
ozmusicman 19 апр 2012, 13:38
golubtsova 19 апр 2012, 14:47
gruz2105 20 апр 2012, 07:45
Ekaterinodarman 20 апр 2012, 13:23
vertgalant 20 апр 2012, 23:20
sawap 22 апр 2012, 23:57
1308 28 апр 2012, 14:47
Алексей Кольба 30 апр 2012, 21:40
Zibgo 11 мая 2012, 15:52
sawap 17 мая 2012, 10:00
Последние обсуждения