Люди

Очередная форма жизни

Колумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о форме жизни, в которой мы показываем свое истинное лицо.

23 дек 2014, 11:35
Елена Голубцова
журналист

К

олумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о форме жизни, в которой мы показываем свое истинное лицо.  Недавно я прочитала книгу «Подстрочник» — историю жизни Лилианны Лунгиной, рассказанную ею самой. Эту книгу, я думаю, стоит читать всем, кто жил, живет или собирается жить в России. Это книга про XX век — но еще и про то, что мы по-прежнему там, в нем, что логика смены власти, взаимоотношений власти и общества, если это слово уместно, когда мы говорим об истории России, — не изменилась совершенно. Может быть, она вообще никогда не менялась, а не только за последние сто лет, — об этом у нас очень любят порассуждать. Но XX век продолжается в озвученном смысле на очень буквальном, инструментальном уровне. Об этом, впрочем, тоже очень много пишут и говорят — и делают это люди, гораздо более знающие и умные, чем я, поэтому я не стану. Я хочу сказать о другом.  Когда мы с вами думаем или говорим о тридцатых годах прошлого века, мы же все в первую очередь вспоминаем репрессии, да? И до второй очереди не всегда доходит дело. Вот сейчас задумайтесь, а что вы знаете об этой эпохе, помимо ужасов сталинизма и, может, их нарядной упаковки — сталинской архитектуры? Мне кажется, большинство людей без специальных знаний, особенно среди «детей перестройки», вспомнят немногое. Мы, тридцатилетние, те самые «дети перестройки», в 90-е годы ходили в школы, где вымарывалась история СССР — вернее, на месте этой истории рисовалось такое пятно ужаса. Отчасти это были убеждения наших учителей, которые наконец получили возможность высказывать их открыто. Но в этом, я уверена, была, артикулированная или нет, но программная установка новой власти, которая, как становится сейчас понятно, вымарывала прошлое не в пользу нового, а просто для того, чтобы никто не заметил, насколько ничего не изменилось. Впрочем, я снова выхожу за пределы своих скромных компетенций. А рассказать я хотела о совсем простой вещи, вычитанной у Лунгиной: в тридцатые годы люди в Москве и, наверное, повсюду в России любили кататься на коньках и на лыжах. Очень много и охотно катались, это было такое повальное увлечение, такая мода, как… Вот как сейчас.
Очередная форма жизни

Конечно, о том, что спорт при Сталине был важной частью идеологии, партийной программы, все знают — это общее место. Однажды на курсе истории искусства с позиций марксизма-ленинизма (название, конечно, у курса было другое или вообще никакого, но суть примерно такая) художник Дмитрий Гутов высказывался о полотне Дейнеки «Вратарь» (это 1934 год) в том духе, что в футболе очень важна идея границы, на ней все строится, вратарь — это защитник границы, как бы солдат Советской Армии. Спорт как трансляция милитаристской позиции государства и его отграниченности от всего мира. Это я упрощаю, конечно, но так оно примерно и было, и придумал это не Гутов. То есть с официальным положением спорта в советском государстве в 30-е годы все понятно. 

Но вот то, что простые беспартийные люди, в том числе и будущие диссиденты или их родители, после школы или после воскресного завтрака брали коньки и шли кататься, что это было таким хорошим, простым и веселым моментом их нелегких жизней, — вот этого я не то что не знала, а как-то не представляла. 

И вот спустя 80 лет на ВДНХ открылся самый большой в мире, так они говорят, каток. Среди искусственных, во всяком случае. Кстати, ВДНХ, или, вернее, ВСХВ, — тоже родом из 30-х: идея о создании Всесоюзной сельскохозяйственной выставки впервые прозвучала в 1935 году. Каток, ставший первым крупным проектом новой дирекции ВДНХ, открылся вечером в пятницу, 28 ноября 2014 года. Днем того дня мы с моей бабушкой ходили обедать в павильон «Армения» — медленно шли вдоль катка, по обыкновенному и пустынному виду которого никак нельзя было заподозрить ни адских миллионов, вложенных в него и дотошно подсчитанных Навальным, ни адских очередей, которые соберутся здесь к вечеру. Об этих очередях уже тоже все написали и от души по этому поводу позлословили. 

Конечно, в очереди стоят по всему миру, а не только в травмированной неслучившимся социализмом России — вспомнить хотя бы, что творит с людьми компания Apple»

Я на коньках не катаюсь — я же все-таки большую часть жизни провела в Краснодаре. Поэтому меня лично, непосредственно жуткие проблемы с организацией входа на каток не касаются, хотя я работаю в двух шагах и, наверное, было бы неплохо покружить на льду, наплевав на то, что это совпадает с курсом партии. Но вот эти искаженные злобой и усталостью лица людей из репортажей с открытия — людей, которые вообще-то пришли развлекаться, то есть даже не получать загранпаспорт (там тоже страх и ненависть, но это как бы важное дело, такая трудная обязанность, а тут люди пришли отдыхать) — вот эти лица нельзя воспринимать иначе, нежели лично. И дело не в том, что это однокоренные слова. 

По дороге домой таксист-армянин разговорился с нами и совсем в другом контексте вспомнил про очереди. В Армении, говорит, определяют приезжего по тому, что он, зайдя в магазин, спрашивает, кто последний в очереди. Там, говорит, очередей нет как явления: кто первый встал, того и тапки. А в России очереди есть, были и, видимо, будут. Не станем вспоминать очереди в «Ашане» в субботу вечером (и если вы думаете, что в краснодарских «Ашанах» бывают очереди, то вы заблуждаетесь). Но мы стоим в очереди за товарами, а чаще услугами далеко не первой необходимости. В этих очередях оказываются люди самых разных интересов и социальных примет — в зависимости от того, за чем стоят. 

А в России очереди есть, были и, видимо, будут. Не станем вспоминать очереди в «Ашане» в субботу вечером (и если вы думаете, что в краснодарских «Ашанах» бывают очереди, то вы заблуждаетесь)»

Люди ломятся, чуть ли не убивают друг друга в очереди на каток. Вдумайтесь — на каток! Люди отмораживают себе уши, стоя в очереди к мощам или к иконе, чтобы помолиться за здравие. На другой день после открытия катка, обеда в «Армении» и поездки с таксистом-армянином мне пришлось наблюдать такую очередь из верующих в Покровском монастыре — бабушке, члену КПСС до 1991 года, очень нужно было к Святой Матроне Московской, и я с ней, конечно, не спорила. Правда ведь, с годами становишься гораздо терпимее? И даже постоишь в очереди в церковь ради любимой бабушки. Пока стояла, вспомнила, как прошлой зимой, на самые крещенские морозы, я так же не чувствовала ног в очереди в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, где завершала свою работу выставка Ман Рэя. Ну много ли разницы, в сущности, между теми, кто за искусством, и теми, кто за здравием?   

1 ноября 2014 года художник Михаил Заиканов провел акцию «Реконструкция очереди в McDonalds 1990 года» — собрал людей в соцсетях и среди друзей, чтобы постоять в очереди в закрытый по итогам проверки Роспотребнадзора первый в России «Макдональдс». Понятно, что у этого реэнактмента вполне конкретный остро актуальный политический смысл. Но работа эта хороша тем, что она не только про нас сейчас — она про нас вообще. Как сказал сам художник порталу The Village: «Акция не про него (ресторан), а про очередь, феномен и явление».

После советского опыта очередь для нас — не просто неудачное стечение обстоятельств или чей-то ловкий маркетинговый ход. Это форма жизни, в которой мы показываем свое лицо»

Конечно, в очереди стоят по всему миру, а не только в травмированной неслучившимся социализмом России — вспомнить хотя бы, что творит с людьми компания Apple. В ситуации свободного доступа к товарам и услугам очередь приобретает функцию, противоположную той, которую она играла во времена дефицита: тогда она давала возможность добыть эксклюзивный товар, сейчас, в сущности,  — она и делает этот товар эксклюзивным. В очереди стоят не потому, что вещь хороша, — она хороша и желанна потому, что за ней стоят очереди. Ведь лед, в общем, и в Африке лед (тем более искусственный), а телефон — это всего лишь телефон. 

И все-таки в российской очереди есть, как мне кажется, что-то, не относящееся к потребительской психологии. После советского опыта очередь для нас — не просто неудачное стечение обстоятельств или чей-то ловкий маркетинговый ход. Это форма жизни, в которой мы показываем свое лицо. Держать которое (такое уже почти забытое выражение и редкий, хотя и чрезвычайно полезный навык — держать лицо) гораздо легче, сидя за книгой или катаясь в ближайшем парке, на катке без всяких эпитетов. Очень многое, что важно и приятно в жизни, — во-первых, бесплатно, во-вторых, не нужно никому или почти никому, кроме вас.

Похоже, в ближайшее время об этом придется как следует вспомнить.  

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».