Weekend

Побег воображаемого Вити от реальности: «Путешествие в Элевсин» Виктора Пелевина

11 окт 2023, 17:00
Елизавета Васильева

П

олторы недели назад Виктор Пелевин выпустил в свет новый роман «Путешествие в Элевсин». Можно только гадать, как писателю удаётся выдавать по книге в год. Может, литературные негры, нейросети, отсутствие других дел? Но точно ясно одно: в этот раз он написал именно то, чего хотела читательница.

Несмотря на интеллектуальную претенциозность своих произведений, Виктор Пелевин стал будто бы единственным народным писателем в современной России. Его книги ждут, даже если не хотят читать, а вопрос его существования не поднимал только ленивый. На него, в конце концов, отсылаются в новых «Папиных дочках», проекте, который готов сравниться в «народности» с произведениями Пелевина. Выход сериала совпал с публикацией «Путешествия в Элевсин», оба они стали ярчайшими событиями осени. Поэтому дико символично, что именно в честь писателя семилетняя девочка Арина называет своего воображаемого друга Витей.

Статус единственного народного писателя обусловлен привычкой аудитории к тому, что он разом и о судьбе России говорит, и развлекает, и подчёркивает высокий интеллект его читателя. Однако глобальность этого набора приводит к тому, что с ним порой сложно справиться. Возможно, потому не удался его прошлогодний KGBT+: Пелевин будто хотел охватить всё, но как минимум немного опоздал, как максимум не очень преуспел. Там он молодился, токсичничал и пытался заново открыть велосипед 20-летнего возраста. В этот же раз невоображаемый (скорее всего) Витя выдал один из лучших своих романов.

«Путешествие в Элевсин» происходит в уже привычной пелевинской вселенной – с вампирами, ИИ и мозгами в банке. Главный герой Маркус, точнее, оставшийся от него думающий орган, работает в уже известной нам Transhumanism Inc., где проводит служебное расследование, связанное с коварными планами литературного алгоритма Порфирия из романа iPhuck 10. У него очень некстати появилось подозрение, что нейросеть, ставшая в симуляции римским императором, хочет устроить апокалипсис в реальном мире. Чтобы предотвратить конец света, главный герой отправляется в начинённый пасхалками к современной нам России Древний Рим, где становится телохранителем хитроумной, но очень творческой нейросети.

События «Путешествия» происходят в двух с половиной измерениях: кабинете начальника Маркуса, симуляции ROMA-3 и дне морском, куда главный герой приходит навестить рыбу-литературоведку. Встреча с последней однозначно стала самым ярким эпизодом и так очень удачного романа, а рыбья лекция о Достоевском, Набокове и русском логосе может послужить пищей не для одного размышления.

В целом связь языка и истории народа отлично вписывается в сегодняшний общественно-политический дискурс и помогает Виктору Пелевину в очередной раз подтвердить свой статус классика постмодернизма. Даже при том, что мы с вами вроде как уже живём в эпоху метамодерна, «Путешествие» становится очень актуальным перформансом на тему российской и мировой повестки.

При этом Пелевин, не скрывая, синтезирует свои размышления о судьбе языка и писателя, который на нём пишет, с субъектностью (или её отсутствием) Порфирия. Алгоритм натренирован на русской классике, поэтому его думы представляют из себя компиляцию депрессии, веры в высшее предназначение и размышлений о судьбе России. Конечно, Пелевин саркастически утрирует, но делает это так легко и весело, что даже немного беззубо. Эта аккуратность не раздражает, а, скорее наоборот, заставляет отдать должное писателю. Он снова создал что-то консервативно-либеральное, а читатель пусть сам разбирается, что ему больше нравится.

К тому же, прежде чем смотреть между строк, нужно оторваться от самих строк, а это не так просто. В «Путешествии» Пелевин заигрывает с самым читательским жанром – детективом. А чтобы наверняка понравиться аудитории, писатель добавляет ещё пару-тройку излюбленных широкими массами приёмов, максимально упрощая и их: там, где могли бы быть Джекил и Хайд, появляется куда лучше знакомый нам Тайлер Дёрден. А отсылки к великим (во всех смыслах) философским трудам отдают своё место «Звёздным войнам», разбавленным бородатыми анекдотами. Но это всё скорее плюс, чем минус.

Виктору Пелевину 60 лет, он устал. Мы тоже все устали. Так почему бы не провести вместе время за историей в духе излюбленных «Чапаева и Пустоты»? Ведь, несмотря на все отсылки к более поздним работам писателя, ассоциация с лучшим его романом не бледнеет по ходу всего произведения.

Как и создатели новых «Папиных дочек», Виктор Пелевин знает, что нет ничего более комфортного и привлекательного, чем погрузиться в прошлое. Будь то Древний Рим, детство или любой другой ностальгический пункт назначения нашего с вами побега от реальности. И «Путешествие в Элевсин» идеально для этого подходит.

Первая полоса

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми