Люди Ситуация

Российские железные дороги, или Туда и обратно

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о РЖД как зеркале русской действительности.

27 янв 2016, 13:24
Сабина Бабаева
журналист

П

оезда отправляются в путь. Люди по сигналу невидимого режиссера разворачивают целлофановые пакеты с курицами. Когда мне было девять лет, курицы были вареные. Я не понимала, зачем есть вареных куриц, раз можно их пожарить. Когда мне было девятнадцать, курицы были копченые. Это мне было все равно, потому что мы ехали на летнюю практику в детский лагерь и было страшно весело. С верхних полок то и дело падали спящие пионеры, сонно улыбались и, совершенно невредимые, лезли обратно. Когда мне было двадцать девять, люди в поездах разворачивали пакеты с курицами гриль. Теперь, скорее всего, кулинарным экспериментам с курицами конец, разве только их, может быть, станут, наконец, жарить.

Я еду в страшную рань на электричке в Ростов и в конце дня на электричке обратно. И думаю о том, что между теми, кто заправляет российскими железными дорогами, и теми, кто ездит по стране туда и обратно, заключен негласный договор. Одни обеспечивают неприятную, насколько это возможно, поездку, другие, со своей стороны, обязуются терпеть, и даже делать вид, что все в порядке, и даже со временем настолько к этому привыкнуть, чтобы в самом деле считать, что все так и должно быть и по-другому не бывает.

Впрочем, это только часть договора, заключенного между теми, кто заправляет — это если без эвфемизмов, — а если с ними — управляет Россией, и теми, кто в ней живет, или, на языке управленцев, проживает.

То есть российские железные дороги всего лишь отражают действительность в целом, а именно пресловутый русский экзистенциализм, который, если честно, задолбал до головной боли. Причем с каждым годом становится только хуже.

Пару лет назад предлагались классы вагонов. Ну как классы — конечно, не в духе блоковского «молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели». Можно было выбрать между экономклассом и так называемым классом комфорт. Различались они ценой в пару сотен рублей, и в последнем были мягкие сиденья, относительная чистота, вода в туалете и бар с плохим кофе. Теперь «бар отменили» — так выразилась проводница. Классы вагонов и воду в туалетах тоже.

«Скоростной» электропоезд назван так, кажется, персонажами анекдотов про эстонцев. Никуда не спеша, электричка тянется мимо картин русского экзистенциализма снаружи и несет картину русского экзистенциализма внутри.

Российские железные дороги, или Туда и обратно

Вы замечали, как много у нас среди путешествующих поездами тех, кого в народе принято ласково называть придурками? Нет, я не спорю, придурков везде хватает, в любой самой благополучной стране мира они есть. Но, может быть, за границей они мало путешествуют поездами, не знаю, мне не попадались, а у нас так они поезда просто обожают. Курицей российской экзистенциально-поездовой их не корми, а дай только, чуть двинется поезд, открыть «Балтику» и попутно оскорблять тех, кто на них непохож.

— Эй, колхозницы, свинарки! — вопит нечто, обращаясь к проходящим мимо девушкам. — Двери закрывайте, мать вашу! — Нечто, изливающее злобу на весь мир, явно с похмелья, пахнет на три вагона хуже поездового туалета и развалилось на трех сиденьях с тремя сумками. Он не знает, что такое автоматические двери, он ничего не знает, и никто не знает, почему бы его не выставить на ближайшей станции.

Ибо негласный договор, заключенный между богом российских железных дорог и простыми смертными, предполагает игнорирование хамства обеими сторонами. Как и комфортабельных условий путешествия. Чтобы пройти из вагона в вагон, через три вагона, в одном из которых есть туалет без воды, нужно обладать хорошим психологическим здоровьем. Если вам приходится путешествовать часто, вы наверняка уже почетный Стивен Сигал и готовы к сражениям на крыше движущегося поезда.

И вот едете вы в другой город на поезде и осознаете, что для завершения картины русского путешествия не хватает только того, что описывал ехавший на поезде в Москву в нулевых Филипп Бахтин, — баллады о прокуренном вагоне в динамиках. И непонятно, что хуже — отношение к людям со стороны управления железными дорогами или отношение людей к самим себе и друг к другу.

Российские железные дороги, или Туда и обратно

Я возвращаюсь из путешествия туда и обратно и узнаю о существовании маршрута Краснодар — Ростов на поезде «Ласточка». Он отправляется за двадцать минут до обычного «скоростного» поезда и доезжает на час раньше. Но почему-то в кассе билетов на него не предложили. И почему-то другие поезда не отменяют: он такой один. Это примерно как с городским транспортом: один приличный троллейбус с кондиционером на двадцать допотопных. Такое развитие общественного транспорта. Такое отношение к людям. К чему удивляться, что они предпочитают передвигаться на личных автомобилях?

Но есть и хорошие новости. А именно, вещи похуже поездов и городского транспорта. Это междугородные автобусы. Потому что, кроме прочего, в поездах машинисты сидят далеко и могут без ущерба психологическому здоровью пассажиров слушать, что им вздумается. А водители автобусов, реагируя на просьбу сделать интеллигентный голос Лепса потише, делают его погромче, специально чтобы услужить пассажирам. И ржут в голос, потому что как остроумно!

И я бы сказала по традиции, что это уже совсем другая история, но на самом деле она та же самая. Это, если хотите, тоже отражение русской действительности.


Использованные материалы:
1. Кавер-изображение: фрагмент из видео пользователя Factoria / vimeo.com


2 комментария

avatar
Насон Грядущий 27 янв 2016, 20:47
Почти пригородная электричка Краснодар - Ростов - Краснодар это ещё не поезд . Чтобы рассуждать о поездах , надо съездить в Сибирь и обратно . Пять - семь ночей в поезде самое то . после чего можно рассуждать .
avatar
Шрек 29 янв 2016, 01:03
У людей из бывшего СССР есть одна общая черта. Они всё время ноют. Где бы они не находились, чтобы не делали. Всегда всем недовольны. Скучная статья ни о чём. Автор, узнайте значение термина «экзистенциальный», чтобы впредь не использовать его по поводу и без повода.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Спорт

От баскетбола до сап-серфинга: в Краснодаре отметили День физкультурника

Кубанская столица присоединилась к празднованию Дня физкультурника – мероприятия на 18 локациях организовал городской департамент по физической культуре и спорту. Кадры турниров, матчей, мастер-классов и конкурсов – в фоторепортаже «Югополиса»

Люди Ситуация

Телеканал «Россия 1» запускает новое шоу «Классная тема!»

На российском телевидении начинают делать упор на просветительский контент. Ещё со времён запуска на ТВ интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» россияне любили и уважали познавательные передачи, и этот тренд в последние годы обретает новую жизнь и новую форму, что не может не радовать.
Вячеслав Рыжков
Ситуация

Тот же никотин, только модный: чем электронные сигареты напугали Минздрав

Эксперты министерства вышли с предложением если не запретить полностью, то хотя бы ограничить в России свободную продажу электронных сигарет, вейпов и прочих популярных курительных гаджетов для курения. Иначе бороться с вредной привычкой не получится. Ирония же в том, что все эти устройства рекламируются как «помощь» тем, кто хочет бросить.
Елена Шумовская
Бизнес

Уникальная гравитационная винодельня «Скалистый берег» открылась в Анапе

Это событие долго ждали, и результат превзошел самые смелые ожидания. Винодельня «Скалистый берег» стала настоящей архитектурной достопримечательностью, а производимые здесь напитки - искусство, несущее философию гармонии с природой.

Люди Бизнес

«Сила России в неравнодушных людях»

Насколько популярна благотворительность в современном мире? Многие ли готовы жертвовать своим временем, имуществом, деньгам ради других, нуждающихся в помощи людей? Куда обращаться, если вам нужна помощь, и куда – если вы тот, кто может помочь? О благотворительности в Краснодаре и крае, волонтерстве, трудных судьбах и добрых делах «Югополис» поговорил с Игорем Пирог.
Анастасия Клейменова
Город Спорт Weekend

Невероятный накал страстей: в Краснодаре прошли скачки на Кубок губернатора

В кубанской столице состоялось центральное событие скакового сезона: на городском ипподроме в течение дня состязались лучшие лошади России чистокровных английской, ахалтекинской, арабской пород. Яркие кадры мероприятия – в фоторепортаже «Югополиса»

Люди Weekend

«Мы планировали сделать кино для всех»: Роман Котков об экранизации «Майора Грома», российских комиксах и киновселенной BUBBLE

В парке «Краснодар» состоялся показ при поддержке «КиноПоиска» – фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» представили его создатели: исполнитель одной из ролей Александр Сетейкин, а также сценарист, продюсер и главный редактор издательства BUBBLE Comics Роман Котков. «Югополис» поговорил с Котковым о комикс-индустрии, режиссёрской версии блокбастера и российском кино.
Люди Ситуация Бизнес Weekend

Дмитрий Анфиногенов: «Российскому игорному бизнесу понадобится полгода, чтобы адаптироваться к новым условиям»

Председатель Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов - о развитии игровых зон в нынешнее непростое для всей экономики время, о принципах стратегии ответственной игры, тесной взаимосвязи игрового и туристического бизнеса и его перспективах в России
Ситуация

​Андрей Сасин: «Сказал — сделай»

Кубань-житница сильна земледельцами. Их лица не мелькают на экранах. Об их судьбах неизвестно широкой публике. Они не кричат о своих проблемах, а решают их, зная, что только трудом можно добиться победы. Герои вечной битвы за урожай достойны, чтобы о них знали. Андрей Сасин — один из них.