Наука и техника 24 сен 2010, 13:00

Обнаружена загадочная синхронизация вулканов Земли

Вулканы по всей планете усиливают и ослабляют свою активность на удивление синхронно и со строгим периодом.

Об открытии планетарного пульса сообщили учёные из университетов Бергена, Гавайев и Сиднея, сообщает портал membrana.ru.

Авторы работы проанализировали данные о частоте и силе извержений во всех основных горячих точках за весь кайнозой. География включала Гавайи, остров Пасхи, Исландию, Реюньон, Тристан, Галапагосские острова, Самоа, Азорские острова, Мадейру, Канарские острова, острова Зелёного Мыса и Св. Елены, Йеллоустоун и многие другие пункты.

Так обнаружились синхронизированные в масштабе глобуса пики извержений на отметках 10, 22, 30, 40, 49 и 60 миллионов лет назад. Также выявлена серия вторичных всплесков активности на 4, 15, 34, 45 и 65 млн. лет назад.

Получилось, что у вулканов в этих районах есть часы с главным периодом примерно в 10 млн. лет и дополнительным, примерно в 5 миллионов лет.

Поскольку все эти районы удалены друг от друга, для объяснения синхронизации невозможно привлечь колебания в напряжениях тектонических плит, изменения в толщине литосферы и тому подобные процессы. Единый вулканический метроном следует искать глубже — на границе мантии и земного ядра (которое, как недавно стало известно, переваривает само себя).

Учёные предполагают, что регулярные колебания тепловых потоков ядра передаются в мантию, вызывая повышение и понижение активности горячих потоков — плюмов. Те уже влияют на всплески вулканизма. Если эта версия подтвердится, долговременные изменения в глобальном вулканизме окажутся ценным "окном" в мир земного ядра.