Наука и техника 03 авг 2018, 18:46

​В открытом космосе обнаружили гигантский «магнит» величиной с планету

Его открытие поможет понять, как рождаются магнитные поля внутри планет и звезд.

В открытом космосе был обнаружен странный объект, излучающий очень мощные магнитные поля и похожий по размерам на планету. Описание объекта, найденного радиообсерваторией VLA, опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

«Объект находится на границе между планетами и коричневыми карликами, своеобразными «неудавшимися» звездами. Его открытие — большой сюрприз для нас, оно поможет понять, как рождаются магнитные поля внутри планет и звезд», — сказала исследователь Мелоди Као из Университета Аризоны в Темпе (США).

В последние десять лет в близлежащих регионах Галактики открыли несколько тусклых и холодных небесных тел — ученые называют их планетами-изгоями и спорят об их природе. Одни считают их очень крупными двойниками Юпитера, выброшенными за пределы родивших их систем в результате гравитационных взаимодействий между рождающимися небесными телами. Другие астрономы полагают, что эти планеты, учитывая их размеры и температуру, — неродившиеся звезды, так называемые коричневые карлики. Их масса слишком мала для начала термоядерных реакций в их недрах.

Американские ученые открыли необычный пример подобной планеты-изгоя, проанализировав данные, которые радиотелескоп VLA собирал во время наблюдения за несколькими десятками открытых другими обсерваториями в последние годы подобных объектов.

Фотографии «изгоев» и коричневых карликов указывают на то, что на них есть мощные полярные сияния, для рождения которых требуются мощные магнитные поля, а взаимодействие магнитных полей и разгоняемых ими частиц породит пучки радиоволн, которые могут быть заметны для обсерваторий на Земле и ее орбите. Ученые направили VLA в сторону пяти ближайших коричневых карликов и планет-изгоев, чтобы попытаться найти следы этих сияний.

Очень мощным «магнитом» оказался один из самых маленьких объектов в списке — планета-изгой SIMP J0136, расположенная в 20 световых годах от Земли в созвездии Рыб. Судя по высокой степени поляризации ее радиоволн, вырабатываемое ею магнитное поле в 200 раз сильнее, чем у Юпитера, в 13 тысяч раз — чем у Земли и сопоставимо по силе с полями внутри пятен на поверхности Солнца.

О том, что этот объект — скорее крупная планета, выброшенная из звездной системы, чем коричневый карлик, говорят его низкая масса (он только в 12 раз тяжелее и в 1,2 раза больше Юпитера) и довольно небольшой возраст (около 200 миллионов лет). О причинах выработки им таких мощных магнитных полей ученые еще не знают.