Балетмейстер и режиссер Иван Фадеев знаком столичной публике по постановкам в «Новой опере» им. Е. Колобова, «Таганке», Малом и «Маяковке», краснодарской - по спектаклям Музыкального шоу-театра «Премьера» Retro.ru, «Русское кабаре» и номерам в «Магии Солнца». Он рассказал «Югополису» о том, как «порезать» и «пожарить» классические мюзиклы, чтобы получился музыкальный перфоманс «Страсти по Бродвею»: его дадут во Дворце искусств «Премьера» 29 и 30 апреля.


Иван Владимирович, как вы храните рисунок танца спектакля: запоминаете, зарисовываете?

— После того, когда я поставил не одну Кремлевскую елку, где вся сложность состоит в массовости, я собираю спектакль как конструктор «Лего»: с одной группой в одном месте репетирую одно, с другой - другое, с третьей - третье. И таких групп шесть. Я должен рассчитать все в уме, зная, куда в каждой группе пойдет каждый человек. Потом наступает тот день, когда мы все вместе собираемся в одной точке - и все собираем.

До тех пор, пока я ставлю спектакль, помню всю хореографию: могу повторить каждое движение любого солиста, а в шоу-театре только артистов балета 40 человек. Зарисовывать не люблю: это еще больше отвлекает. Схема танца, движения, мизансцены складываются в голове, а когда работа заканчивается, я их ластиком стираю, голова очищается - и наступает время следующей работы. Да и, слава богу, мы живем во времена доступности камеры: если нужно, можно зафиксировать танец, что, конечно, все упрощает.

Alt

В «Страстях по Бродвею» будет ваш пластический язык или оригинальная хореография?

— Абсолютно мой. В чем концепция нашего дивертисмента? Берем бродвейский мюзикл: за один номер рассказать историю из него невозможно, но за три уже кое-что можно сделать. Вопрос музыки - принципиальный: если это «Продюсеры» Мэла Брукса и Томаса Миэна, то зонги только из «Продюсеров», если «Аида» Линды Вулвертон, Элтона Джона и Тима Райса, то только из «Аиды». Дальше включается моя фантазия: я не беру из мюзикла сто процентов коллизии, а, скорее, опираюсь на его мотивы как подложку и начинаю размышлять, куда хочу привести историю, которая будет совсем о другом, чем «бродвейский» сюжет: получается некая сублимация эмоций.

Если сравнить любой мюзикл и «Страсти по Бродвею», они очень сильно переплетаются, и даже тексты песен нам абсолютно подходят. Так что если в зале Дворца искусств окажется американец, у него будет шок, но он не скажет, что тексты песен контрастируют с сюжетом. Единственное, что мюзиклы обычно идут в двух отделениях, а наша задача - вписать мотивы каждого мюзикла в один пятнадцатиминутный блок. Хотя я посчитал, что их в некоторых случая будет маловато, и кое-где добавил номеров.

— И во сколько номеров укладывается каждый мюзикл?

— «Аида» - три номера, «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера - четыре, «Продюсеры» - тоже, «Поющие под дождем» Насио Херба Брауна - три номера.

— Вы только что репетировали с балетом один из блоков спектакля, и хореографией он напомнил Thriller Майкла Джексона…

— Знаете, почему? Это был блок из «Продюсеров», а в «Продюсерах» балет - полупризраки, полувурдалаки. Есть моменты, когда они красивые - и я одеваю девочек в кринолины, а мальчиков в камзолы, но мы это все немножечко «поджарим» и «порежем». А есть моменты, когда они потусторонние, поэтому и хореография, и пластика исходят от картинки.

Эти персонажи существуют тысячелетия, как и главный продюсер-вампир, на бал к которому в подземелье попадает один из героев предыдущего блока из «Эвиты». Место действия у нас определено: склеп, подземелье, где лестницы, как в замке, паутина, золото, кое-где скелеты сидят. Будут видеоэффекты, но лишь три картинки и двигающиеся минимально, чтобы не отвлекать зрителя. Будет мрачно, сыро, страшно, но комично - Бродвей в подземелье, грубо говоря.

Alt

Какова роль в музыкальном перфомансе Кубанского симфонического оркестра и его главного дирижера Дениса Ивенского?

— С Денисом мы старые соратники, сделавшие одну хорошую работу: спектакль Retro.ru, и я хочу продолжить традицию использовать в программах шоу-театра живой оркестр. Однако в этом проекте мы можем использовать только запись, иначе пришлось бы забрать музыкантов на весь двухмесячный репетиционный период. Поэтому Денис, а также музыкальный руководитель Государственного Кремлевского Дворца, композитор Владимир Качесов и еще двое музыкантов - москвич Юрий Кротов и краснодарец Виталий Костин, делают аранжировки некоторых вещей. Исполнять их в спектакле вокалисты будут под «минус».

— А световая партитура спектакля действительно будет управляться с помощью wi-fi?

— Ничего такого уж особенного в «Страстях по Бродвею» с точки зрения техники не будет. Я принципиально не люблю разные эффекты: в игровых и драматических спектаклях они - отвлекающий фактор, а копировать то, что шло лет пятнадцать-двадцать назад в Европе и давно отработало свое, не имеет смысла.

Обсуждая спектакль с генеральным директором КМТО «Премьера» Тиной Лысовой, мы договорились сделать акцент на свет: заливной, контровый - тот, которого нам так не хватало в Retro.ru. Свет - очень сильная эмоция в спектакле: посмотрите, как он работает у Роберта Уилсона в «Травиате» в Перми, куда ее летало смотреть пол-Москвы.

На сцене вы видите оригинальные станки, которые привезли буквально три дня назад: во время спектакля их будут много передвигать по сцене сами артисты, и каждый эпизод этого движения вписан в действие и сюжет. Еще станки будут эффектно светиться - чуть-чуть, но создавая такой «бродвейский» акцент.

Alt

— Как в гримерных Broadway Theatre на 53-й улице в Нью-Йорке?

— Шоу — бродвейская история, и никто ее никогда не перепишет. И когда я был в США впервые лет семнадцать-двадцать назад, и когда был в последний раз, я видел, что у них до сих пор в ходу эти лампочки: они - традиция, признак жанра. Эти лампы у всего мира ассоциируются с Бродвеем так же, как Россия - с лубком или матрешками.

Мы со сценографом и художником по костюмам спектакля, моим соавтором в Retro.ru, главным художником Самарского театра оперы и балета Еленой Соловьевой стремимся сделать по-хорошему максимально костюмированный проект: над костюмами работает много людей и в мастерских «Премьеры», и в нескольких частных ателье Краснодара. Хочется получить на выходе не «тряпочка висит» и не нагромождения, скрывающие артиста. Даже декораций к спектаклю не строим: все-таки это эстрадный дивертисмент по жанру.

— Между репетициями посмотрели, как живет на сцене Retro.ru - ваш предыдущий спектакль шоу-театра?

— Я видел его после выпуска, позже состав немножко поменялся. Может быть, в другом варианте я бы снова вернулся к теме музыки первой половины прошлого века: с точки зрения мелодий то время - их кладезь. Ностальгия по эпохе расцвета эстрады всегда будет актуальна, и программу вокруг нее можно по-разному решить. И потом изначально Retro.ru задумывался спектаклем, разделенным на три музыкальных пласта: танго, вальс, фокстрот, но я не пошел в этом направлении. Три плана в одном - обычно так ставят в опере: этот спектакль я хотел делать в Москве в «Новой опере», но там не случилось, а случилось в Краснодаре.

Alt

— Где вас ждут после выпуска «Страстей по Бродвею»?

— В ближайшее время я хочу немножко поездить по фестивалям: есть предложения поработать из Костромы, Ярославля. В Ярославле будет ХХV Международный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» им. Е. Колобова. С дирижером Дмитрием Волосниковым мы несколько лет подряд делали для него разные интересные проекты: последней была опера прямо на площади с живыми колоколами - «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна.

Года три подряд мы выпускали там подобные проекты, а сейчас у фестиваля в финансовом плане, в общем-то, как везде: что-то ломается в отношении к культуре - и все. Хотя, конечно, от людей зависит. Есть те, кому интересно - мы о власть имущих говорим, а есть те, кто говорит: «Мне этого не надо, я хочу праздник пива сделать». А дальше… Дальше, возможно, мне предстоит очередная Кремлевская елка.

Читайте также

Люди Weekend

Оркестр. Части «тела»

Семьдесят оркестрантов, голоса шестнадцати видов музыкальных инструментов, объединенных в четырнадцать групп. «Югополис» узнал, на чем играют музыканты Кубанского симфонического оркестра муниципального творческого объединения «Премьера».
Анастасия Куропатченко
Люди Weekend

«Вы стояли в театре, в углу, за кулисами…»

Авансцена, просцениум, игровая часть, арьерсцена и закулисные пространства — здесь везде бурлит творческая жизнь. «Югополис» узнал у краснодарских артистов, что они видят и чувствуют, выходя на сцену театров.
Анастасия Куропатченко
Люди Weekend

Матчасть театра: «одежда» сцены, и не только

Хранители декораций и реквизита Дворца искусств «Премьера», Нового театра кукол и Молодежного театра рассказали «Югополису», почему костюм Деда Мороза весит 20 кг и сколько времени уходит на то, чтобы смонтировать Волгу в «Грозе».
Анастасия Куропатченко

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.