Бизнес

Сити: из центра выносите

Должен ли административно-деловой центр Краснодара переехать на окраину? По этому поводу есть как минимум три версии.

15 дек 2011, 12:20 Светлана Журавлева

Мода на сити распространяется в наших городах с неимоверной скоростью — от столицы до Кавказских гор. Нужно ли нам ей следовать? По этому поводу есть как минимум три версии.

Версия первая: с вещами на выход!

— Поезжай-ка в наш деловой центр, там — здравствуй ужас! - посоветовали коллеги, узнав, что я собираюсь писать о деловом квартале.

— А разве он у нас есть? Где это?

— Там, где башни-близнецы. Офисные здания двух банков: «Кубань-Кредит» и «Сбербанка». В народе это место называют деловым кварталом.

Проехать в квартале по Красноармейской и Орджоникидзе оказалось делом архисложным — машины стояли прямо по улице в три ряда. Чудом найдя место на обочине, я задала наивный вопрос консультанту Сбербанка:

— Где я могу припарковать свою машину?

На меня посмотрели, как на пришельца с Марса:

— Да где хотите, мы тут при чем?

— Я клиент вашего банка. У вас же есть парковка.

Проехать в квартале по Красноармейской и Орджоникидзе оказалось делом архисложным — машины стояли прямо по улице в три ряда»

Ироничная усмешка (во взгляде читается «Ага! Щаз»). Но отвечают любезно:

— Парковка только для сотрудников. И то не всем хватает.

Такой же ответ — один в один — я получила и в банке «Кубань-Кредит».

Почти по Жванецкому, когда он рассказывал о Министерстве мясной и молочной промышленности в голодные 80-е: «Они это у себя производят и сами же потребляют».

Сити: из центра выносите
«Парковки в нашем «деловом центре» есть, но только для сотрудников. И то не хватает»

Парковки есть, но «трохи для сэбэ», для внутреннего употребления. Коллапс, который творится в этом квартале, похоже, никого не волнует.

Такая же картина и у Центра международной торговли, что на углу Советской и Октябрьской. И у здания Арбитражного суда на Пушкинской площади. Куда ни кинь — везде одна и та же картина: возле крупных стеклянных деловых «свечек» машины на головах друг у друга, «открыженные» самодельными столбиками тротуары с бельевыми веревками (это метки для своих машин), паралич на дороге.

Нужно ли нам такое количество деловых зданий в центре города — без подъездных путей, парковок для клиентов, без, хоть и маленькой, зеленой зоны? И они продолжают строиться.

Куда ни кинь — везде одна и та же картина: возле крупных стеклянных деловых «свечек» машины на головах друг у друга, «открыженные» самодельными столбиками тротуары с бельевыми веревками»

Почему бизнес вопреки здравому смыслу рвется в это вавилонское столпотворение? Может быть, нам вслед за некоторыми крупными городами тоже подумать о том, чтобы вынести деловой центр за пределы исторического? Пусть в центре будут музеи, рестораны, мамочки с колясками, казаки на лошадях и мороженщицы в красивых каретах, молодежь на роликах и цветущие клумбы.

Как-то само собой уже складывается, что на улице Красноармейской появились вполне уровневые кафе и ночные клубы и ее стали называть «улица баров», а в районе нового баскет-холла — спортивный микрорайон. Сначала все боялись, что так далеко не поедут зрители - поехали как миленькие. Народ вообще быстро привыкает ко всему хорошему.

Как-то само собой уже складывается, что на улице Красноармейской появились вполне уровневые кафе и ночные клубы и ее стали называть «улица баров»

— Городу, безусловно, нужен административно-деловой центр, - считает председатель краснодарского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета директоров ОАО «Крайинвестбанк» Александр Ремезков. — Было бы рациональным географически объединить подразделения федеральной, краевой и муниципальной власти, все разрешительные, согласовательные и контролирующие структуры, которые сегодня разбросаны по всему городу.

В условиях такой концентрации органов власти автоматически образуется деловой центр, который привлечет внимание инвесторов к близлежащим участкам, а значит, сделает данный проект коммерчески окупаемым.

В результате выиграет не только бизнес, но и все краснодарцы, а также гости нашего города. Во-первых, на порядок увеличится качество государственных услуг. Большинство зданий, в которых сегодня располагаются органы исполнительной власти и разные ведомства, построены несколько десятилетий назад. Реконструировать их под современные высокотехнологичные центры практически невозможно — дешевле построить заново.

Во-вторых, раз и навсегда решится транспортная проблема. Постоянные пробки на узких улицах исторического центра Краснодара образуются в основном из-за припаркованных автомобилей сотрудников и посетителей многочисленных административных учреждений и коммерческих офисов. В-третьих, заметно улучшится деловой климат, ведь предприниматели будут тратить гораздо меньше времени и сил на хождение по госучреждениям, если все будет рядом.

И, наконец, мы сумеем сохранить архитектурный облик Краснодара и получить дополнительный доход от исторического туризма.

Сити: из центра выносите
Новые здания должны выдерживать архитектурный стиль начала прошлого века. Тогда и город станет привлекательнее для туристов.

Проект создания нового административно-делового центра Краснодара активно обсуждался 4-5 лет назад. Тогда речь шла в основном о площадке почти в тысячу гектаров на девятом километре, на месте военного аэродрома. Была даже достигнута договоренность с Минобороны о переносе аэродрома, был заинтересованный инвестор. Но реализацию этого проекта отодвинул мировой экономический кризис.

Эта площадка и сегодня остается самой перспективной — она находится достаточно близко к историческому центру, здесь ведется активная жилая застройка, а также возводятся коммуникации и спортивные объекты в преддверии чемпионата мира 2018 года. Важно, чтобы новый административно-деловой центр был построен с применением новейших технологий: с современными коммуникациями, многоуровневыми парковками, удобными подъездными путями, транспортными развязками.

Еще нюанс: эти офисные здания «садятся» на наши коммуникации, многие из которых не менялись аж с 1947 года. И в один прекрасный момент у нас возможны серьезные прорывы и аварии»

Эту же точку зрения поддерживает известный краевед и историк Виталий Бондарь:

— О том, что деловой центр нужно выносить из центра исторического, мы, краеведы, говорим уже лет десять. Предлагали даже несколько вариантов самых разных мест. Такое понятие, как «сити», отдельно от исторического центра, существует в Лондоне, Париже. И это очень оправданно.

Сити: из центра выносите
Лондонский Сити

В чем ужас того, что крупные деловые здания лезут в центр? Во-первых, они диссонируют в архитектурном плане с историческими зданиями Краснодара. Во-вторых, бизнес ставит свои здания без соответствующих парковок. Еще нюанс: эти офисные здания «садятся» на наши коммуникации, многие из которых не менялись аж с 1947 года. И в один прекрасный момент у нас возможны серьезные прорывы и аварии.

Большинство зданий, в которых располагаются органы власти и разные ведомства, построены несколько десятилетий назад. Реконструировать их практически невозможно - дешевле построить заново»

Почему же бизнес так стремится в центр? У Виталия Бондаря своя точка зрения:

— Из-за своей жадности. Они хотят получать прибыль быстро и сразу. Так быстрее, чем строить новый микрорайон, прокладывать коммуникации, вкладываться в инженерные сооружения, инфраструктуру. Хотя если всем скинуться, один раз потратиться, можно создать великолепный город-спутник. Причем даже не на окраине, а на землях какого-нибудь ОПХ, например, недалеко от «Екатериновки».

— Мы сегодня подумываем о том, чтобы сменить дислокацию, - говорит бизнесмен генеральный директор АКГ «Ваш советник» Владимир Артеменко, чье здание находится рядом с драмтеатром. — Возможно, в центре оставим только бэк-офис, а вся фирма переедет куда-нибудь в район «Красной площади». Большинство сотрудников решают дилемму: чтобы не попасть в жуткие пробки — уезжать с работы в четыре или в девять вечера? И то, и другое для нас неприемлемо.

Сити: из центра выносите
Нужно ли нам такое количество деловых зданий в центре города - без парковок, без зеленой зоны? И они продолжают строиться.

Версия вторая: оставьте все как есть

— Идея «что-нибудь вынести» достаточно утопична, - считает Елена Васильченко, заместитель директора департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации города. — Во всем мире деловая часть города расположена в центре.

Так записано и в нашем генеральном плане развития Краснодара: центр — это общественно-деловая часть города. У нас нет сейчас пустой земли, чтобы мы могли начинать строительство делового квартала.

Сити: из центра выносите
Юрий Рысин: «Идея переноса делового центра к Краснодару в ближайшем не применима, поскольку потребует значительных финансовых затрат»

Возможно, деловой квартал нужен для открытия фирм и представительств крупных компаний, а инвесторам требуются крупные участки земли. Предположим, девелоперы вложатся в такой проект, но окупит ли он себя, вот в чем вопрос? Сегодня, как ни странно, основные инвесторы — краснодарские. Мы не наблюдаем оживления среди крупных московских проектов. Идет отток спроса на офисную недвижимость. Если 3-4 года назад еще была острая нехватка офисных помещений, то сегодня рынок явно перегрет. Поедут ли фирмы в деловой квартал?

Достаточно сдержанная позиция по этому вопросу и у главного архитектора Краснодарского края Юрия Рысина.

— Перенос делового центра за пределы Москвы связан с выполнением столичных функций. Эта идея к городу Краснодару в ближайшем не применима, поскольку потребует значительных финансовых затрат, - считает он.

Версия третья: в одном месте жить и работать

— Центр города — это место, куда все хотят: люди — чтобы там жить, девелоперы — чтобы там строить, бизнес — чтобы там работать. Бороться с этим бесполезно, но этими процессами можно управлять, - считает Илья Володько, генеральный директор компании Macon Realty Group.

— Пока все не начали задыхаться…

— Они будут задыхаться, но все равно стремиться в центр.

— Илья, а как же Европа?

— Да, в Европе есть такая практика. Но это достаточно эволюционный процесс, не так, как, например, в Грозном: построили пять зданий — все! Сити! Во всем мире плотность проживания населения идет пирамидой от центра к окраинам. Самая большая — в центре. А в российских городах — наоборот. На окраинах — самая высокая плотность населения. Что получается? Вся работа в центре. А живут все на окраине. Едут на работу — коллапс.

Во всем мире плотность проживания населения идет пирамидой от центра к окраинам. Самая большая — в центре. А в российских городах — наоборот»

— Значит, надо или жить в центре, или работать на окраинах.

— Правильно! Сегодня есть такая тенденция: не растягивать города, а уплотнять их. Так дешевле инфрастуктура.

Вот в этом смысле Краснодару и нужно развиваться. Строить достаточно большой объем жилых помещений в центре — за счет увеличения этажности. Это первый шаг к тому, что центр будет чуть разгружаться. Люди выйдут из дома, перейдут дорогу — и уже будут на работе. Меньше будут пользоваться машинами.

Сити: из центра выносите

А второй момент — планировать новые микрорайоны, которые активно застраиваются, вместе с небольшими деловыми центрами. Например, Восточно-Кругликовский район. Там уже сейчас работают 10-15 застройщиков. Это очень хороший пример, чтоб там людям создать работу: рынки, магазины, парки, соцучреждения. Люди тогда не будут ехать за работой и отдыхом в центр, у них все это будет рядом с домом. И по качеству — не хуже.

Сегодня есть такая тенденция: не растягивать города, а уплотнять их. Так дешевле инфрастуктура. Нужно строить жилые помещения в центре — за счет увеличения этажности»

Нужно другое место притяжения

— Лично мне как архитектору идея создания делового центра очень интересна, - сказал в беседе заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара Игорь Головкин. — Каковы должны быть необходимые параметры этого центра? Там сосредоточены люди очень мобильные, поэтому неподалеку должны быть аэропорт, ж.-д. вокзал, основные магистрали, по которым можно быстро выехать на объездную дорогу и куда-то умчаться — на море, в горы. Эти люди очень интенсивно работают, и для них необходима инфраструктура, позволяющая не снижать данный темп жизни.

— Есть ли у нас такое место?

— Это территория Большого острова в районе парка «Солнечный остров». Красивейшее место — около 300 гектаров. Чем оно привлекательно? Все рядом. И практически в центре города. Там можно сделать и спортивный центр. Облагородить Старую Кубань, построить гребной канал, создать деловой центр по новейшим технологиям.

— Главный вопрос: бизнес переедет туда только в том случае, если поедет вся власть. Это реально?

— Если там создать другое место притяжения, перевести туда все властные краевые, городские и представительства федеральных структур, то реально. Бизнес потянется за властью. Плюс этого решения еще и в том, что тогда у нас историческая часть города могла бы разгрузиться. И можно было бы разработать программу ее развития. Новые здания, которые здесь будут строиться, станут выдерживать архитектурный стиль начала прошлого века, мы бы создали много пешеходных зон, и город стал бы привлекательнее для туристов.

Нужно кардинальное решение. Все равно мы к этому придем через несколько лет. Иначе — коллапс.

 

А как у них?

Киев-Сити. Проект на начальной стадии. Вместе будут располагаться коммерческие структуры, киевская городская администрация и правительственные учреждения.

Минск-Сити. Проект курирует лично президент Белоруссии Александр Лукашенко. В одном месте будут гостиницы, офисы крупных компаний.

Екатеринбургский Сити — 5 высоток, бизнес-парк, торговая галерея, гостиница Hyatt - планируется завершить строительство к 2014 году.

Иркутск-Сити — это 15 бизнес-центров, гостиничный и спортивно-оздоровительный комплексы, конференц-центры, зона отдыха и музей современного искусства. Проект предполагается завершить к 2016 году.

В среднем проекты строительства Сити «тянут» от 2 до 10 млрд долларов и до бесконечности, в зависимости от аппетитов

4 комментария

avatar
vertgalant 15 дек 2011, 13:26
в полное мере понимая, что мое мнение не претендует на статус экспертного, в который раз понадеюсь, что коммент обывателя хотя бы прочитают. Так вот, есть небезосновательные основания полагать, что верхние точки зрения ищут и пытаются увидеть проблему не там. Лечать таксть "простудные" симптомы страшной разру?ительнйо болезни. Причина здесь исключительно одна, она социокультурная. Соблюдая одно требование, можно "бахать" и "бахать" мегаполис в центре, не поясь таких вот симптомов. И еще огоомный торгово-развлекательный центр и большим гипермаркетом приютить, которого в центре не хватает. Все просто. Думать надо не только о себе, а о нуждах общества, города и людей. к небоскребу - будьте добры парковку адекватную в подвале ли; на крыше - будьте добры раскошельтесь. О том что в парковке в 2-3 ряда виновата совесть, а уж потом узкая улка, думаю и так всем понятно. Теперь два минуса того что предлагают. Если вынести сити за город... Первое в нашем стиле - либо узкая дорога и пробки-пробки-пробки вместо "как всегда, негде ткнуться". И уж поверьте, строя развязки, эстакады, и т.п. никто не вспомнит про транспорт для тех, у кого машин нет. Ведь беда нагрянула - все заведения теперь там - мупы, приемные, и т.п. И не худую маршрутку раз-через-час, а много маршрутов из разных микрорайонов. Второе - центр опят "затрущобится", а Красная ощерится на простого обывателя ветринами лонжинов, брегетов и дкнуев)))) прям вип зона среди гетто. Город поделят на зоны достатка.... В общем ужос.
mono-polist 15 дек 2011, 13:31
деловой цент вместе с чиновниками надо вынести на окраину, так делают во многих городах, а нам будет свободнее перемещаться по центру
avatar
vertgalant 15 дек 2011, 16:35
они рядышком пристроят дачки и будут хлопать в ладошки - народ отдельно, мы - отдельно. А людям - простым гражданам все равно надо к ним - к чиновникам.... Это ж за тридевять земель половина не потащится.... Они и совсем расслабятся, почуяв, что давление народа ослабло
avatar
gruz2105 19 дек 2011, 04:24
..мне вот это понравилось-от Рысина цитата-"..Возможно, деловой квартал нужен для открытия фирм и представительств крупных компаний, а инвесторам требуются крупные участки земли. Предположим, девелоперы вложатся в такой проект, но окупит ли он себя, вот в чем вопрос?"-а на какой..они тогда там вообще место занимают,если даже окупаемость этих контор ставится под сомнение..Пусть тогда на дому работают..

Читайте также

Бизнес

Чемпионат в помощь

Поможет ли «Краснодарский транзит» провести в нашем городе матчи чемпионата мира по футболу?
Марина Аванесова

Первая полоса

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.