Место для местных
Небольшим магазинам у дома, рынкам или фермерским лавочкам россияне предпочитают сетевые магазины. Согласно исследованиям ВЦИОМ доля таких покупателей неуклонно растет (72% опрошенных). Это заставляет представителей малого и среднего бизнеса задуматься о перспективах развития. Многие из них сегодня успешно сотрудничают с федеральными торговыми сетями. В свою очередь, последние активно привлекают новых поставщиков из числа местных производителей.
Все это приводит к стремительному росту региональных производителей, поставляющих свою продукцию в федеральные торговые сети. Так, крупнейший российский продуктовый ретейлер, компания Х5 Retail Group, объединяющая розничные сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», в течение 2018 года начала сотрудничать с 1 312 российскими поставщиками из 67 регионов семи федеральных округов. По сравнению с 2017 годом количество новых партнёров увеличилось практически в полтора раза.
Всего в магазинах X5 представлена продукция более 5 600 поставщиков. По итогам 2018 года доля местных производителей в ассортименте торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» в некоторых субъектах превысила 30%. При этом доля отечественной продукции в ассортименте магазинов Х5 составляет более 90%.
Новые
производители пополнили ассортимент
преимущественно в «свежих» категориях:
молочной и мясной гастрономии, рыбной
продукции, сыров, овощей и фруктов,
а также бакалее и других. Партнёры Х5
растут вместе с компанией, показывая
положительную динамику по бизнес-показателям,
а также расширяя географию поставок.
Поможем своим
Некоторые местные производители утверждают, что им сложно попасть на полки сетевых магазинов. В свою очередь, ретейлеры каждый раз поднимают вопросы качества местной продукции, ее упаковки, логистики и прочих требований, которым должен соответствовать товар. Так или иначе, но эти задачи придется решать.
— Чтобы
поддержать малое и среднее
предпринимательство, X5
Retail Group и Общероссийская общественная
организация малого и среднего
предпринимательства «Опора России»
заключили соглашение, — комментирует
ситуацию на рынке председатель
Краснодарского краевого отделения
организации «Опора
России» Даниэль
Башмаков. — Стороны
договорились формировать благоприятные
условия для поддержки и развития
предпринимательства в области производства
продуктов питания, придавая большое
значение развитию сотрудничества с
региональными отделениями «Опоры
России», отраслевыми ассоциациями
и объединениями участников продовольственного
рынка. Малый бизнес
сегодня не может поставить свою продукцию
в сети, имея небольшие объемы производства.
Необходимо иметь специальную
упаковку, и, конечно,
отсрочка платежа играет очень большую
роль. Все эти проблемы мы пытаемся решать
в рамках федеральной и региональной
«Опоры России» вместе с X5
Retail Group, за что им большое спасибо. Пока
что в качестве эксперимента X5 Retail Group
рассматривает возможность снижения
минимальных объемов закупок. Торговые
сети X5 не только реализуют продукцию,
производимую предприятиями малого и
среднего бизнеса, но и предоставляют
им торговые площади в аренду. Сотрудничество
в области субаренды открывает широкие
возможности для масштабирования малого
бизнеса, который получает стабильный
покупательский трафик и, соответственно,
канал сбыта, а также перспективы
собственного роста по мере увеличения
числа магазинов X5.
История успеха
Опыт сотрудничества с федеральными сетями открывает перед региональными производителями большие возможности по расширению географии поставок и увеличению объемов реализуемой продукции, отмечают специалисты Кропоткинского пивоваренного завода, который в прошлом году отметил свое 110-летие. Сегодня завод производит 16 000 тонн продукции. О плюсах сотрудничества с ретейлерами «Югополис» спросил у финансового директора завода Николая Казанцева.
—
Николай,
почему для вашего предприятия
так важно, чтобы ваша продукция была
представлена в крупных торговых сетях?
— Мы шли к этому поэтапно, разговор о вхождении в сети начали обсуждать в 2010 году. Когда мы вышли на тот уровень и на те объемы, которые позволили нам войти в сети, пошли на диалог. Начали с региональной сети. С Х5 мы работаем недавно, но это позитивный опыт работы. На сегодня у нас 90 своих фирменных магазинов и 11 торговых домов. И если наши магазины представлены только в Краснодарском крае, то торговые дома — по всей России: от Крыма до Екатеринбурга. Мы являемся лидером в нашем регионе и заинтересованы в том, чтобы наша продукция была представлена везде. Поэтому мы и «стучимся» в сети.
— Как складывались взаимоотношения с Х5, ведь многие представители среднего бизнеса побаиваются идти в сети?
— Мы сразу нашли общий язык. Вели переговоры с конца 2017 года, а контракт подписали в марте 2018-го. Мы начали поставлять свою продукцию в более чем 40 магазинов торговой сети «Перекресток» на юге России. В начале этого года мы зашли в «Пятерочку», и теперь наш товар представлен в 1500 магазинах названной сети в этом регионе. Это масштабный заход. К этому моменту у нас был четко разработанный дизайн, фирменный стиль, поэтому к внешнему виду нашей продукции не было вопросов. И, безоговорочно, основными факторами привлекательности нашей продукции для сети стали качество производимого пива и безупречная репутация на рынке. Местные поставщики хотят в торговые сети, но немножко побаиваются, потому что там другая маржинальность, другие условия контрактов, поставок. То есть торговые сети хотят иметь минимальные закупочные цены, при этом доставка ложится на плечи поставщиков, плюс участие в различных маркетинговых акциях. Все эти издержки напрямую сказываются на нашей прибыли. С другой стороны, мы продаем большие объемы, больше людей имеют возможность попробовать наше пиво благодаря сетям.
— С какими продуктами вы зашли в «Пятерочку» и «Перекресток»?
— Это
наши самые популярные сорта пива «СССР»,
«Немецкое», «Чешское», «Шумерское». На
сегодня мы производим 18 сортов пива, в
розлив пустили 19-й сорт. Мы сейчас
рассматриваем возможности сотрудничества
с другими торговыми сетями.
— Что
бы вы посоветовали представителям
малого и среднего бизнеса, которые хотят
зайти в сети?
— Скажу
на нашем опыте: огромную роль сыграло
то, что у нас были свои фирменные магазины.
Большой плюс: ассортимент и качество
нашей продукции. Поэтому нужно брать
своей уникальностью и качеством. Если
производитель уверен в своей продукции,
то у него больше шансов на успех в сетях.
С грядки — на полку
По словам президента Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, выгодное взаимодействие крупных торговых сетей и представителей малого и среднего бизнеса начинается тогда, когда какой-то продукт никто, кроме небольших локальных производителей, поставлять на прилавки не может. Чаще всего это касается продукции с малыми сроками хранения. Некоторые ретейлеры создают фермерские уголки в формате shop-in-shop у себя в магазинах — именно с прицелом на малый бизнес. Или дают возможность малому и среднему бизнесу в прилегающей зоне открыть свои прилавки, расширяя тем самым торговое предложение магазина — за счет более широкого ассортимента мясной продукции или хлебно-кондитерской.
По мнению генерального директора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, продукция местных сельхозтоваропроизводителей, особенно из малого и среднего бизнеса, должна быть представлена в торговых сетях как можно шире:
— Существует ряд сложностей при «вхождении» в торговые сети продукции местного производства. Связано это, в первую очередь, с необходимостью систематической поставки определенных объемов продукции в магазины. Поэтому для сбыта продукции необходимо развивать кооперацию между представителями малых форм хозяйствования. Это касается всех отраслей сельского хозяйства. С ретейлом успешно могут сотрудничать региональные производители мясных и молочных изделий, овощей и фруктов. Малому бизнесу такое сотрудничество дает рост, большому — дальнейшее развитие.
В самой компании X5 Retail Group отмечают, что ключевая цель — выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений с производителями. Компания уделяет особое внимание локальным поставщикам в каждом регионе и стремится обеспечить максимальное присутствие их продукции в магазинах. Такое тесное взаимодействие предоставляет местным производителям широкий канал сбыта их товаров, а покупателям — разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам, отмечают в X5 Retail Group.
Первая полоса
Последние новости
-
Минюст подал иск о признании экстремистским "Антироссийского сепаратистского движения" 11:53
-
Юные футболисты из ФК “Екатеринодар” получили новые мячи и спортивную форму 11:22
-
«Шумный вопрос»: круглосуточная автомойка на краснодарской улице Красных Партизан стала проблемой для горожан 11:09
-
В Анапе полицейские проверят застройщиков, которые трудоустроили нелегальных мигрантов 11:02
-
Аэропорт Элисты откроется для полетов в мае. Он был закрыт с февраля 2022 года 10:45
-
Уролог Витаев рассказал, как избежать проблем с мочеполовой системой 10:41
-
Минцифры разрабатывает законопроект о запрете массовых спам-обзвонов 09:39
-
На Кубани поезд Краснодар - Армавир обезглавил мужчину 09:38
-
СМИ: двух российских военных, подозреваемых в убийстве 7 человек в Херсонской области, передали военной полиции 09:00
-
На трассе М-4 “Дон” в Ростовской области на время реконструкции ограничат скоростной режим 08:53
-
В столкновении двух грузовых автомобилей под Краснодаром погиб человек 08:24
3 комментария
АБОРИГЕН РУССКОЙ КАЛИФОРНИИ 13 мар 2019, 22:49
Ohsher 14 мар 2019, 00:50
Gemma 14 мар 2019, 07:30
Последние обсуждения