Наука и техника 15 мая 2015, 12:46

Ученые объяснили споры в соцсетях о цветах знаменитого платья

Американские ученые провели первое научное исследование, выявляющее объективные причины бурных споров, разгоревшихся в интернете о «цветах платья».

Фотография платья, опубликованная в Tumblr в конце февраля 2015 года, породила миллионы твитов и постов: одни считали его полоски черно-синими, другие — бело-желтыми. Новая статья представлена в журнале Current Biology, пишет Лента.ру.

Ученые из Массачусетского технологического института опросили о цветах платья 1400 человек, 300 из которых никогда раньше не видели фотографию. 57 процентов опрошенных назвали платье сине-черным, 30 процентов — бело-золотым, а еще 10 процентов видели оба сочетания цветов.

Исследователи обратили внимание, что бело-золотым одежду чаще видят «жаворонки» — женщины и пожилые люди, большая часть жизни которых проходит при солнечном свете. Бевил Конвэй предположил, что мозг «сов», привыкших к искусственному освещению, автоматически корректирует картинку, убирая оттуда красноватый свет. Если фильтром сделать то же самое с фотографией, платье окажется сине-черным.

И наоборот: в естественном освещении больше синего света. Если убрать его фильтром, то цвета платья станут похожими на белый и золотой. «Возможно, у человека есть внутренняя система по коррекции искажений, создаваемых солнечным и искусственным светом», — говорит ученый.

Затем Конвэй и его коллеги попытались воссоздать условия, в которых фотографировали платье, и пришли к выводу, что его освещал одновременно солнечный свет из окна и лампы магазина. «В итоге получился неопределенный источник света, и зрение человека не знает, как его идентифицировать. Поскольку для прояснения этой двусмысленности информации слишком мало, мозгу ничего не остается, кроме как вернуться к предшествующему опыту восприятия», — заявил ученый.

Для проверки этой гипотезы коллега Конвэя Роза Лэйфер-Суза сделала цифровую копию платья и «надела» его на фотомодель. Оказалось, что при четком указании на источник света (солнечное или искусственное освещение) все опрошенные определяют цвета платья без споров и сомнений.

Впрочем, ученые заявили, что представили лишь предварительную гипотезу — фотография платья не дает достаточно данных для окончательного объяснения проблемы.