«Сядь за руль моей машины» - многослойное и сложноустроенное произведение, сплошь состоящее из подтекстов и символов. А еще это ровно тот случай, когда экранизации удается дополнить и углубить литературный оригинал. Молодой японский режиссер Рюсукэ Хамагути расширил лаконичный рассказ Мураками до внушительных трех часов, превратив наброски писателя в очень тонкое исследование человеческой души.

В центре сюжета – театральный режиссер и актер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима). Его жизнь, на первый взгляд, похожа на идиллию: у него есть любимое дело, признание публики и любящая жена. Однако же все начинает распадаться после того, как Кафуку, не попав на рейс до Владивостока, возвращается домой и застает супругу с молодым любовником. Не подавая виду, он просто уезжает в ближайший отель, оставив все разбирательства до лучших времен. Но выяснить отношения им не удаётся - вскорости девушка неожиданно умирает, оставляя Юсукэ наедине со своим горем, болью и злостью. В одночасье идиллия закончилась… Да и была ли она вообще? Это герою ещё только предстоит осмыслить.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Через два года после трагедии вдовец отправляется на театральный фестиваль в Хиросиму, чтобы поставить там пьесу Чехова «Дядя Ваня». И тогда, спустя 50 минут фильма, в нем появляется еще один важный для повествования персонаж - молчаливая девушка Мисаки (Токо Миура), которую организаторы мероприятия наняли в качестве водителя для Кафуку. Постепенно между ними возникает нечто похожее на дружбу: обоим героям есть что рассказать друг другу о своем внутреннем беспорядке, а долгие ежедневные поездки в тесном автомобиле создают все условия для искренних, исповедальных разговоров. Собственно говоря, полные щемящей тоски беседы и становятся главной движущей силой ленты.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Режиссерская манера Хамагути требует от зрителя высокой степени концентрации. Его фильм соткан из сотни мелочей, формирующих особую поэтику киноязыка. «Сядь за руль моей машины», согласно японской традиции, строится на полутонах, многое здесь передаётся скупыми жестами, ужимками, игрой глаз и даже молчанием. Такой подход позволяет постановщику уловить сложный внутренний тонус, возникающий из самых различных переживаний и впечатлений, вызванных повседневным течением жизни. Оттого необходимо, чтобы зритель умел слушать и внимательно смотрел картину, ведь только тогда он сможет получить полноценное удовольствие от знакомства с ней.

Помимо прочего, для наиболее полного вовлечения следует обладать и неким культурным бэкграундом – а именно знанием пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Русского классика, к слову, можно назвать еще одним действующим лицом, этаким комментатором всего происходящего свыше. Порой его строчки, предстающие перед зрителем, во много раз содержательнее, чем минималистичное изображение на экране. Именно поэтому, думается, Хамагути включает в свою работу внушительные фрагменты чеховской пьесы, звучащие то в машине главного героя, то на репетициях. Они филигранно рифмуются с основным сюжетом и резюмируют таким образом переживания персонажей фильма.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

«Сядь за руль…» - в целом очень мультикультурное кино. Со сцены японского театра русская пьеса звучит на английском, корейском, кантонском китайском и даже на языке жестов. При этом режиссерская работа Хамагути как бы возвышается над всем вышеперечисленным, поскольку она в первую очередь посвящена поиску языка, на котором можно поговорить с самим собой.

Его поиском как раз и занимаются Юсукэ и Мисаки. Вместе с ними за три часа хронометража публике предстоит пройти (или, вернее, проехать) длительный и тернистый путь к катарсису, эффект от которого сравним с посещением психотерапевта. Размышления о фундаментальных темах вроде надежды и трагического прошлого приводят героев к обретению внутреннего умиротворения. На время его, кажется, способен почувствовать и зритель. А это уже делает «Сядь за руль моей машины» картиной, достойной высокой оценки.

Читайте также

Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».
Weekend

Переоцененное «Событие»?

В феврале в ЦСИ «Типография» в рамках новой кинопрограммы под названием «Кто-то кого-то полюбит» состоится показ картины «Событие» - триумфатора прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. О том, почему французская драма об абортах страшнее любого фильма ужасов, – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Весенний парад цветов в Крыму

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.