«Сядь за руль моей машины» - многослойное и сложноустроенное произведение, сплошь состоящее из подтекстов и символов. А еще это ровно тот случай, когда экранизации удается дополнить и углубить литературный оригинал. Молодой японский режиссер Рюсукэ Хамагути расширил лаконичный рассказ Мураками до внушительных трех часов, превратив наброски писателя в очень тонкое исследование человеческой души.

В центре сюжета – театральный режиссер и актер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима). Его жизнь, на первый взгляд, похожа на идиллию: у него есть любимое дело, признание публики и любящая жена. Однако же все начинает распадаться после того, как Кафуку, не попав на рейс до Владивостока, возвращается домой и застает супругу с молодым любовником. Не подавая виду, он просто уезжает в ближайший отель, оставив все разбирательства до лучших времен. Но выяснить отношения им не удаётся - вскорости девушка неожиданно умирает, оставляя Юсукэ наедине со своим горем, болью и злостью. В одночасье идиллия закончилась… Да и была ли она вообще? Это герою ещё только предстоит осмыслить.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Через два года после трагедии вдовец отправляется на театральный фестиваль в Хиросиму, чтобы поставить там пьесу Чехова «Дядя Ваня». И тогда, спустя 50 минут фильма, в нем появляется еще один важный для повествования персонаж - молчаливая девушка Мисаки (Токо Миура), которую организаторы мероприятия наняли в качестве водителя для Кафуку. Постепенно между ними возникает нечто похожее на дружбу: обоим героям есть что рассказать друг другу о своем внутреннем беспорядке, а долгие ежедневные поездки в тесном автомобиле создают все условия для искренних, исповедальных разговоров. Собственно говоря, полные щемящей тоски беседы и становятся главной движущей силой ленты.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Режиссерская манера Хамагути требует от зрителя высокой степени концентрации. Его фильм соткан из сотни мелочей, формирующих особую поэтику киноязыка. «Сядь за руль моей машины», согласно японской традиции, строится на полутонах, многое здесь передаётся скупыми жестами, ужимками, игрой глаз и даже молчанием. Такой подход позволяет постановщику уловить сложный внутренний тонус, возникающий из самых различных переживаний и впечатлений, вызванных повседневным течением жизни. Оттого необходимо, чтобы зритель умел слушать и внимательно смотрел картину, ведь только тогда он сможет получить полноценное удовольствие от знакомства с ней.

Помимо прочего, для наиболее полного вовлечения следует обладать и неким культурным бэкграундом – а именно знанием пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Русского классика, к слову, можно назвать еще одним действующим лицом, этаким комментатором всего происходящего свыше. Порой его строчки, предстающие перед зрителем, во много раз содержательнее, чем минималистичное изображение на экране. Именно поэтому, думается, Хамагути включает в свою работу внушительные фрагменты чеховской пьесы, звучащие то в машине главного героя, то на репетициях. Они филигранно рифмуются с основным сюжетом и резюмируют таким образом переживания персонажей фильма.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

«Сядь за руль…» - в целом очень мультикультурное кино. Со сцены японского театра русская пьеса звучит на английском, корейском, кантонском китайском и даже на языке жестов. При этом режиссерская работа Хамагути как бы возвышается над всем вышеперечисленным, поскольку она в первую очередь посвящена поиску языка, на котором можно поговорить с самим собой.

Его поиском как раз и занимаются Юсукэ и Мисаки. Вместе с ними за три часа хронометража публике предстоит пройти (или, вернее, проехать) длительный и тернистый путь к катарсису, эффект от которого сравним с посещением психотерапевта. Размышления о фундаментальных темах вроде надежды и трагического прошлого приводят героев к обретению внутреннего умиротворения. На время его, кажется, способен почувствовать и зритель. А это уже делает «Сядь за руль моей машины» картиной, достойной высокой оценки.

Читайте также

Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».
Weekend

Переоцененное «Событие»?

В феврале в ЦСИ «Типография» в рамках новой кинопрограммы под названием «Кто-то кого-то полюбит» состоится показ картины «Событие» - триумфатора прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. О том, почему французская драма об абортах страшнее любого фильма ужасов, – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Weekend

Фабрика впечатлений встречает гостей

Анапа открывает курортный сезон. Об этом заявил глава города-курорта Василий Швец на большой пресс-конференции, которая прошла в отеле Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon 5*.
Илья Привалов
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».

Город Люди

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни

Новая трамвайная линия, строящиеся школы и детсады, ремонт дорог: Краснодар преображается день за днем, но отмечают ли жители перемены к лучшему, меняется ли наша жизнь к лучшему? Журналисты «Югополиса» прогулялись по Краснодару и выяснили, насколько удобно жить в кубанской столице, а где нужно добавить. Проверка показала, что Краснодар имеет все шансы нарастить свой Индекс качества жизни. И это важно не только для города, но и прежде всего для жителей, ведь индекс складывается в том числе из их оценок.
Григорий Загибов
Люди Бизнес Спорт

Российский стартап объединит шахматы древних славян и криптовалюту

Бизнесмен и филантроп Юрий Долженков является одним из энтузиастов, которые развивают настолько хорошо забытый, что воспринимается как новый, вид интеллектуального спорта – таврели. В планах – популяризация игры, создание игровых приложений и даже своей метавселенной.