Weekend

Наталия Мещанинова. Другое кино

Режиссер и сценарист Наталия Мещанинова рассказала «Югополису» о своем восприятии жизни и искусства.

23 янв 2015, 12:05 Сабина Бабаева

В январе в российский прокат вышел фильм «Еще один год» режиссера Оксаны Бычковой — свободный ремейк советской ленты «С любимыми не расставайтесь» (1979), представленный и награжденный на Роттердамском кинофестивале год назад. Соавтором сценария нового фильма стала Наталия Мещанинова, режиссер и сценарист. В интервью «Югополису» Мещанинова рассказала о различиях между европейской и российской фестивальной публикой, о том, почему еще не вышла в российский прокат ее режиссерская работа «Комбинат «Надежда», и о своем восприятии кино.

Досье

Наталия Мещанинова родилась в Краснодаре в 1982 году. В 2005-м окончила Кубанский государственный университет культуры и искусств по специальности «кино и ТВ-режиссура». Позже окончила школу документального кино «Реальное время — 2» АНО «Internews» (Мастерская Марины Разбежкиной и Николая Изволова). Соавтор сценария полнометражных фильмов «Еще один год» и «Комбинат «Надежда». Режиссер фильма «Комбинат «Надежда» и нескольких документальных фильмов. Один из режиссеров сериала «Школа».

— Фильм Бычковой получился о любви. Мне кажется, сейчас не хватает такого русского кино для широкого зрителя. Но вы, говоря о расставании героев, причиной считаете социальный конфликт. Это такая установка или по-другому не бывает? Можно ли сейчас делать кино об отношениях двух людей без упора на социальную составляющую, просто о чувствах? Вы хотели бы? Или такое кино — если оно русское — невостребовано? Или оно будет неискренним, потому что на фоне русской жизни неприлично говорить просто о чувствах без социальной примеси?

— Социальный конфликт, о котором вы говорите, то есть разница устремлений — не столько статуса, сколько устремлений (героиня хочет находиться в модной компании, делать карьеру, а герою и так хорошо, потому что он другого типа человек), — этот социальный конфликт более визуален. То есть для кино он более понятен. Трудно объяснить, почему люди разводятся, если между ними нет видимых, понятных другим людям конфликтов.

А если пара начинает распадаться по каким-то очень глубоким внутренним причинам, нужно рыть прошлое. Не хотелось сильно ударяться в психологическую драму. Предполагался бы более глубокий анализ отношений, а здесь простая вещь, которая всем понятна, и она при этом какой-то, что ли, признак времени притягивает.

Понятно, что это в Москве, что это в 2012 году, и, мне кажется, очень хорошо — что кино не про собирательный образ каких-то людей, которые почему-то разводятся, как в фильме «С любимыми не расставайтесь», в котором все показано через судебный процесс. У нас получилось очень конкретное кино про очень конкретных людей, определенные время и город. Мало фильмов, которые могли бы тихо и спокойно рассказать о конкретном человеке — это, скорее, удел документального кино, в игровом все стараются идти к обобщению, к метафорам. А здесь вот эта определенная пара именно таким образом распалась, несмотря на то что оба друг друга любят. Фильм про личную драму — не от общего к частному, а наоборот.

— Он был представлен на Роттердамском кинофестивале год назад и получил награду — The Big Screen Award

— Да, он получил главный приз в своей программе, дававший возможность проката в Голландии.

— В Краснодаре фильм показывают в одном кинотеатре, только один сеанс. Получается, он априори интереснее европейскому зрителю, как кино о русских людях, а русскому зрителю не так интересен?

— На самом деле просто у нас прокатчики — идиоты. Кино Оксаны Бычковой абсолютно зрительское, всем понятное. Если бы у этого фильма были грамотные продюсеры и прокатчики, которые могли бы не побояться взять на себя риски сделать больше копий и выпустить кино в более широкий прокат, обеспечить его рекламой, поверьте, люди бы пошли.

У них есть какие-то клише, что вот «Елки» будут окупаться, а «Еще один год» не будет. Это необоснованные, ничем не подтвержденные их домыслы»

То есть причинно-следственная связь другая. Большая проблема — в российских прокатных компаниях, которые понятия не имеют, как работать с подобным кино. У них есть какие-то клише, что вот «Елки» будут окупаться, а «Еще один год» не будет. Это необоснованные, ничем не подтвержденные их домыслы.

— На том же Роттердамском фестивале был представлен и ваш фильм «Комбинат «Надежда». После этого вы показали фильм и на «Кинотавре» в Сочи, и на Московском международном кинофестивале.

— А потом вышел закон, по которому фильм нельзя выпустить в прокат.

— То есть он все-таки в прокат не выйдет?

— Нет, пока не отменят закон о том, что такое кино не может получить прокатное удостоверение.

— Но вы работали над монтажом версии без мата.

— Были сняты дубли без мата, была моя попытка сделать такую версию, но она провалилась, потому что эта версия была сильно хуже оригинала. Я решила не уродовать фильм. Пришлось бы брать дубли слабее тех, что получились в оригинале, и даже какие-то смыслы искажались. Я решила не идти на компромисс, и продюсеры меня поддержали: мы отказались от такой версии.

Наталия Мещанинова. Другое кино
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»

— Существует ли, на ваш взгляд, различие в том, как воспринимает одно и то же кино европейская фестивальная публика и российская?

— Все зависит от степени насмотренности публики. Если говорить о профессиональном сообществе, на «Кинотавре» «Комбинат «Надежда» очень хорошо принимали, у нас была серьезная, обширная пресса. Сказать, что русским это все как-то очень уж непонятно или они чувствуют, что это не для них, я не могу. Но большинство зрителей у нас, к сожалению, из-за каких-то преград не имеют доступа к мировому кино, так сказать, другого класса, которого очень много. Большинство людей нигде не могут увидеть кино, которое показывают на фестивалях класса А. Это публика, которая смотрит какой-то очень и очень узкий пласт, попадающий в кинотеатры и на телевидение. И когда они встречают такое кино, как мое, у них это может вызвать сильную негативную реакцию, возмущение.

Наталия Мещанинова. Другое кино
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»

У европейских зрителей более свободный доступ к мировому кинематографу, и их особо не удивишь. Они спокойно воспринимают такое кино, у них та степень насмотренности, при которой считываются другие слои, не только внешние. И если брать публику в Роттердаме или Висбадене и публику на ММКФ, это очень большая разница. В Европе никому в голову не пришло бы обсуждать то, что в фильме есть мат: понятно, что так разговаривают люди, это не для того, чтобы кого-то шокировать или обидеть.

Публика же на ММКФ — пожилые женщины, которые не сказать что живут в реальном мире: мало общаются с молодежью и понятия не имеют, что такое провинция и как там люди разговаривают, — они оскорбляются, потому что у них очень узкий объектив. Они не видят больше ничего, кроме своего мира и того кино, которое им демонстрирует министерство культуры, телевидение. Поэтому да, разница большая.

В Европе никому в голову не пришло бы обсуждать то, что в фильме есть мат: понятно, что так разговаривают люди, это не для того, чтобы кого-то шокировать или обидеть»

— Бывает ли, что вы составляете мнение о фильме, еще не увидев его? Если вам кажется, что работа будет слабой или не в вашем вкусе, вы пойдете смотреть? Сейчас идут съемки фильма «Холодный фронт» — это режиссерский дебют журналиста Романа Волобуева. Пока есть только несколько кадров, но создается впечатление, что это будет просто картинка с красивыми пейзажами и красивыми лицами.

— Есть несколько режиссеров, которые по образу мыслей ну совсем не мои. Каждый их новый фильм вызывает у меня желание отложить просмотр на потом, как можно дольше не смотреть. О кино все становится понятно в первые секунд десять-пятнадцать — и можно выключить. Это субъективная вещь. Конкретно про Волобуева не знаю, мало читала о его съемках, но есть фильмы, которые просто заведомо не очень хочется смотреть, потому что я уже как будто уверена, что мне это не понравится. Или что меня это взбесит.

— По-вашему, у кино обязательно должен быть предмет?

— Нет, все зависит не от того, что в этом кино, а от того, как оно сделано. Какую интонацию режиссер пытается мне предложить. Есть, например, очень странный фильм «Небесные жены луговых мари», который по всем канонам, казалось бы, абсолютно не в моем поле, не в том поле реального кинематографа, которое я приветствую. Но при этом мне кино невероятно понравилось: то, на каком языке со мной разговаривает режиссер, какую интонацию предлагает.

Но есть и фильмы, которые претендуют на реализм, а по сути это абсолютная подделка, и смотреть на это у меня нет никаких сил, хотя вроде бы внешне они с теми же атрибутами того же кинематографа, который я обожаю. Но режиссерская интонация настолько лживая и фальшивая, что я начинаю беситься с первых же десяти минут фильма и не могу принять его ни в каком виде. Это все очень сложная вещь.

Я люблю азиатское кино или Каурисмяки, и меня не пугают длинноты, но мне нужно понимать, на что они работают. Красота ради красоты? Ну, о'кей. Предмет у кино не обязательно должен быть. Кино — вещь неуловимая, и совершенно невозможно объяснить, откуда появляется. Может появиться, а может — нет, и неважно, чем наполнено: предметом ли, мыслью, философией или еще чем-то.

— Вы смотрите фильмы широкого проката?

— Я стараюсь по возможности смотреть как можно больше всякого кино. Среди прокатных лент встречаются очень неплохие. У такого кино и фестивального разные функции, разные задачи. Это не значит, что я просто вычеркиваю из своей жизни «Аватар». Да, смотрю.

— Что вам в последнее время понравилось из такого кино?

— Из более-менее прокатного — американский фильм «Одержимость» про джазовый оркестр и мальчика-барабанщика, который хочет стать великим. Очень мощный фильм.

— А что для вас интереснее — кино или сериалы? Как для режиссера и сценариста.

— Зависит не от жанра — кино или сериал, — а от свободы, которая мне дана. Мне неинтересно делать кино, в котором мною управляют продюсеры. И так же обстоит дело с сериалами. Вот сейчас для Первого канала мы снимаем сериал «Красные браслеты». Это адаптация испанского сериала. Меня позвали после «Комбината «Надежда» — заработать, и пришлось согласиться, хотя я не люблю адаптации.

Но потом выяснилось, что мне дали свободу как режиссеру, чтобы я могла максимально свое авторское туда привнести, и это мне понравилось, хотя на сериалах такое редко бывает, честно говоря. Обычно сидят люди с канала и контролируют, что ты делаешь, подсказывают, советуют. У меня на площадке не было продюсеров, и мы с оператором занимались бесконечным самовыражением. Это для меня эксперимент крупных форм, когда нужно летать на вертолетах, ездить на кране, на тележке с кучей аппаратуры, с которой я раньше не работала. Это было интересно во многом благодаря тому, что мне была предоставлена свобода.

Наталия Мещанинова. Другое кино
Наталия Мещанинова

— Вы читаете рецензии на свои работы?

— Не особо. В «Фейсбуке» появляются ссылки, на мою страницу их постоянно выкладывают. Не скажу, что я ищу рецензии. Когда «Комбинат «Надежда» вышел в Роттердаме, сразу появилось несколько статей российских критиков, в том числе самых уважаемых. Тогда читала. А потом — так, по случаю. В поиске специально не забиваю, не слежу за этим.

— Я читала ваши рассказы, которые вы выкладывали на своей писательской странице в «Фейсбуке». Вы пишете о себе, все это связано с вами лично или героиня ваших рассказов не вы?

— Связано со мной лично. Пишу о себе, описываю свою семью.

— В одном из них вы написали, что на вас в подростковом возрасте большое влияние оказал «Твин Пикс» Линча. Вы бы стали смотреть продолжение?

— Думаю, стала бы. Но, опять же, все зависит от того, как снято. Если по первой серии пойму, что уже что-то не то, вряд ли буду смотреть дальше.

— А что вам нравится из сериалов?

— «Breaking Bad». «Игра престолов». Куча всего выходит, и я периодически смотрю, просто у меня сейчас в связи с работой над своим сериалом очень мало времени, и я даже вечерами смотрю свои серии, вместо того чтобы смотреть кино. Так что последние сериалы пропускаю. Но вот «Игра престолов» мне кажется очень крутым сериалом. И «Breaking Bad» сильное впечатление на меня произвел.

— Писательская деятельность для вас одна из основных или вам просто это приносит удовольствие?

— Я себя писателем вообще не воспринимаю, потому что это, может быть, разовая вещь. В какой-то момент мне очень сильно захотелось писать, и я не могла остановиться, просто писала-писала-писала, стала выкладывать тексты в «Фейсбуке», и все начали говорить, что надо издавать книжку. Потом журнал о кино «Сеанс» стал публиковать эти тексты, и звучит слово «писатель», хотя для меня это не профессия. Интересно от случая к случаю: вдруг хочется писать, и я говорю о вещах, которые у меня наболели. Была серия рассказов о семье, потому что в какой-то момент мне захотелось проораться обо всем этом. Необходимо было избавиться внутри себя от каких-то вещей, и я о них писала. А сейчас у меня пока нет такого желания и, может, не будет.

В общем, я ни к чему такому серьезно не отношусь. И к кино в том числе. Если вдруг так случится, что не станет настоящей страсти снимать кино, я, может, и не буду. Что-нибудь еще начну делать. Это не профессия, а именно страсть.

Наталия Мещанинова. Другое кино

— Если о кино много споров, значит ли это, что перед нами настоящее произведение искусства?

— Это очень любопытная вещь, такая же, как произошла с Pussy Riot. Цена этой акции как искусства была ноль рублей, по сути. Я знаю художников-акционистов, и в их среде это мелкая дрисня. Они совершали гораздо более радикальные акции, имеющие отношение к искусству. То, что произошло с Pussy Riot, вся шумиха, которая возникла в мире, — это удивительный парадокс: как вокруг незначительного художественного явления может подняться буря. Так бывает.

— То есть необязательно это подлинное произведение искусства?

— Чаще даже наоборот. Все зависит от конкретного случая.

— А в случае с «Левиафаном»?

— Я не могу обсуждать художественную ценность картины, говорить в прессе о работе коллег: это за гранью этики. Скажу лишь, что выход фильма стал очень серьезным событием. Вскрыл какой-то нарыв. Все, что происходит вокруг «Левиафана», у меня гораздо больше вызывает удивления, чем само кино. Какому-то актеру что-то запретили ставить, какой-то невероятный ужас. Я видела гораздо более радикальные фильмы в России за последние несколько лет, но вдруг факт того, что это кино получает много премий, поднимает такую сумасшедшую бурю…

И то, что сейчас пишут, вызывает ощущение, словно мы в мультике про Симпсонов. Непонятно уже, до чего люди дойдут. Так же как с Pussy Riot: я до конца не верила, что девочек могут посадить. Что вот за это… Найдутся какие-то ярые сумасшедшие, которые не отстанут. Здесь ситуация очень похожая. Находятся какие-то сумасшедшие люди, которые начинают объявлять Звягинцева персоной нон грата — что это вообще такое? Запредельный цирк.

И то, что сейчас пишут, вызывает ощущение, словно мы в мультике про Симпсонов. Непонятно уже, до чего люди дойдут»

— Ну вот в том же фильме Бычковой показана ведь в каких-то, казалось бы, мелочах карикатурность всей этой современной русской жизни. Не знаю, прописывали ли именно вы это в сценарии: нелепые встречи Нового года за столом под путинские речи, разговоры ни о чем, какое-то бесцельное времяпровождение… Бабка, которая кричит: «А потом дети будут снег этот есть». Всего этого не было в том же фильме «С любимыми не расставайтесь», который про разводы, но без всей этой нелепости вокруг, так хорошо показанной у Бычковой.

— Я думаю, тогда было все в той же степени, просто зависит от того, как эту обстановку видят сценарист и режиссер. Вот про бабку — это мой текст. Такие люди во все времена были и есть. Просто они периодически выползают, что ли. Появляется какое-то событие, которое их обостряет, и они вынуждены выйти из своего сумрака и проявить себя — вот и все.

Мне кажется, все эти парадоксы, все эти сумасшедшие люди, способные на не подчиненные никакой логике поступки, — они есть во все времена. Этот артист несчастный, который сыграл священника и которого сейчас гнобят в театре, — он же понятия не имел, что способен своих коллег спровоцировать на такой всплеск маразма. Оказывается, это его вина — что он слушал режиссера и делал свою работу.

— Вы представляете себя живущей за границей?

— Если я перестану снимать кино — возможно, да. Но есть одна вещь, важная для меня как автора. Вот мы с Любой Мульменко это обсуждали, вернувшись из Амстердама, — как там было свободно и как было бы хорошо там жить. Но, для того чтобы переехать сейчас за границу, убежать от наших российских безумств, нам нужно просто взять и перечеркнуть весь свой опыт, на котором мы, как авторы, едем. Знание контекста — для режиссера и для автора это важная вещь. Знание контекста той страны, в которой ты живешь.

Могу только психануть, плюнуть и уехать, чтобы совсем больше никогда не заниматься кино. Ну или свадьбы снимать, не знаю. Это очень сложный вопрос, особенно сейчас»

Можно, конечно, жить в Европе и, удивляясь, снимать какое-то наивное кино про европейцев, но вот эти культурные коды, понимание которых есть у нас, которые позволяют нам снимать кино в России на каком-то пике реальности и современности, — они могут обрушиться, как только мы переедем. И в этом есть большая опасность для меня, поэтому я не хочу уезжать, хотя меня категорически не устраивает все, что происходит сейчас в сфере культуры.

Пока я еще чувствую в себе силы снимать кино, пусть андерграундное. Меня не смущает, что мое кино не выходит в прокат. Больше смущает то, что меня постепенно со всех сторон пытаются лишить возможности, даже если я сняла кино на свои деньги, его показывать.

В общем, пока у меня нет ни одной идеи, чтобы я могла уехать и за границей работать в кинематографической среде. Могу только психануть, плюнуть и уехать, чтобы совсем больше никогда не заниматься кино. Ну или свадьбы снимать, не знаю. Это очень сложный вопрос, особенно сейчас. Череда законов, которые принимаются, возвращает нас в Советский Союз, и, к сожалению, в этой системе я как автор не могу существовать. Совсем не могу.

1 комментарий

avatar
scaramouche 28 янв 2015, 13:29
Реплика из зрительного зала. Русское искусство настолько многоОбразно, как и сама наша жизнь. Путь к сердцу зрителя , отягощенного массированной , ежедневной пропагандой достаточно тернист, тем более, если за кулисами, пыльными бархатными занавесами , тяжелого государственного ампира еще и многообразие интересов , то сложно рассчитывать на понимание или успех. К тому же, если режиссер, сценарист – женщина. Рассчитывать на успех - надо быть либо феноменально везучим, либо идти проторенным путем. Радует то, что и в литературе, и журналистике, и в кино есть немало очень талантливых людей, которые составляют, как 17 веке «малые голландцы», истинное лицо духовной жизни России.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.