Мода на сити распространяется в наших городах с неимоверной скоростью — от столицы до Кавказских гор. Нужно ли нам ей следовать? По этому поводу есть как минимум три версии.
Версия первая: с вещами на выход!
— Поезжай-ка в наш деловой центр, там — здравствуй ужас! - посоветовали коллеги, узнав, что я собираюсь писать о деловом квартале.
— А разве он у нас есть? Где это?
— Там, где башни-близнецы. Офисные здания двух банков: «Кубань-Кредит» и «Сбербанка». В народе это место называют деловым кварталом.
Проехать в квартале по Красноармейской и Орджоникидзе оказалось делом архисложным — машины стояли прямо по улице в три ряда. Чудом найдя место на обочине, я задала наивный вопрос консультанту Сбербанка:
— Где я могу припарковать свою машину?
На меня посмотрели, как на пришельца с Марса:
— Да где хотите, мы тут при чем?
— Я клиент вашего банка. У вас же есть парковка.
Проехать в квартале по Красноармейской и Орджоникидзе оказалось делом архисложным — машины стояли прямо по улице в три ряда»
Ироничная усмешка (во взгляде читается «Ага! Щаз»). Но отвечают любезно:
— Парковка только для сотрудников. И то не всем хватает.
Такой же ответ — один в один — я получила и в банке «Кубань-Кредит».
Почти по Жванецкому, когда он рассказывал о Министерстве мясной и молочной промышленности в голодные 80-е: «Они это у себя производят и сами же потребляют».
Парковки есть, но «трохи для сэбэ», для внутреннего употребления. Коллапс, который творится в этом квартале, похоже, никого не волнует.
Такая же картина и у Центра международной торговли, что на углу Советской и Октябрьской. И у здания Арбитражного суда на Пушкинской площади. Куда ни кинь — везде одна и та же картина: возле крупных стеклянных деловых «свечек» машины на головах друг у друга, «открыженные» самодельными столбиками тротуары с бельевыми веревками (это метки для своих машин), паралич на дороге.
Нужно ли нам такое количество деловых зданий в центре города — без подъездных путей, парковок для клиентов, без, хоть и маленькой, зеленой зоны? И они продолжают строиться.
Куда ни кинь — везде одна и та же картина: возле крупных стеклянных деловых «свечек» машины на головах друг у друга, «открыженные» самодельными столбиками тротуары с бельевыми веревками»
Почему бизнес вопреки здравому смыслу рвется в это вавилонское столпотворение? Может быть, нам вслед за некоторыми крупными городами тоже подумать о том, чтобы вынести деловой центр за пределы исторического? Пусть в центре будут музеи, рестораны, мамочки с колясками, казаки на лошадях и мороженщицы в красивых каретах, молодежь на роликах и цветущие клумбы.
Как-то само собой уже складывается, что на улице Красноармейской появились вполне уровневые кафе и ночные клубы и ее стали называть «улица баров», а в районе нового баскет-холла — спортивный микрорайон. Сначала все боялись, что так далеко не поедут зрители - поехали как миленькие. Народ вообще быстро привыкает ко всему хорошему.
Как-то само собой уже складывается, что на улице Красноармейской появились вполне уровневые кафе и ночные клубы и ее стали называть «улица баров»
— Городу, безусловно, нужен административно-деловой центр, - считает председатель краснодарского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета директоров ОАО «Крайинвестбанк» Александр Ремезков. — Было бы рациональным географически объединить подразделения федеральной, краевой и муниципальной власти, все разрешительные, согласовательные и контролирующие структуры, которые сегодня разбросаны по всему городу.
В условиях такой концентрации органов власти автоматически образуется деловой центр, который привлечет внимание инвесторов к близлежащим участкам, а значит, сделает данный проект коммерчески окупаемым.
В результате выиграет не только бизнес, но и все краснодарцы, а также гости нашего города. Во-первых, на порядок увеличится качество государственных услуг. Большинство зданий, в которых сегодня располагаются органы исполнительной власти и разные ведомства, построены несколько десятилетий назад. Реконструировать их под современные высокотехнологичные центры практически невозможно — дешевле построить заново.
Во-вторых, раз и навсегда решится транспортная проблема. Постоянные пробки на узких улицах исторического центра Краснодара образуются в основном из-за припаркованных автомобилей сотрудников и посетителей многочисленных административных учреждений и коммерческих офисов. В-третьих, заметно улучшится деловой климат, ведь предприниматели будут тратить гораздо меньше времени и сил на хождение по госучреждениям, если все будет рядом.
И, наконец, мы сумеем сохранить архитектурный облик Краснодара и получить дополнительный доход от исторического туризма.
Проект создания нового административно-делового центра Краснодара активно обсуждался 4-5 лет назад. Тогда речь шла в основном о площадке почти в тысячу гектаров на девятом километре, на месте военного аэродрома. Была даже достигнута договоренность с Минобороны о переносе аэродрома, был заинтересованный инвестор. Но реализацию этого проекта отодвинул мировой экономический кризис.
Эта площадка и сегодня остается самой перспективной — она находится достаточно близко к историческому центру, здесь ведется активная жилая застройка, а также возводятся коммуникации и спортивные объекты в преддверии чемпионата мира 2018 года. Важно, чтобы новый административно-деловой центр был построен с применением новейших технологий: с современными коммуникациями, многоуровневыми парковками, удобными подъездными путями, транспортными развязками.
Еще нюанс: эти офисные здания «садятся» на наши коммуникации, многие из которых не менялись аж с 1947 года. И в один прекрасный момент у нас возможны серьезные прорывы и аварии»
Эту же точку зрения поддерживает известный краевед и историк Виталий Бондарь:
— О том, что деловой центр нужно выносить из центра исторического, мы, краеведы, говорим уже лет десять. Предлагали даже несколько вариантов самых разных мест. Такое понятие, как «сити», отдельно от исторического центра, существует в Лондоне, Париже. И это очень оправданно.
В чем ужас того, что крупные деловые здания лезут в центр? Во-первых, они диссонируют в архитектурном плане с историческими зданиями Краснодара. Во-вторых, бизнес ставит свои здания без соответствующих парковок. Еще нюанс: эти офисные здания «садятся» на наши коммуникации, многие из которых не менялись аж с 1947 года. И в один прекрасный момент у нас возможны серьезные прорывы и аварии.
Большинство зданий, в которых располагаются органы власти и разные ведомства, построены несколько десятилетий назад. Реконструировать их практически невозможно - дешевле построить заново»
Почему же бизнес так стремится в центр? У Виталия Бондаря своя точка зрения:
— Из-за своей жадности. Они хотят получать прибыль быстро и сразу. Так быстрее, чем строить новый микрорайон, прокладывать коммуникации, вкладываться в инженерные сооружения, инфраструктуру. Хотя если всем скинуться, один раз потратиться, можно создать великолепный город-спутник. Причем даже не на окраине, а на землях какого-нибудь ОПХ, например, недалеко от «Екатериновки».
— Мы сегодня подумываем о том, чтобы сменить дислокацию, - говорит бизнесмен генеральный директор АКГ «Ваш советник» Владимир Артеменко, чье здание находится рядом с драмтеатром. — Возможно, в центре оставим только бэк-офис, а вся фирма переедет куда-нибудь в район «Красной площади». Большинство сотрудников решают дилемму: чтобы не попасть в жуткие пробки — уезжать с работы в четыре или в девять вечера? И то, и другое для нас неприемлемо.
Версия вторая: оставьте все как есть
— Идея «что-нибудь вынести» достаточно утопична, - считает Елена Васильченко, заместитель директора департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации города. — Во всем мире деловая часть города расположена в центре.
Так записано и в нашем генеральном плане развития Краснодара: центр — это общественно-деловая часть города. У нас нет сейчас пустой земли, чтобы мы могли начинать строительство делового квартала.
Возможно, деловой квартал нужен для открытия фирм и представительств крупных компаний, а инвесторам требуются крупные участки земли. Предположим, девелоперы вложатся в такой проект, но окупит ли он себя, вот в чем вопрос? Сегодня, как ни странно, основные инвесторы — краснодарские. Мы не наблюдаем оживления среди крупных московских проектов. Идет отток спроса на офисную недвижимость. Если 3-4 года назад еще была острая нехватка офисных помещений, то сегодня рынок явно перегрет. Поедут ли фирмы в деловой квартал?
Достаточно сдержанная позиция по этому вопросу и у главного архитектора Краснодарского края Юрия Рысина.
— Перенос делового центра за пределы Москвы связан с выполнением столичных функций. Эта идея к городу Краснодару в ближайшем не применима, поскольку потребует значительных финансовых затрат, - считает он.
Версия третья: в одном месте жить и работать
— Центр города — это место, куда все хотят: люди — чтобы там жить, девелоперы — чтобы там строить, бизнес — чтобы там работать. Бороться с этим бесполезно, но этими процессами можно управлять, - считает Илья Володько, генеральный директор компании Macon Realty Group.
— Пока все не начали задыхаться…
— Они будут задыхаться, но все равно стремиться в центр.
— Илья, а как же Европа?
— Да, в Европе есть такая практика. Но это достаточно эволюционный процесс, не так, как, например, в Грозном: построили пять зданий — все! Сити! Во всем мире плотность проживания населения идет пирамидой от центра к окраинам. Самая большая — в центре. А в российских городах — наоборот. На окраинах — самая высокая плотность населения. Что получается? Вся работа в центре. А живут все на окраине. Едут на работу — коллапс.
Во всем мире плотность проживания населения идет пирамидой от центра к окраинам. Самая большая — в центре. А в российских городах — наоборот»
— Значит, надо или жить в центре, или работать на окраинах.
— Правильно! Сегодня есть такая тенденция: не растягивать города, а уплотнять их. Так дешевле инфрастуктура.
Вот в этом смысле Краснодару и нужно развиваться. Строить достаточно большой объем жилых помещений в центре — за счет увеличения этажности. Это первый шаг к тому, что центр будет чуть разгружаться. Люди выйдут из дома, перейдут дорогу — и уже будут на работе. Меньше будут пользоваться машинами.
А второй момент — планировать новые микрорайоны, которые активно застраиваются, вместе с небольшими деловыми центрами. Например, Восточно-Кругликовский район. Там уже сейчас работают 10-15 застройщиков. Это очень хороший пример, чтоб там людям создать работу: рынки, магазины, парки, соцучреждения. Люди тогда не будут ехать за работой и отдыхом в центр, у них все это будет рядом с домом. И по качеству — не хуже.
Сегодня есть такая тенденция: не растягивать города, а уплотнять их. Так дешевле инфрастуктура. Нужно строить жилые помещения в центре — за счет увеличения этажности»
Нужно другое место притяжения
— Лично мне как архитектору идея создания делового центра очень интересна, - сказал в беседе заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара Игорь Головкин. — Каковы должны быть необходимые параметры этого центра? Там сосредоточены люди очень мобильные, поэтому неподалеку должны быть аэропорт, ж.-д. вокзал, основные магистрали, по которым можно быстро выехать на объездную дорогу и куда-то умчаться — на море, в горы. Эти люди очень интенсивно работают, и для них необходима инфраструктура, позволяющая не снижать данный темп жизни.
— Есть ли у нас такое место?
— Главный вопрос: бизнес переедет туда только в том случае, если поедет вся власть. Это реально?
— Если там создать другое место притяжения, перевести туда все властные краевые, городские и представительства федеральных структур, то реально. Бизнес потянется за властью. Плюс этого решения еще и в том, что тогда у нас историческая часть города могла бы разгрузиться. И можно было бы разработать программу ее развития. Новые здания, которые здесь будут строиться, станут выдерживать архитектурный стиль начала прошлого века, мы бы создали много пешеходных зон, и город стал бы привлекательнее для туристов.
Нужно кардинальное решение. Все равно мы к этому придем через несколько лет. Иначе — коллапс.
А как у них?
Киев-Сити. Проект на начальной стадии. Вместе будут располагаться коммерческие структуры, киевская городская администрация и правительственные учреждения.
Минск-Сити. Проект курирует лично президент Белоруссии Александр Лукашенко. В одном месте будут гостиницы, офисы крупных компаний.
Екатеринбургский Сити — 5 высоток, бизнес-парк, торговая галерея, гостиница Hyatt - планируется завершить строительство к 2014 году.
Иркутск-Сити — это 15 бизнес-центров, гостиничный и спортивно-оздоровительный комплексы, конференц-центры, зона отдыха и музей современного искусства. Проект предполагается завершить к 2016 году.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
На Дону задержан самбист, подозреваемый в массовых избиениях прохожих 23:12
-
В Сочи столкнулись «Жигули» и мотоцикл, байкер погиб 21:40
-
На Кубани чиновник поселился в выделенной для врачей квартире 21:29
-
В Севастополе 9 Мая отменили парад и шествие «Бессмертного полка» 20:54
-
В Анапе злоумышленник, не желавший оплатить товар, ударил продавца магазина ножом 20:15
-
В Краснодаре стартовал сезон фонтанов 19:44
-
СК: на Дону ищут несовершеннолетнего блогера-самбиста, избивающего людей на улицах 19:23
-
Под Краснодаром на ночной трассе произошла смертельная авария 19:02
-
Российские СМИ разоблачили лживые анонимные заявления, дискредитирующие предпринимателя Шихиди 18:02
-
В Краснодаре появился первый в ЮФО детский сад с художественной росписью 17:56
-
На Кубани водитель иномарки погиб, врезавшись в дерево 17:19
4 комментария
vertgalant 15 дек 2011, 13:26
mono-polist 15 дек 2011, 13:31
vertgalant 15 дек 2011, 16:35
gruz2105 19 дек 2011, 04:24
Последние обсуждения