Детская литература требует от автора большей ответственности в работе. Это взрослые все выдержат, а назавтра или высмеют очередной графоманский роман, или просто забудут о нем. Дети же прочитанное принимают за чистую монету и берут для себя как пример поведения на будущее. И если ваш ребенок вместо сказок Пушкина читает книжки про Фредди Крюгера, стоит задуматься.

Со старыми авторами - как российскими, так и зарубежными - все более-менее понятно, но как быть с современной литературой для детей? Тем более что ее ассортимент зашкаливает (да и цены тоже), а мы почему-то знаем только Джоан Роулинг. Как в эпоху коммерческих издательств и отсутствия цензуры отличить качественную книгу от красочно оформленной халтуры?

Пусть пираты, но смешные и добрые

Краснодарский музыкант Антон Бабчук, которого мы больше знаем как Боба – лидера группы «Вдруг», в детскую литературу пришел несколько лет назад. Причем совершенно случайно. Когда писал стихи для очередной песни, понял, что они больше подходят для детской аудитории, чем для взрослых фанатов группы. Задумался, сможет ли создать что-то еще в таком же духе, в итоге получился сборник стихов «Любопытно и смешно». Потом был перевод классической детской английской поэзии, а недавно вышла «Пиратская азбука».

"Пиратскую тему люблю с юных лет, захотелось сделать что-то такое - лихое, но одновременно доброе и познавательное. Пираты в моей книжке не злодеи, а, скорее, джентльмены удачи и веселые симпатяги. Сегодня почему-то успешным становится в основном негатив, а я считаю, что хотя бы детская книга должна оставаться доброй, - говорит Антон. – Тем более что детскую литературу, да и литературу вообще, издавать непросто. Это не то направление, где вас будут ждать с распростертыми объятьями".

Эти слова готов подтвердить соучредитель краснодарского издательства «Традиция» Алексей Белозеров. И хотя оно не специализируется на детских книгах, за год здесь все же выходят 2-3 издания такой тематики.

"Детская литература – цветная литература, здесь очень важен визуальный ряд, поэтому к работе над изданием всегда привлекается художник, а это дополнительные затраты. Плюс полиграфические услуги очень дороги, - поясняет он. – К тому же тиражи у детских книг чаще всего небольшие. И если вы, например, заказываете от 100 до 500 экземпляров, это выходит в конечном итоге намного дороже, чем тираж от 1 до 3 тысяч книг. Но 3 тысячи штук – это сегодня очень много даже для крупных федеральных издательств".

После такой калькуляции становится ясно, почему большинство детских книг, стихотворных сборников и энциклопедий в магазинах, да и на рынках стоят совсем не по-детски. С другой стороны, не каждые родители готовы выложить за книгу кругленькую сумму. А значит, издание, скорее всего, не продастся и не принесет прибыли ни автору, ни издателю.

"Пробиться на полки непросто, нужно сначала показать хорошие интернет-продажи", - говорит о внутренней кухне писательства Антон Бабчук.

Однако дело не только в коммерции. По мнению Алексея Белозерова, в Краснодарском крае в принципе нет специализированных детских издательств и нет специализированных редакций, которые бы оценивали и продвигали труды детских писателей. Как результат – нет и возможностей для реализации книг.

"Мы работаем только с несколькими проверенными авторами, которых давно и хорошо знаем. У них сложилась своя аудитория, и она ждет новые книги. Один из любимых наших авторов – Сергей Левин", - отмечает Алексей Белозеров.

Вот почему детские писатели стараются уйти в крупные издательства Москвы и Санкт-Петербурга, где ресурсов больше. Так, например, поступили известные кубанские авторы Марина Тараненко и Роман Нефедов. И хорошо – зато мы снова увидим их творчество в печати.

В лучшем случае сюсюканье, в худшем - англомания

Но если многие издатели ведут себя как «санитары леса», не делая ставок на новичков, то откуда на российском рынке такое впечатляющее количество детских изданий? Речь не о классике, которую регулярно переиздают, а именно о новых книгах. Ответ очень прост: если автор платит деньги сам, коммерческие издательства напечатают практически все, что его душе угодно. Как говорится, все, что не запрещено, то разрешено.

"У меня уже давно волосы на голове шевелятся от того, что в нашей стране издают для детей! – эмоционально говорит секретарь правления Союза писателей России, председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светлана Макарова. – Мы проводим много творческих конкурсов, и номинация «Детская литература» - всегда самая слабая. Хотя текстов поступает очень и очень много. И даже не рукописей, а уже изданных книг. Авторы частенько хвастаются, что ребята учат их стихотворения в школе. В большинстве случаев я им отвечаю: «Пожалейте детей!» У нас есть величайшая русская поэзия- пусть дети учат наизусть классиков! Зачем их пичкать графоманскими текстами? Не литературой, а лишь ее имитацией, ведь большинство современных детских книг написано дилетантами, сюжеты примитивные, надуманные, лишенные зачастую воспитательного контекста. Или наоборот - занудное морализаторство, тотальное сюсюканье. Еще большее зло для совсем маленьких детей – жуткие рифмы с английскими словами. Чтобы с пеленок готовить ребенка к вестернизации?"

На самом деле Краснодарский край может похвастаться немалым числом талантливых и известных детских писателей. Например, Любовь Мирошникова - дважды лауреат Международного конкурса им. Толстого (Москва), ее стихотворения вошли в четырехтомник лучших произведений для детей, написанных в XXI веке. Книги Владимира Нестеренко – постоянного автора журнала «Мурзилка» - изданы миллионными тиражами. Уже получили признание молодые писатели Наталья Широбокова, Марина Тараненко.

«Хорошая литература есть. Вот ею и надо заполнять образовавшуюся в культурном слое пустоту. Ребенок должен получать здоровую пищу для развития сердца и ума, ведь воспитание начинается с самых первых лет жизни», - считает Светлана Макарова.

Однако цензуры в России давно нет. И если на качество еды или услуг все еще можно пожаловаться в Роспотребнадзор, то книги проверять некому. Ни у регионального министерства образования, ни у регионального министерства культуры таких функций нет, да и экспертов по этому вопросу тоже.

Новые книги бесплатно

А что детские библиотеки? Ведь они постоянно пополняют фонды, в том числе самыми свежими изданиями.

У библиотекарей тоже метод проб и ошибок. Можно ориентироваться на вкусы читателей, записывать названия книг, которые люди спрашивают, и потом их приобретать. Но специалисты говорят, что когда знакомились с текстами купленных таким образом изданий, жалели зря потраченные деньги. Теперь действуют по-другому.

«Мы не литературоведы, не литературные критики, мы библиотекари, - говорит заведующая отделом организации фондов и каталогов Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых Ирина Масленникова. - И при комплектовании фонда руководствуемся несколькими проверенными источниками: ежемесячным аннотированным каталогом «Российская государственная детская библиотека рекомендует: Библиогид. Книги и дети», иллюстрированным каталогом «100 лучших новых книг для детей и подростков». Берем на заметку книги, получившие премии в области детской литературы российских и международных конкурсов. Например, в издательстве «Волчок» придумали серию «Рассказы Волчка», где собраны лучшие образцы жанра, созданные современными писателями и мастерами «старой школы». Во многих детских издательствах (например, «Детская литература», «Росмэн») есть свои серии премиальных книг».

Хорошо знают в библиотеке и кубанских детских писателей: большинство из них приходят в гости и передают свои книги учреждению в дар.

«Конечно же, мы ориентируемся на своего читателя, мы заинтересованы помочь ребенку освоить учебную программу и правильно организовать досуг, - продолжает Ирина Масленникова. - В библиотеке работают клубы по интересам, проходят мероприятия по различным темам, и опыт работы позволяет сформировать перечень изданий по запросам читателей».

Благодаря такому подходу посещаемость в «Игнатовке» не упала даже в год пандемии коронавируса, хотя посетителей до сих пор принимают по записи. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Читать книги с планшета или смартфона детям вредно, поэтому без печатных изданий не обойтись. А фонд библиотеки включает большое количество современных иллюстрированных и интерактивных книг, художественной и научно-познавательной литературы. Покупать их домой для родительского кошелька очень накладно.

Важно все: бумага, шрифт, содержание

Некоторые детские издатели говорят, что проверяют новую литературу на собственных детях. Если малышам понравится, будут печатать. Вероятно, они все же лукавят – дети родителей с таким опытом книгоиздания застрахованы от откровенной макулатуры. Но стоит ли использовать это метод на ваших малышах?

На интернет-форумах родители делятся друг с другом советами по выбору детских книг. Среди них есть очень дельные, касающиеся не только содержания, но и оформления. Важную роль играют, конечно же, иллюстрации, ведь они помогут приохотить к чтению даже такого ребенка, для которого в любой книжке слишком «много букв». А для малыша, еще не умеющего читать, картинки – главный способ восприятия материала.

Кстати, не гонитесь только за текстом. Есть родители, которые считают, что иллюстрации в книге – всего лишь способ растянуть объем издания, чтобы выставить цену подороже. А ребенку нужно читать-читать и поглощать новые знания. На самом деле иллюстрации тоже воспитывают – прививают вкус, развивают воображение.

Малышам нужно покупать книги с крупным и четким шрифтом. Лучше всего черные буквы на белом фоне, цветными могут быть заголовки. Воздержитесь от покупки изданий из серой бумаги или с глянцевыми страницами – и те, и другие плохо влияют на зрение ребенка. Наилучший формат для самых маленьких – это то, что существенно меньше А4. А с гигантскими талмудами ребенок не справится – и в руках не удержит, и взглядом страницу не охватит.

Ну а что касается хорошего языка, то здесь вам придется полагаться на собственный вкус. Открывайте издание прямо в магазине и просматривайте. Хотя библиотекари предупреждают, что иногда составить правильное впечатление о книге не удается даже по ознакомительным фрагментам. Одним словом, перефразируя строки песни из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром»: «Думайте сами, читайте сами»…

С другой стороны, если ваш ребенок уже заразился любовью к чтению, откройте перед ним и книжный шкаф, и книжный магазин, и библиотеку. Радуйтесь за него и вместе с ним! И пусть говорят, что большинство современных детей книгами не интересуется – у них есть смартфоны, но вы-то понимаете, что только хорошая, умная, добрая литература научит наш мозг искать правильные решения, а сердце чувствовать.

Читайте также

Город Люди Weekend

Пьющие, но красивые

Как Рената Литвинова создала волшебную и при этом достаточно мрачную сказку о надежде, борьбе за близких и ожидании любви в доме на фоне России, в которой сменяется власть.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация

«Кто будет петь, если все будут спать?»

Депутат Гордумы Игорь Азаров предложил установить памятник Виктору Цою в Краснодаре. Нельзя сказать, чтобы известие об этом кого-либо сильно удивило. Память легендарного музыканта увековечили во многих городах нашей необъятной, но всё же несколько неожиданно и приятно, что теперь и на юге может появиться место скульптуре лидера «Кино».
Вячеслав Рыжков

Краснодар «обезглавлен», или Почему Первышов уходит в Госдуму

Несмотря на слухи, циркулировавшие среди политологов и журналистов с прошлого декабря, новость о выдвижении главы Краснодара в депутаты Государственной думы РФ стала громом среди ясного неба и сразу оживила нынешнюю политическую кампанию.

Бизнес

Корпоративный договор и устав – основа основ эффективного партнерства

Практика показывает, что большинство российских предпринимателей при создании партнерских взаимоотношений незаслуженно недооценивают важность корпоративного договора и устава. Многие не знают и не понимают отличие корпоративного договора от устава, а к подготовке самого устава подходят посредственно – скачивают первый удачный экземпляр из сети интернет или принимают без правок и замечаний подготовленный устав от фирмы, которая занимается сопровождением регистрации будущего предприятия.

Город Люди Ситуация

Годовщина карантина на Кубани

31 марта 2020 года губернатор Вениамин Кондратьев выступил с видеообращением к гражданам, в котором просил оставаться дома и быть терпеливыми. «Югополис» пытается вспомнить, как общество прошло все стадии принятия неизбежного.
Екатерина Пономарёва, Егор Харитонов
Город Люди Weekend

Всякому охота увидеть «Федота…»

Как звучит переложенная в рэп-частушки пьеса Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и кто играет То-Чаво-Не-может-быть в новом спектакле Дворца искусств «Премьера» и Молодежного театра, оценил «Югополис».

Город Люди Ситуация

Начальник УМВД по Краснодару Дмитрий Остапенко: «Система выстроена так, что новые направления требуют не реформ, а адаптации»

​О том, как пандемия коронавируса изменила работу правоохранителей, об алгоритмах выявления фейковой информации, о методах борьбы с современной преступностью — в интервью с начальником Управления МВД России по городу Краснодару полковником полиции Дмитрием Остапенко.
Ситуация Бизнес

Сможет ли правительство обуздать рост цен на продукты? И чем нам это грозит, если да

В конце прошлого года президент Владимир Путин назвал недопустимой ситуацию, когда россиянам не хватает денег на продукты. Однако применение госрегулирования цен в качестве "лекарства" может оказаться куда хуже "болезни".
Анастасия Бабкина