В на треть заполненных российских кинотеатрах вышла в прокат очередная полнометражная киноработа Ренаты Литвиновой — картина «Северный ветер», повествующая о ещё большем, чем в залах, запустении. К тому же вкупе с мхом, кровью, роскошью и ветошью. Как говорила сама Рената Муратовна, это тот фильм, после которого вам непременно захочется выпить шампанского (в общем-то, как и все её ленты).

Жанр сходу (да и потом — тоже) определить трудно. Тут сплелись любовная драма, фэнтези и мистика с частичками хоррора и триллера. Однако правильней отметить, что Литвинова создала не только свой мир, в который поместила своих героев, но и собственный жанр, в коем и сняла ленту о них. Жанр, более всего похожий на мрачную сказку, в котором всё подчинено ей, как и в созданном пространстве — непонятных размеров доме посреди болот и лесов, где живут представительницы некоего старейшего женского клана. Как и в этом доме, несмотря на имеющегося формального лидера — Вечную Алису (Татьяна Пилецкая), – все подчинены Маргарите (героине Литвиновой, выступившей не только в качестве режиссёра, сценариста, сопродюсера, но и исполнительницы главной роли). Маргарита с виду подчёркнуто корректна в соответствии с принятым в выдуманном мире этикетом. Но не скупится на колкости, выдаваемые за невинные, не лишённые шарма замечания между глотками игристого или затяжкой сигаретой, после которой её на миг скрывает густой дым, как бы отдаляющий от конфликта.

Как непросто говорить о жанровой принадлежности фильма, так же дело обстоит и с сюжетом. В череде событий и нащупывается основная канва: история любви сына Маргариты — Бенедикта (Антон Шагин) к очаровательной Фанни (Ульяна Добровская — по совместительству дочь режиссёра), которая погибает, успев лишь познакомиться с семейством своего жениха. Последняя осчастливила присутствующих на торжественном новогоднем банкете настолько, что ей уже готовы были купить свой самолёт. Благо деньги аристократического клана позволяют. Однако гибель красавицы, недолго радующей зрителей появлением на экране, но остающейся светлым образом, проходящим через всю ленту, оказывается фатальной для всего семейства. И даже для окружающих их земель, в которых начинают гнить сундуки с деньгами. Да и дом начинает ветшать прямо на глазах. Пространство начинает сужаться, в него проникает пыль, дорогую мебель обвивают корни, краски сгущаются, новогодние столы пустеют. И это происходит то ли от скорби по всем полюбившейся Фанни, то ли от огорчения за Бенедикта. Он женится на её родной сестре — Фаине (Софья Эрнст), которая наотрез отказывается его отпустить после того, как он осознаёт ошибочность выбора.

Alt
Кадр из фильма Ренаты Литвиновой "Северный ветер"

Как условно и фантастично в фильме пространство, так же за скобки режиссёром вынесены и законы времени. Годы стремительно сменяют друг друга, а всё действо происходит во время семейных торжеств, посвящённых празднованию Нового года. Ведь это рубеж, на который завязана ещё одна важная часть сюжета. Дело в том, что члены семейного клана обладают магической способностью: могут распорядиться по своему усмотрению принадлежащим им 13-м или 25-м часом. И часы-то бьют весь фильм 13 раз. Даже на внезапно возникающем рядом с домом ирреальном Кремле. Условность временного измерения подчёркивается и тем, что персонажи отказываются стареть на фоне суеты, заданной постоянной сменой власти в районе Северных полей. При этом процесс взросления внука Маргариты идёт вполне себе по графику.

Так и остаётся зрителю пребывать в атмосфере картины, фиксирующей скорее эмоцию, чем действо. Притом, кажется, интересней смотрится тонущая в пыли роскошь и читается звенящая тишина пустоши, в которой живёт клан, в по-ковидному лишь на треть заполненном зале. Понятное дело, что для тех, кто будет смотреть картину после пандемии или у себя дома, это малозначительная деталь. Но для зрителя, сидящего здесь и сейчас в кинозале с большинством пустых мест и дистанцированного от ближайших соседей парой пустых мест, это своеобразная вишенка на торте.

Уже в конце ленты на передний план выплывает подчёркнуто старомодный титр с посвящением Кире Муратовой. Но отсылками к манере мастера и учителя Литвиновой полнится лента на протяжении всех честных двух часов хронометража. Это и фирменные повторения зацикленных фраз, и пластика героев в кадре. Даже построение некоторых кадров вызывает ассоциации с иными планами из фильмов Киры Георгиевны. Так, и имена персонажей нарочито вычурны: Ада, Фанни, доктор Жгутик, Хьюго.

Alt
Кадр из фильма Ренаты Литвиновой "Северный ветер"

Отдельного внимания заслуживают диалоги. Как и многое другое, они тут — условность. Далеко не всегда существуют для того, чтобы продвинуть сюжет, а порой служат лишь украшениями на фоне дорогого антуража или обрамлением для обаяния Литвиновой.

Принято также выделять в разговорах о «Северном ветре» саундтрек, написанный Земфирой, с которой Литвинова уже не впервые выступает в творческом тандеме. Но здесь трек, под который Маргарита едет в машине и курит (кадры фильма уже разошлись в сети в качестве клипа на песню в преддверии нового альбома певицы), смотрится несколько чужеродным. Очевидно, что своим напором он подчёркивает кульминацию. И голос певицы вторит рефреном: «Я злой человек. Но я твой человек. Смотри на меня. Падает снег». Однако сам пульсирующий саунд несколько вырывается из декадентской эстетики, как и само слово «трек» — из контекста атмосферы пыльной ретро-роскоши.

Окончательно обойти не получится и тему политики (или как минимум общественного устройства). Всё же Кремль появляется в кадре, в самой концепции ленты заложена история некоего матриархального клана, а фоном постоянно сменяется власть. К прочему, основные эмоции картина всё же вызывает упадком на фоне ожидания, утратой благополучия (в том числе финансового). Однако при ближайшем рассмотрении и Кремль скорее иллюзорен, несмотря на вполне конкретное сомнение Маргариты в том, что его Спасская башня сможет в этот раз пробить положенные в том мире 13 раз. И матриархат здесь – скорее просто период длительного ожидания, никак не входящего в жизнь мужчины, без которого главной героине самой приходится быть сильной.

Потому и политика, и общество, и вполне конкретная всё же Россия пребывают где-то фоном: за пределами лесов, болот и тех самых Северных полей, которые выступают в качестве негостеприимного буфера, отгораживающего капсулу с героями от остального мира. Хотя и окончательно не замечать этот мир у Маргариты не получается. Извне приходят новые люди: Фанни и Фаина, профессор Жгутик (Никита Кукушкин), который женится на её сестре Аде (Манана Тотибадзе). В эту суету ныряют пророй и близкие: та же Ада и кузен Борис (Максим Суханов), ушедший на войну и погибший. Однако последний с окончанием оной возвращается живым, словно умирал не от пули насовсем, а от увлечения слишком мирским для обителей дома, не приемлющих такой жизни.

Томление Маргариты в ожидании Его занимает место ближе к центру в сонме сюжетных линеек всех персонажей, умирающих и даже воскресающих ни с того ни с сего, как само собой разумеющееся. Потому что это всё неважно, а, возможно, просто уже путается в памяти главой героини, выступающей в роли рассказчицы. Ведь эти празднования Нового года зациклены, а торжество не прекращается, совершенно стирая грань времён.

Праздник же и правда вызывает чрезвычайно сильное желание выпить шампанского, которое герои потребляют беспрестанно. «Кажется, мы сильно пьющие», - говорит в один момент Маргарита. «Зато красивые», - парирует её секретарь (Кирилл Трубецкой). Курят и пьют в фильме действительно много.

Alt
Кадр из фильма Ренаты Литвиновой "Северный ветер"

Нерасторопность повествования буквально на грани дозволенного. И кому-то однозначно покажется излишней, а фильм — затянутым. Однако тут скорее стоит говорить о том, насколько даже сам кинозритель подходит к созданной атмосфере. Кажется, и тут режиссёр не потерпит компромиссов. И отношения зрителя с лентой будут строиться по принципу «Да-да. Нет-нет». Или они друг другу, а значит, и Ренате Муратовне, подходят, или нет. Притом решаться это, по всей видимости, должно ещё до просмотра и даже до прочтения рецензии или аннотации.

Если ответ «нет», то есть из прошлого опыты соприкосновения с работами Литвиновой и/или Киры Муратовой зритель знает, что это не для него, то и пробовать, возможно, не стоит. И нет в том ничьей вины.

Если же ответ «да» (возможно, даже после посещения одноимённого спектакля Ренаты Муратовны в МХТ), то и получит кинозритель у экрана то самое, ради чего пошёл на фильм. Погрузится в атмосферу с первых кадров, начнёт копаться в деталях или просто наслаждаться богатой фактурой. Ведь если не существует такого мира среди Северных полей, в котором особого почтения стоит умение открывать шампанское, его стоило выдумать в 13-й час перед полуночью.

4 комментария

avatar
Василий Однако 21 фев, 07:41
Да-да? Нет-нет.
avatar
Василий Однако 21 фев, 07:41
Или да — да? Нет — нет?
avatar
Василий Однако 21 фев, 07:44
А что это было? Рецензия на фильм? Предложение его посмотреть? Совет его не смотреть? Гимн авторского эго? Интересно, сколько человек дочитали это до конца? Сколько в итоге посмотрят фильм?
avatar
Василий Однако 21 фев, 07:46
"И кому-то однозначно покажется излишней, а фильм — затянутым. Однако тут скорее стоит говорить о том, насколько даже сам кинозритель подходит к созданной атмосфере..." Да уж... Много букв.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Город Люди Weekend

Недетское детское кино

Краснодар довольно творческий город. Здесь тебе и уличные художники, и актеры, и музыканты, и многое другое. Отчасти именно благодаря творческим людям город и заслужил свое неофициальное имя — «наш маленький Париж». И вот у кубанской столицы появился новый повод для гордости — кино. Да не просто кино, а фильмы, снятые детьми.
Вячеслав Рыжков

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.