ERID: Kra23k5W9

Надеемся, что спектакль, в который вложили душу и талант так много людей, родился под счастливой театральной звездой: его ждут престижные фестивали и заслуженные награды. А мы вспоминаем, как это было.


Накормите человека!

Что делать, если тебя хоронят заживо? Проснуться!

Какие только глупости не лезут в голову на голодный желудок! Ну приснится же такое – застрелиться из-за куска ливерной колбасы!

Нет, объяснить всю эту изысканную фантасмагорию, которая случилась на сцене Молодёжки, можно только… сном. Страшным сном. Страшным сном голодного человека. И, как часто бывает в страшных снах, сном пророческим. От пророчеств которого хочется побыстрее проснуться…

Каждый из нас по-своему Подсекальников…

Сон. Конечно, это был сон! Не случайно метафорой коммунального быта (ах, как знакомы его унылые атрибуты жителям старого Краснодара!) стала кровать с панцирной сеткой, выставленная на всеобщее обозрение в фойе! Именно сон помогает собрать и увязать в единую линию все метафоры и «несуразности», щедро рассыпанные режиссёром. И уже не кажется таким по-американски нелепым звучащий в начале регтайм. А последующие Синатра в исполнении «покойника» и «На теплоходе музыка играет» кажутся милой колыбельной песенкой…

Эх, не хотелось бы очутиться на месте героя произведения Семёна Семёновича Подсекальникова! Кошмар становился всё страшнее. И вот уже сквозь щели коммунального быта просачивается дьявольщина. В голову приходили ассоциации с Булгаковым, его «Морфием» и «Зойкиной квартирой», и спектаклями Молодёжного театра «Бег» и «Событие». Момент, когда на сцене появляется человек с жутким именем – Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, – становится триггером, после которого невинная бытовая комедия превращается в трагический фарс на костях…

Каждый из нас по-своему Подсекальников…

Всё, что было дальше, – роскошный бред. Удивительно, что самым «живым» в этой страшной пляске становится… «покойник». Все персонажи в «адском хоре» убийственно хороши. В спектакле заняты: заслуженный артист России Дмитрий Морщаков, Алексей Суханов, Виктория Кузнецова, Евгений Парафилов, Александр Киселев, Андрей Новопашин, Александр Теханович, Ульяна Запольских, Анастасия Радул, Елена Есипова, Олеся Никифорова, Оксана Трегубова, Анна Нежута, Денис Юров, заслуженные артисты Краснодарского края Елена Дементьева, Юлия Макарова, Людмила Дорошева, Евгения Великодная, Алексей Алексеев.

Главная удача спектакля – артист Ян Новиков, он же Семён Семёнович Подсекальников. Его харизма, его энергия, сравнимая с энергией, вырабатываемой маленькой атомной электростанцией, его витальность, его жизнелюбие наполняют страшный текст новым смыслом.

Жизнь стоит того, чтобы жить.

Жизнь прекрасна, гражданин Подсекальников!

Каждый из нас по-своему Подсекальников…

И напоследок немного бэкстейджа. Спектакль готовился в атмосфере беспрецедентной тайны. 26 винтажных табуреток – вот единственное из атрибутов сценографии, что «по блату» удалось выяснить перед премьерой. И в самый последний момент стало известно содержание программки. Так что работники PR-службы впервые, наверное, оказались в равных условиях c простыми зрителями. О чём они совершенно не жалеют! Сюрприз удался!

Театральную иллюзию для нас придумали и воплотили: режиссёр-постановщик – Алексей Шавлов; художник-постановщик – Дмитрий Разумов; художник по свету – Алексей Крючков; постановщик иллюзионных трюков – Сергей Янпольский.


Ян Новиков: о прыжках с парашютом, дочерях и… ливерной колбасе

И, конечно, о Семёне Семёновиче Подсекальникове. Роли, о которой артисту можно только мечтать.

– Ян, от души тебя поздравляю с успехом! Ты получил классную роль и блестяще с ней справился! Когда ты только узнал о назначении, каковы были твои эмоции? Обрадовался? Удивился? Или никакого сюрприза не было?

Конечно, я знал, что мы будем ставить «Самоубийцу» Эрдмана. Я прикидывал: Подсекальникова, наверное, будет играть Саша Теханович или Лёша Алексеев. Честно, я так хотел попасть в спектакль! Я готов был играть седьмую поганку в третьем ряду. Но тут озвучивают распределение на роли – и бинго! Подсекальников – я! Было ощущение, что я в казино сорвал главный куш.

Каждый из нас по-своему Подсекальников…

– Подсекальников – кто он?

Он не так прост, как кажется. Очень совестливый, но импульсивный человек. Не может равнодушно пройти мимо чужой боли. И этим все пользуются! Кого он обидел? Под чем он подписывается? Ради кого ему умирать?.. Он с детства лелеял в себе мысль, что он не «человек для статистики», а рождён для чего-то большого, важного. А он год как не может найти работу… Если вдуматься, «все мы немного Подсекальниковы, каждый из нас по-своему Подсекальников»…

– Твой герой оптимист?

Безусловно.

– Для меня конфликт в «Самоубийце» - это конфликт распоясавшегося подкаблучника…

В садике, в школе говорят: «Ну ты же мальчик, ты должен уступить». И получается игра в одни ворота. Но я иногда могу и не уступить! Назло. «Львиная» порода, наверное, берёт верх. Со мной это бывает, меня легко можно спровоцировать.

– Подсекальников такой же. Он делает из азарта, «на слабо».

Я тебе кое-что про себя расскажу. В Сибири я полез в прорубь в минус 35. А пошёл всего лишь набрать водички крещенской… И в Тольятти, в театре, где работал, «прославился» из-за истории, связанной с народной артисткой «вассажелезновского» плана. Прихожу в театр, а везде таблички: «Тихо, идёт репетиция». Сроду их не было. Мне: «Ян, только не заглядывай в зал, народная артистка репетирует». Ну, естественно, мне немедленно понадобилось в зал! Был скандал. А вот не надо было мне говорить, чего мне нельзя делать! Когда мне говорят не делать, я делаю.

– В спектакле много монологов. Какой из них главный? Про «тик-так»? Про ценность мгновения?

Наверное. Что там, за чертой? Это вечный вопрос. Никто не ответит. Это не математика, чтобы можно было дать точный ответ.

Каждый из нас по-своему Подсекальников…

– Какие «приспособы» применял режиссёр Алексей Шавлов для работы над спектаклем?

Алексей Николаевич каждый раз на репетицию приносил новое обстоятельство. У него это называлось «сейчас мы побормочем текст». Как мы «бормотали»! Один раз представляли всё так, а в другой раз – эдак, от обратного. То представляли, что монолог «тик и так» говорит живой труп, которому уже всё равно. А однажды – будто бы ты прыгаешь с парашютом: «тик» – я ещё здесь, в пыльном кукурузнике, а «так» – я лечу... И эти возможности, которые давал нам режиссёр, толкали к размышлениям, поиску… Все три месяца репетиций были невероятно увлекательны!

– Мы мало знаем о режиссёре. На кого он похож?

– Он мне напоминает моего друга из Сибири Сашку Степанова. Саш, привет! (Машет ручкой Саше – прим. авт.) Саша - фантазёр, выдумщик, изобретатель, рыбак, тренер судомоделистов. Вечный оптимист! Он даже пальцы на правой руке потерял из-за изобретений. В моей жизни несколько друзей, которым я стараюсь соответствовать. А я и по Степанову соскучился, и тут новое знакомство с режиссёром… Да ещё какое! Алексей Николаевич даже голосом на Сашку похож! Оказывается, мы с Шавловым одногодки, хотя он выглядит моложе.

– Сколько ты уже на Кубани? Пять лет?

– Шесть. Пролетели как один день. Я вырос в Омске. Сибирская театральная школа. Потом работал в Тольятти.

– Я слышала, в вашей семье пополнение?

– Летом родилась дочка, вчера ей исполнилось два месяца. Я умудрялся репетировать и обустраивать «родовое гнездо». У меня 4 дочери: Анастасия, Софья от первого брака – как в «Гардемаринах». А от второго брака Ульяна Дмитриевна и Зоя Яновна. Как в «Молодой гвардии».

Я очень благодарен моей семье, жене Насте. У нас были репетиции с утра до вечера. Я не успел доделать ремонт. Жену забрал из роддома, она приходит – бетонные стены, провода торчат, на полу два матраса. И собаки бегают… Она расплакалась. Но утром проснулись – стадион «Кубань» из окна виден, телевышка, как Эйфелева башня… Париж, да и только.

– Мне после спектакля захотелось ливерной колбасы. А ты ливерную колбасу любишь?

Я – нет, жена любит. Настя очень хорошо готовит. Я обожаю гречку с гуляшом в её исполнении. Ещё у неё вкусные штрудики получаются – рулетики, скрученные с уткой и подливкой. А сам я люблю готовить цыплёнка табака и драники. Я же ведь наполовину белорус.

Справка

Алексей Шавлов, режиссёр-постановщик спектакля «Самоубийца», родился в Минске в 1982 г., в 2014 г. окончил ГИТИС (мастерская профессора С. В. Женовача), в 2016 г. - Школу-студию МХАТ.

Каждый из нас по-своему Подсекальников…
Алексей Шавлов

Постановки в театрах:

Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина;

Камчатский театр драмы и комедии (Петропавловск-Камчатский);

Гомельский областной драматический театр;

Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина (Барнаул);

Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького (Кудымкар);

Национальный академический драматический театр им. Я. Коласа (Витебск) и других.


Смотрите чёрную комедию «Самоубийца» 19, 20, 21 и 22 октября!

Молодёжный театр, ул. Седина, 28, касса: (861) 262-50-83

Фото – Марина Богдан

Реклама. КМТО «Премьера»

Первая полоса

Последние новости

Город

Поеду я в город Анапу!

О новинках курортного сезона 2024 года, о том, как самый солнечный город-курорт России встречает гостей в этом году, на большой пресс-конференции рассказал глава администрации Анапы Василий Швец.

Город Ситуация

Фестиваль клубники прошел в Краснодаре

Сильный ветер и прохладная погода не помешали сотням краснодарцев собраться в центре города на фестивале клубники. Праздник в честь самой весенней ягоды состоялся 26 мая. Гости могли не только выбрать вкусную клубнику, но и принять участие в мастер-классах, потанцевать на шоу-программе, а также выбрать товары по душе на широкой ярмарке

Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.