ERID: Kra23oiNy

Для Кубани ДСУ-1 — знаковое предприятие. За три четверти века дорожники этой организации вписали много ярких страниц в летопись нашего края: восстановление разрушенного Краснодара после Великой Отечественной войны, прокладка дорог бурно растущего региона в шестидесятых — семидесятых годах прошлого века, передовые восьмидесятые, грозовые девяностые, поставившие всех на грань выживания, и возрождение в период небывалого дорожного строительства. Дорожников ДСУ-1 всегда отличала преданность делу и готовность решать самые сложные задачи, невзирая ни на какие трудности. Эти незыблемые принципы, передающиеся из поколения в поколение, и являются тем стержнем, который помогает предприятию жить и развиваться.

Люди, годы, дороги
Сотрудники ДСУ-1

Вместе с зарей

Если хотите застать руководящий состав ДСУ-1 вместе, есть верный способ: в понедельник в 07:00 надо быть в конторе на улице Мачуги. В это время уже идет планерка. Опоздаете хоть на полчаса — встретиться будет проблематично: темпы работы на объектах не предполагают нахождения специалистов в кабинетах. Мы, журналисты, пришли вовремя.

...Пока идет планерка, есть возможность осмотреть территорию.

На просторной площади ни соринки, техника выглядит как новая, зеленые зоны с причудливо подстриженными хвойниками и огромные деревья создают ощущение нахождения в парке.

Таковы первые впечатления о предприятии, коллективе, руководителе. Что особенно отмечаем: здесь во всём чувствуется рука хозяина.

Достоинство во всем

Генеральный директор ДСУ-1 Игорь Титаев — потомственный дорожник с богатейшим опытом работы в самых трудных условиях. Коренной кузбассовец, он более тридцати лет отдал дорожной отрасли Кемеровской области. В 2021 году Игоря Николаевича пригласили возглавить НАО «ДСУ № 1» — и с марта он встал у руля предприятия. Поэтому вполне логично наш разговор начался с вопроса об адаптации к специфике нашего края.

Люди, годы, дороги
Генеральный директор ДСУ-1 Игорь Титаев

— Самое главное отличие — климат. В Кузбассе сезон дорожных работ — пять месяцев в году, а на Кубани — одиннадцать. С одной стороны, это позволяет сделать гораздо больше. С другой — может присутствовать некий расслабляющий эффект: мол, время есть. Но это уже задача руководителя, чтобы сотрудники были мотивированы и умели принимать самостоятельные и быстрые решения.

— Что, по вашему мнению, является главным мотивирующим фактором для дорожников?

— Их много, но я прагматик и считаю, что всё же основной фактор не только для дорожников, но и в любой отрасли — это уровень дохода. Если человеку не хватает средств на содержание семьи, он будет искать другое место работы, даже если влюблен в свою профессию. Когда я пришел сюда, был неприятно удивлен низкими зарплатами сотрудников. На тот момент они в среднем составляли около сорока тысяч рублей. Как понятно, дорожные рабочие получали еще меньше. Дорожники никогда в золоте не купались: во все времена наши зарплаты были ниже, чем, например, в жилищном и промышленном строительстве. Так, к сожалению, сложилось исторически. Но это несправедливо, потому что труд дорожника, пожалуй, один из самых тяжелых и ответственных, и я на всех предприятиях, где работал руководителем, делал всё возможное, чтобы люди получали достойную зарплату. С этого решил начать и здесь.

На тот момент некоторые специалисты начали уходить в другие организации, где платили больше. Стали разбираться в причинах — и оказалось, что зарплаты начисляются по тарифным ставкам, которые не пересматривались более восьми лет. Мы разработали аргументированное предложение повысить тарифные ставки, направили его в краевое Министерство транспорта и дорожного хозяйства — и нас услышали. Это был первый очень важный шаг. Финансовой возможности сразу поднять зарплаты у нас тогда еще не было, но люди увидели движение в правильном направлении, поверили и остались на предприятии, которому многие отдали десятилетия своей жизни.

Люди, годы, дороги
Около 30 лет в дорожной отрасли машинист катка Александр Макаров. Ему поручалось освоение и внедрение новейших технологий в прокладке и ремонте автомобильных дорог. На его счету – десятки заслуженных наград

— И что удалось?

— К концу 2021 года мы подняли зарплаты в среднем на двадцать процентов. Среднюю заработную плату в 2022 году мы увеличили уже на 43 процента. А ее размер по итогам девяти месяцев нынешнего года уже вплотную приблизился к цифре сто тысяч рублей. В итоге за два с половиной года мы подняли зарплату в сравнении с 2020 годом практически в два раза!

Несмотря на то что парк техники требовал обновления, нужен был ремонт производственной базы, административных зданий, мы все средства направляли на выплаты сотрудникам. За первый год моей работы мы не купили ни одной машины. Логика очень простая: если люди уйдут, то любая техника бесполезна. А средства нашли за счет управленческих решений. Первое, что мы сделали, — ввели оперативное и стратегическое планирование и экономический анализ. Проще говоря, внутренний аудит и строжайший контроль за доходами и расходами. Это позволило получить четкое, до копейки, понимание наших возможностей и позволило спланировать деятельность. Параллельно изменили организацию работ, применив технологии повышения производительности труда. Каждый руководитель подразделения стал отвечать строго за свой сектор, который должен знать досконально.

Сегодня вы сами могли убедиться, что через несколько минут после планерки практически все разъехались. Специалист должен быть на объекте. Только так можно гарантировать скорость реакции на непредвиденные обстоятельства, каких в нашей работе предостаточно.

— Как в коллективе восприняли такие резкие изменения?

— Позитивно. В ДСУ-1 очень чтут традиции, ведь это одно из старейших дорожных предприятий отрасли. Здесь всегда был сильный костяк специалистов, которые всей душой болеют за общее дело. И когда люди увидели реальные результаты, мотивация выросла в разы.

Люди, годы, дороги
Признанный мастер в укладке асфальтобетона машинист асфальтоукладчика Александр Кондратенко

— А зарплата?

— Мы государственное предприятие, наша деятельность совершенно прозрачна, поэтому никакого секрета нет: на сегодняшний момент средняя зарплата по ДСУ-1 составляет порядка ста тысяч рублей. А главный критерий, говорящий о правильности выбранной стратегии, заключается в том, что специалисты, которые уволились несколько лет назад из-за низких зарплат, стали возвращаться.

Положительная динамика

— Игорь Николаевич, вы сказали, что в 2021 году техника не приобреталась. Сегодня же на предприятии парк обновлен на треть. Как удалось это сделать в условиях санкций, и где взяли средства? Кроме того, насколько известно, у ДСУ-1 были серьезные долги.

— Огромная заслуга в том, что дорожная отрасль региона постоянно развивается. В 2022 году мы совершили прорыв в плане обновления парка техники и полностью рассчитались с долгами благодаря тому, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства нашего региона добилось изменений в распределении прибыли. Прежде, как государственное предприятие, мы отдавали от пятидесяти до семидесяти процентов прибыли в краевой бюджет в виде дивидендов. Минтранс края ввел качественно иную систему распределения прибыли предприятия, непосредственно связанную с участием в программе реинвестирования (приобретения техники, машин, механизмов), что позволило львиную доли прибыли (96 процентов) оставлять на предприятии при условии выполнения планов данной программы. Таким образом мы получили возможность гораздо быстрее приобретать технику и участвовать в программах субсидирования и господдержки.

Пользуясь случаем, от себя и всего коллектива хочу поблагодарить краевое Министерство транспорта и дорожного хозяйства за высокий профессионализм и помощь в решении самых сложных вопросов.

— Помогают тем, кто дает результат...

— Нам есть что показать. За неполные два года, с 2022-го по настоящий момент, мы приобрели более сорока единиц техники, машин и механизмов, в том числе в нынешнем году — тринадцать единиц. До сих пор помню, как встречали первую кадээмку (комбинированная дорожная машина — прим. ред.). Все сотрудники выходили посмотреть на нее, улыбались, шутили. Это был настоящий праздник для всех. В такие моменты лучше всего проявляется настоящее отношение к своей профессии. В ДСУ-1 люди живут работой. Обновление парка техники продолжается, и это бесконечный процесс, на сегодняшний день у нас 250 единиц специализированной техники, машин и оборудования.

Люди, годы, дороги

— Мы обратили внимание на безупречный порядок на территории. Это тоже составляющая успеха?

— Считаю, что самый эффективный сотрудник тот, который, уйдя с работы домой, ждет утра, чтобы вернуться. А возвращаться хочется туда, где комфортно. Зарплата — это важно. Но не менее значимы условия труда. И это тоже наш приоритет.

Вместе с уверенностью в завтрашнем дне пришла пора обратить внимание на производственную базу. Ремонта требовало всё. Административные здания, гаражи, боксы, хозпостройки, стоянки техники и машин и большинство других зданий и сооружений. Начали с ремонта крыш. Потом привели в порядок туалеты, душевые, кабинеты, мастерские. Навели красоту на территории. Вложились в ремонт наших производственных баз в Горячем Ключе, Динской, Новотитаровской и на асфальтобетонном заводе. На АБЗ построили новое здание для лаборатории, которая сегодня по оснащенности в числе лучших.

День сегодняшний

— К юбилеям принято подводить итоги, строить планы на будущее. Какими вы видите следующие пять лет для ДСУ-1?

— В дорожной отрасли легких дорог нет, уж извините за тавтологию. Будет напряженная работа, будут и новые вызовы, и достижения. Если говорить о результатах, то для такого знакового и динамичного предприятия, как ДСУ-1, можно подвести только промежуточные итоги. Мы находимся в постоянном движении и можем оценивать сделанное, но всегда в контексте того, что еще предстоит совершить.

Люди, годы, дороги
Такая отличная дорога в Краснодаре – дело мастеров дорожного хозяйства ДСУ-1

С гордостью могу констатировать, что наше предприятие входит в число лидеров. Нам доверяют заказчики и партнеры. Коллектив уверен в завтрашнем дне. Работы — непочатый край. Значит, есть будущее.

Что касается перспектив, то сейчас мы вплотную подошли к следующему этапу — улучшению социальной защищенности сотрудников. Сейчас разрабатывается внутренняя программа, в которой мы предусмотрим возможность оздоровления наших сотрудников и их детей, выдачу беспроцентных кредитов, организацию праздников, участие в спортивных мероприятиях и так далее. При этом все направления, которые уже есть, — повышение зарплат, обновление парка техники, создание комфортных условий труда и другие, — продолжим реализовывать. Люди, которые посвятили себя профессии дорожника, достойны самого уважительного отношения.

На торжественное мероприятие по поводу юбилея мы пригласим наших ветеранов. Назову их поименно. Почетные дорожники Кубани — Иван Васильевич Тихоненко, Вячеслав Махмудович Тугуз, Николай Иванович Чечелев. Ждем Владимира Дмитриевича Вейганта, Анатолия Ивановича Базалея, Николая Петровича Сорокина, Виктора Ивановича Гребенщикова, Александра Ивановича Пальчика. В этом же ряду и старейший работающий сотрудник предприятия Владимир Константинович Нерабелов. Эти люди — пример верности профессии дорожника. О них надо книги писать.

— Что скажете коллективу и гостям на праздновании 75-летия НАО «ДСУ № 1»?

— Скажу спасибо. За то, что на них можно положиться и быть уверенным, что любая проблема будет решена. За доверие и честный труд. За отзывчивость и преданность общему делу. За то, что с гордостью и честью несут звание дорожника. Пожелаю здоровья, семейного благополучия и широкой прямой дороги в будущее.

Вехи истории

Люди, годы, дороги
Люди, годы, дороги

75 лет движения вперед

В 1948 году приказом № 160 по Главному дорожному управлению при Совете Министров РСФСР была создана машинно-дорожная станция № 9 станицы Пашковской Краснодарского края. Руководителем организации со штатом восемьдесят человек стал Сергей Григорьевич Крылов. Первыми объектами стали автодорога Краснодар — Невинномысская и подъезд к аэропорту в гравийно-грунтовом исполнении.

1952 год был отмечен появлением на предприятии битумной базы, что позволило перейти на метод черного покрытия: битум смешивался с инертным материалом прямо на дороге. Такое покрытие первым уложили на подъезде к аэропорту.

В 1957 году на базе станции было создано дорожно-строительное управление, специализирующееся на прокладке дорог.

Шестидесятые годы стали настоящим прорывом в развитии предприятия. В 1963-м в районе аэропорта было установлено два смесителя МГ-1, а в 1967 году — смеситель Л-597 с дистанционным управлением и безкотловым подогревом битума. С этого момента предприятие перешло на прокладку дорог с асфальтобетонным покрытием. И снова в качестве пилотного объекта был выбран подъезд к краснодарскому аэропорту.

Завод с двумя смесителями Д-557, выпускающий до сорока тысяч тонн асфальтобетонной смеси в год, появился у дорожников в 1968 году. Его построили в хуторе Ангелинском Красноармейского района. Постоянная модернизация привела к тому, что в период 1953—1969 годов объем строительно-монтажных работ удвоился. А в 1969 году предприятие вышло на новый уровень, уложив четырнадцать километров двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке автодороги Краснодар — Горячий Ключ.

Развитие шло по нарастающей. Специалисты ДСУ-1 проложили дороги Краснодар — Славянская, Краснодар — Ладожская, Краснодар — Горячий Ключ — перевал Хребтовый, Краснодар — Ейск, Тимашевск — Приморско-Ахтарск.

Огромное значение в ДСУ-1 уделялось социальной составляющей. В период с 1962 по 1970 год для сотрудников было построено четыре дома на восемьдесят квартир.

Семидесятые годы прошлого века — пора интенсивного дорожного строительства. ДСУ-1 участвует в прокладке дороги Ростов-на-Дону — Павловская — Новороссийск.

Предприятию доверили участок Восточного обхода Краснодара — и дорожники справились с задачей: было построено пять транспортных развязок в разных уровнях, причем впервые на территории края специалисты ДСУ-1 возвели развязку по типу полного клеверного листа.

ДСУ-1 прокладывало дороги в зоне гидроузла Краснодарского водохранилища. Обходы станиц Новомышастовской и Саратовской, автодороги Теучежск — Понежукай, Мирный — Ангелинский ерик — всё это тоже плод трудов работников ДСУ-1.

Одной из особенностей деятельности ДСУ-1 на протяжении всех лет является постоянное внедрение новых технологий и сотрудничество с наукой. Так, при прокладке дороги поселок Новая Адыгея — поселок Яблоновский была применена технология тощего бетона, там же испытывался макрошероховатый слой.

А в 1978 году вместе с преподавателями и студентами Краснодарского политехнического института реконструировали АБЗ-1 и установили на нем передовой по тем временам смеситель Д-617 производительностью пятьдесят тонн в час. Спустя пять лет его заменили на более производительный: новый агрегат с электронным управлением выпускал уже сто тонн смеси в час.

В 1988 году ДСУ-1 приросло новой производственной базой в Горячем Ключе. В том же году в состав предприятия вошли Пашковское и Динское ДРСУ, а в функционале ДСУ-1 появилось содержание дорог в Краснодаре, Динском и Горячеключевском районах.

С 1991 года ДСУ-1 начало работать с «Краснодаравтодором» по договорам о подрядах. Несмотря на объективные сложности, предприятие сумело сохранить коллектив и производственные мощности. Но настоящее возрождение связано с концом нулевых, когда на федеральном уровне были приняты решения, в разы увеличившие объемы дорожного строительства.

Сегодня НАО «ДСУ № 1» — одно из самых эффективных предприятий отрасли региона. Парк техники составляет 250 единиц. Штат сотрудников — 370 специалистов. На содержании находится 422 километра дорог краевого центра, Динского района и Горячего Ключа.

В копилке достижений — участие в олимпийском строительстве, возведение гоночной трассы «Формулы-1», подготовка к чемпионату мира по футболу и многое другое. Успехи предприятия многократно отмечались на самых различных уровнях.

С первых шагов создания Союза дорожников Кубани, то есть более двадцати лет назад, Дорожно-строительное управление № 1 вошло в его ряды, и это тоже характеризует предприятие как передовое, радеющее за развитие отрасли.

Люди, годы, дороги
Подарок от Союза дорожников Кубани – на видном месте

В срок и качественно

У дорожников ДСУ-1 нет межсезонья. Репутация предприятия как надежного и ответственного партнера обеспечивает его объектами в режиме нон-стоп. Только в этом году специалисты ДСУ-1 выполнили или продолжают работы на тринадцати объектах ремонта и четырех участках содержания.

Люди, годы, дороги
Бригада под руководством прораба Дмитрия Фрусевича готовится к укладке асфальта на участке дороги Краснодар — Кропоткин

Самые значимые из них: капитальный ремонт участка автодороги Краснодар — Ейск (восемь километров), капитальный ремонт автодороги на участке станица Воронежская — село Суворовское — станица Пластуновская (4,3 километра), восстановление автодороги магистраль «Дон» — станица Новотитаровская (шесть километров), выполнение работ по капитальному ремонту скаковой дорожки Краснодарского ипподрома и другие объекты.

Люди, годы, дороги

Реклама. ДСУ-1

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

От ключа до тапочек

Изменения условий господдержки, колебания ключевой ставки и, наконец, просто желание клиента, которое, как известно – закон. Всё это меняет рынок недвижимости на юге страны. Нельзя сказать, что изменения последнего времени кардинальны, но, как говорится, есть нюансы. В этих нюансах и новых тенденциях «Югополис» попытался разобраться вместе с Михаилом Китаниным, руководителем краснодарской компании «ДВЕРИУМ.РУС».
Ситуация Weekend

«Я опасался подковерных игр». Пожарный из Туапсе Илья Жуков рассказал о своем участии в шоу «Выжить в Дубае»

На ТНТ стартует новый сезон шоу «Выжить в Дубае. Возвращение», где звездная команда участников сражается против народной – простых людей, далеких от мира шоу-бизнеса. Авторами идеи проекта и его ведущими являются супруги Павел Воля и Ляйсан Утяшева. В этом сезоне участие в шоу примет пожарный из города Туапсе, 30-летний Илья Жуков. Сотрудник МЧС рассказал нам о том, какой у него был мотив участия в проекте, совпали ли его представления о шоу с реальностью и о самом запоминающемся для него случае в работе пожарным.

Ситуация

Экологичность и связь времен стали современным трендом застройки в Краснодаре

Тренд на экологичность жилья давно обсуждается экспертами по недвижимости – умные технологии, эко-материалы, вертикальное озеленение и прочие новшества, многие девелоперы давно используют их в своих проектах. Однако краснодарцы сегодня рассматривают эко-характеристики домов как допопцию, нежели как неотъемлемый и обязательный показатель. Такими наблюдениями поделилась с «Югополисом» Евгения Стяжкина, руководитель дирекции разработки продуктовой стратегии федерального девелопера DOGMA.
Бизнес

Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики

Генеральный директор Корпорации рассказал ЮП, как самая мобильная по своей природе отрасль ведет к стабилизации экономических и социальных аспектов жизни.
Ситуация Weekend

На Кубани отгремел фестиваль "Лестница в небо"

В Краснодарском крае прошел двухдневный фестиваль "Лестница в небо". Сотни поклонников рок-музыки собрались в станице Пластуновской. Для зрителей выступили ЙОРШ, Radio Tapok, Чиж&Co, Северный Флот, Joe Lynn Turner, КИПЕЛОВ и другие исполнители.