Дом, который построил Джек
The House That Jack Built
Дания, Франция, Германия, Швеция / 155 мин. / 18+
Триллер

Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Мэтт Диллон, Ума Турман, Райли Кио, Бруно Ганц, Шиван Фэллон, Софи Гробёль

В прокате с 6 декабря

«Дом, который построил Джек» — самый прямолинейный фильм Триера, вывернувшего наизнанку жанр психологического триллера: серийный убийца рассказывает о себе сам, его Кларисса Старлинг — большую часть картины незримый Публий Вергилий Марон, или просто Вердж. Дело происходит в Америке 70—80-х. Джек (Мэтт Диллон) и Вердж (Бруно Ганц) демонстрируют друг другу ад: Джек — ад, которого он исчадие и создатель, а Вердж — как и положено Верджу, классический ад. Главное, о чем нельзя забывать, придя смотреть «Дом, который построил Джек», — что Триер по своей воле в сознательном возрасте принял католичество. Второе, о чем нужно помнить весь сеанс, — что Триер экранизировал сказку и ответы на вопросы об этом фильме — в его заголовке.

Alt

Сказка Триера о Джеке и его доме — в некотором роде эпилог для творчества режиссера, который так любит делить свои картины на несколько частей — здесь их пять — и обязательный эпилог. Над эпилогом эпилога он подшучивает, называя его катабасисом (сошествие в ад). Над частями картины он тоже подшучивает, называя их инцидентами. Он подшучивает над зрителями, которым его картина покажется комедией — но не божественной, а черной. В «Антихристе» Триер изображал мир, созданный дьяволом. В «Догвилле» — население этого ада. В «Меланхолии» — конец мира. В «Нимфоманке» и «Рассекая волны» — самопожертвование. В «Доме, который построил Джек» Триер собирает воедино свои главные вещи, а в одном из отступлений показывает нарезку кадров из всех этих лент.

Не уставая вслух повторять, что его Джек — психопат, убивший не менее шестидесяти человек и неизвестное число утят, Триер между строк помещает идею самопожертвования Джека. Это по меньшей мере эпизоды с героиней Турман и косцами из детства садиста, оказавшегося потерянным Элизием, и это лучшие эпизоды картины. Ясно, однако, что режиссер ходит кругами, используя снафф и утрирование для выражения своей главной идеи о том, какой ад этот мир. В «Нимфоманке» и «Антихристе» инструментом служило порно, в «Джеке» и «Антихристе» — насилие. В «Идиотах» «нормальные люди» притворялись идиотами, в «Джеке» под личиной нормальных скрываются идиоты.

Alt

Получается, что каждый из пяти инцидентов из истории Джека посвящен разным проявлениям идиотизма. В перевернутом наизнанку триллере фон Триера охоту ведут не на психопата, потому что до него, как и до его жертв, никому в этом чертовом городе, в этой чертовой стране, в этом чертовом мире нет дела. Он то и дело ходит отстреливать глупых овец, которые сами лезут к нему в руки. Эта идея развивается с каждым новым инцидентом, и в последнем режиссер уже не утруждает себя подробностями о том, как очередные жертвы Джека стали его жертвами. Вместо этого он концентрируется на отчаянии Джека, усиливающемся после каждого следующего разочарования в умственных способностях и душевных качествах людей.

Триер, будучи новообращенным католиком, Триер, соавтор «Догмы-95», и Триер, от которого постоянно требуют оправданий, каждый его новый фильм называя самым шокирующим, в этот раз преподносит публике ровно то, чего она ждет, лицемерно бубня обратное. Лапка утенка, слезинка ребенка, уродование красотки — публику легко шокировать, особенно если она этого хочет, особенно каннскую, которая или падает в обмороки, или аплодирует стоя. Между тем все это сюжеты истории христианства, которыми публика любуется в галереях, включая бесконечное смакование классическим искусством легенды о святой Агате с ее отрезанной язычниками грудью.

Снобистское, с одной стороны, и популистское — с другой — решение взять в качестве психоаналитика Вергилия (снова отсылка к «Антихристу») Триер компенсирует ехидной вставкой о том, что главный эпос «Верджа», на котором базируется европейская культура, оказался госзаказом и партнерским материалом больше, чем искусством. Тогда и сопровождаемый Вергилием поэтизировавший насилие «Данте», земную жизнь пройдя до половины, уродует Беатриче, убивает ее и уж затем спускается в ад — где ему между тем уготовано не самое пекло, не самый низкий круг. Кому уготован самый — в интервью Триера, высказавшегося о таких, как homo trumpus.

Alt

Возможно, потому он, будучи гражданином «этого чертового мира», перенес действие своей сказки о Джеке и доме, который он построил, в Америку и переломное и послепереломное для истории ее криминальной хроники время — 70—80-е, на стыке которых сильно изменился облик убийц, из бандитов ставших политиками. Не зря с иронией отмечается «вербальное превосходство» психопата Джека над собеседниками, а квинтэссенция этого превосходства — диалог с копом в инциденте с убийством вдовы. Вербальное превосходство, правда, начинает раздражать, сопровождая закадровым голосом совершенно излишнюю в своей очевидности кинохронику с преступлениями нацистов. Пассаж Верджа с Гете и его деревом, оказавшимся в двадцатом веке в гуще земного ада, Бухенвальде, раздражает не меньше.

Но Триер, как ребенок, с изумлением рассказывающий взахлеб о жестокости и бессердечии мира, быстро меняет фокус, оставаясь верным своей догме честности: у нас история о Джеке, который очень хотел стать архитектором, а стал только сотрудником департамента архитектуры. Не каждый прочувствует разницу, но для Джека она критична.

2 комментария

avatar
Bdfy 15 мар 2019, 01:41
И чё? Очередное модное кино для зарабатывания бабла? Cколько их уже понаснимали. Стоит вспомнить, что данный персонаж снял по сути обычное порно под названием "Нимфоманка". Любой нормальный человек после подобного "кино" перестал бы его смотреть. Но пипл, считающий себя интеллигенцией, схавает. Да и деньги кому-то принесёт немалые:) Вот бы так Моцарта или Бетховена рекламировали:)
avatar
Bdfy 15 мар 2019, 01:44
И просьба к модераторам удалить спам, а то достали эти клоуны в комментариях.

Первая полоса

Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.