Архив

Астероид «4147 Леннон»

Елена Крылова — о Джоне Ленноне, которого не стало ровно 30 лет назад.

08 дек 2010, 00:45
Елена Крылова
журналист

9

декабря 1980 года я впервые ощутила себя сиротой. Знаете, как это бывает: летишь куда-то вверх, думая, что вся жизнь впереди, и вдруг словно натыкаешься на стену и с тоской понимаешь — все, дальше только вниз. Вообще-то Джона убили 8-го, он умер в 23.15. В Нью-Йорке была звездная ночь, а на другом конце Земли — промозглое утро, 9-е. Новости советское радио и телевидение передавало только те, что были рекомендованы неведомыми кукловодами, а с их, кукловодской, точки зрения смерть какого-то музыканта, хоть и боровшегося за мир посредством валяния с женой на кровати в белых пижамах, вряд ли была событием, заслуживающим всеобщего внимания.
...с их, кукловодской, точки зрения смерть какого-то музыканта, хоть и боровшегося за мир посредством валяния с женой на кровати в белых пижамах, вряд ли была событием, заслуживающим всеобщего внимания»

Но в каждом доме было радио с вражескими «голосами». И были телефоны. Поэтому о смерти Джона все узнали мгновенно.

Я тогда и понятия не имела, что ровно через 10 лет, день в день, потеряю отца, и сиротство станет всеобъемлющим, а грусть трансформируется в черную тоску. Но как-то интуитивно возненавидела это число — 9.

Хотя у Джона оно было любимым. Он родился 9 октября 40-го, как сам утверждал, благодаря бутылке виски, выпитой родителями субботним вечером. Ему круто не повезло с самого детства — он был нежеланным. Отец бросил, матери было не до него. Через 20 лет, понятное дело, все вдруг безумно, истерически начали его любить, но ему это уже было неважно. Горькое чувство неприкаянности, ненужности осталось навсегда, став основой, сформировавшей его непростой характер, в котором нежность и грубость, мечтательность и истеричность, бунтарство и поэтичность сплелись в тугой клубок.

Астероид «4147 Леннон»

Впервые я услышала его голос в конце 60-х, в пионерлагере. Вожатый Валера, рискуя карьерой, по ночам собирал отряд за  палатками, на опушке леса, включал транзистор, и мы, умирая от восторга, слушали «Hard Day's Night» и прочую прекрасную романтическую чушь. Для «Beatles» это был уже период полураспада, но мы-то, 14-летние идиоты, этого не знали и думали, что все у них только начинается.

Для «Beatles» это был уже период полураспада, но мы-то, 14-летние идиоты, этого не знали и думали, что все у них только начинается»

Примерно через год счастье стало безмерным — мне довелось этих ребят увидеть. Не вживую, конечно. Брат жены моего брата, дипломат, привез из командировки в Англию пластинку «Rubber Soul» с их лицами на обложке, которую ждала страшная судьба быть заслушанной до дыр.

Близился 1970-й, год столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Маразм крепчал. «The Beatles» уже год как разбежались, а в нашей школе завуч все еще продолжал на школьных вечерах выключать рубильник, обесточивая все помещения, дабы пресечь тлетворное влияние «жуков» на неокрепшие детские мозги.

Признаюсь честно, по малолетству мне больше нравился Пол. Он был красавчик, душка, добряк, любитель зверушек и творец самой совершенной в мире гармонии. Джон по сравнению с ним, а также с хохмачом Ринго и мечтательным Джорджем, казался каким-то изломанным и даже грубым. Впрочем, почему казался? Он таким и был: задира, бездельник, хулиган, неуч. Экзамен для одиннадцатилетних — по сути единственный, который он сдал в своей жизни, да и то с перепугу. И кто знает, выбрался бы он когда-нибудь из ливерпульского садика тетушки Мими, если бы ему не помогали ангелы-хранители, такие же отщепенцы и бузотеры: Льюис Кэрролл, Оскар Уайлд, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Бадди Холли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Чак Берри?

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» - писала Ахматова. Кажется, что про него.

Джон не знал ни одной ноты. Играть умел разве что на губной гармонике. И вообще музыкантом себя не считал, а гордо именовался художником»

Джон не знал ни одной ноты. Играть умел разве что на губной гармонике. И вообще музыкантом себя не считал, а гордо именовался художником. Но разве парень, беспрестанно рисовавший девочку Алису и считавший Зазеркалье идеальным местом для жизни, имел моральное право пройти по жизни незамеченным? Конечно, нет.

«Гениальность — это страдание», - говорил Джон. Он страдал. Потому и стал гениальным поэтом и музыкантом.

Его сайт украшает самая любимая мною фотография, сделанная Лэйном Макмилланом (вездесущая Йоко, разумеется, наложила на нее свою сухонькую загребущую ручку, поставив жирный копирайт, — но это детали). Здесь он настоящий — такой, каким мы все его любили: длинное выразительное лицо, умные глаза, круглые очки, растрепанные волосы. А еще — он растерянный, беззащитный, печальный, наверняка догадывающийся, что ему никогда не будет sixty four.

А еще — он растерянный, беззащитный, печальный, наверняка догадывающийся, что ему никогда не будет sixty four»

Мне кажется, похожий взгляд был у Сына сами знаете Кого, точно так же знавшего, что не доживет до тридцати четырех. И пусть Джон в молодые годы взял грех на душу, ляпнув, что он и  трое его друзей популярнее, чем этот самый Сын, надеюсь, тот на него не в обиде. И даже Ватикан в 2008 году простил Джона. 

Конечно, Джон был чертовски амбициозен. Но это были амбиции особого рода. Мне кажется, он бы дико хохотал, узнав, что некие деятели сегодня причисляют его почти что к лику святых, ставя на первые места в каких-то списках величайших британцев всех времен или величайших музыкантов всех народов. Но для него было принципиально важно обскакать Пола, стать лидером четверки, а потом доказать всем, что «Imagine» круче, чем «Ram». И ведь удалось!

Астероид «4147 Леннон»
Стена памяти Джона Леннона в Праге

Наверное, как и всякого умного человека, его грызла тоска, заставляя вечно куда-то бежать, совершать безумства. Он с трудом представлял, как нужно жить, и не боялся смерти.

«Мне не страшно умирать, - писал он в короткой автобиографии. - Я готов к смерти, потому что не верю в нее. Это все равно, что выйти из одной машины и пересесть в другую».

Вряд ли это была рисовка. Просто он считал себя свободным от всех обязательств, в том числе и от обязательств перед жизнью. Free as a bird.

Так кем же он был? Просто парнем из нашего города? Инопланетянином, случайно сбившимся с маршрута?»

Так кем же он был? Просто парнем из нашего города? Инопланетянином, случайно сбившимся с маршрута? Астероидом «4147 Леннон», стремительно несущимся сквозь Вселенную?

«Я всегда летаю, когда мне грозит опасность», - однажды признался он. Так почему же не улетел, когда негодяй Чепмен нажал на курок?

Наверное, он тогда не знал, что он астероид (порядковый номер и его имя астероиду присвоили спустя много лет), а ощущал себя маленькой черной птицей, безмерно уставшей от жизни.

Я верю, что там, где он сейчас находится, он встретил свою мать Джулию, которую потерял 17-летним, и друга Джорджа, и всех, кто был ему дорог. И что он обрел наконец свой рай.

Я представляю это так: ночь, лесная поляна, медленно несущая свои воды река, костер, вокруг которого сидят все близкие и любимые, все, кого мы потеряли; кто-то чуть слышно наигрывает на гитаре и напевает что-нибудь простенькое, может быть «Strawberry Fields Forever»...

1 комментарий

avatar
Анастасия Халанская 20 фев 2011, 00:34
Почти все гениальные люди были признаны гениальными только после своей смерти... Хочется верить, что они где-то там, где сейчас живут их бессмертные души, они слышат и видят, что их любят, ценят, помнят...

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.