О «завещании Хиддинка», фонтанах Петродворца и фильтрах для воды
К футболу я вполне равнодушна, но заголовок статьи в «Комсомолке» - «Завещание Хиддинка» - обещал интригу, не прочитать было невозможно.
Елена Морозова
политолог
К
футболу я вполне равнодушна, но заголовок статьи в «Комсомолке» - «Завещание Хиддинка» - обещал интригу, не прочитать было невозможно. Главная мысль автора: 50 миллионов долларов, вложенные за четыре года в Гуса и его тренерский штаб, оказались очень неудачной с точки зрения долгосрочного эффекта инвестицией. А дальше самое интересное. Оказывается, ещё в 2008 году Хиддинк отправил в Российский футбольный союз документ, в котором высказал соображения о том, как развивать футбол в России: сконцентрироваться на улучшении качества местного руководства и молодежных тренеров, организовать периодические курсы для молодежных тренеров/главных тренеров в Москве и регионах. «Я по своему опыту знаю, - пишет тренер, - что нам срочно требуются молодые российские тренеры, которые обладают знаниями, чтобы обучать молодежь: 1) современным методам тренировки (что делать); 2) дидактике (как делать). Необходимы молодые менеджеры, чтобы предоставлять средства для всего этого. Как показывает недавнее исследование, большая часть 18-летних игроков исчезает, потому что во вторых командах играют старшие игроки - ради достижения результата. Тренеры по вполне понятным причинам выбирают их ради результата и не дают возможности 18-летним игрокам проявить себя. И в этом мы должны изменить их сознание».Побывав на некоторых лекциях, он задал нам вопрос: чем русский преподаватель отличается от голландского?»
Не поленилась и прочитала комментарии в интернет-версии – вполне предсказуемо. Мнения поляризовались. «И вот за этот бред, который знает любой школьник, - 50 миллионов?» - возмущается один читатель. «Считать, что он ничего не сделал, могут только портяночные урря-патриоты», - высказался другой.
А мне вспомнился другой голландец, Питер Вельтман, который приехал в Краснодар в 1996 году обучать нас, преподавателей университета, дидактике.
Побывав на некоторых лекциях, он задал нам вопрос: чем русский преподаватель отличается от голландского? И сам же на него ответил метафорой: русский – сверкающий фонтан Петродворца, он удивителен, он потрясает своей эрудицией, но студенты ничего не могут за ним записать, а потом ничего не смогут вспомнить, кроме собственных восторгов. Голландец – высокотехнологичный фильтр для воды: каждая минута лекции тщательно спланирована, любая форма работы имеет четкие, заранее сформулированные цели, и они всегда достигаются.
На самом деле, какие бы великие цели не были продекларированы, меняются не организации, не институты, меняются люди»
Питер настойчиво просил нас запомнить главное - “Teaching is not learning”, а мы сидели и думали: «Боже, как это всё банально!» Но когда попробовали СДЕЛАТЬ, то есть перестроить свои занятия, ориентируясь на «сухой остаток» в долговременной памяти студентов, оказалось, что это большая, кропотливая работа, которую просто невозможно сделать одним рывком. И тогда мы вернулись к конспектам Вельтмана и прочитали их совершенно по-новому.
Рекомендации Гуса Ивановича – да что в них, в самом деле, нового? Но как только перейдем (если перейдем!) к управленческой дидактике (как сделать?), выяснится, что чего-то главного мы не услышали или не захотели услышать. Ну не привыкли «выращивать» результат десять лет, хотим завтра, нет, лучше здесь и сейчас! И чтоб фонтан сверкал! И вообще фильтры для воды – это так скучно…
Хиддинк и Вельтман оказались единомышленниками профессора Преображенского, считая изменения в сознании ключевыми. На самом деле, какие бы великие цели не были продекларированы, меняются не организации, не институты, меняются люди. А если люди не меняются, то и новые институты и организации оказываются потемкинской имитацией, фальшпродуктом.
Комментариев еще нет
Последние обсуждения