Архив

Фото на память

До 10 ноября у краснодарцев есть шанс увидеть выставку всемирно известного фотографа Евгения Мохорева. Для тех, кто верит журналистам, это исследователь пубертатной сексуальности и едва ли не порнограф. Скорее уж хронограф, – считает Елена Голубцова и настоятельно рекомендует шансом воспользоваться.

03 ноя 2010, 03:05
Елена Голубцова
журналист

Д

о 10 ноября у краснодарцев есть шанс увидеть выставку всемирно известного фотографа Евгения Мохорева. Для тех, кто посещал мероприятия текущей «Фотовизы», это тот самый тишайший, почти иконного профиля парень с «Лейкой». Для тех, кто верит журналистам, это исследователь пубертатной сексуальности и едва ли не порнограф. Скорее уж хронограф, – считает Елена Голубцова и настоятельно рекомендует шансом воспользоваться.   Одна из самых употребимых моим главредом фраз – «Боже, кто это?»  Произносится она непременно с уничижительной интонацией, ставящей под сомнение как значимость обсуждаемой персоны, так и адекватность того, кто пытается выдвинуть ее на роль героя очередного интервью. Это естественная реакция критически мыслящего человека на незнаемое, и момент утверждения персоны несет поэтому в себе нечто волшебное: переход от нуля к единице, в которую превращается в твоей – и главредовской – картине мира прежде неведомая фамилия. Вопрос стал для меня неким маркером этого волшебства, поэтому, слыша новое имя, я нередко цитирую: «О боже, кто это?».
Фото на память
Для тех, кто верит журналистам, Мохорев — это исследователь пубертатной сексуальности и едва ли не порнограф

Ровно такой была моя реакция на приглашение: «А пойдем на открытие выставки Мохорева?» Услышав в ответ, что это такой современный скандально известный фотограф, снимающий (в смысле, запечатлевающий) обнаженных детей и подростков, я не испытала ни малейшего желания совершить акт превращения незнаемого в знаемое. Да ну вас с вашей скандальностью, уж лучше поработать подольше.

Услышав в ответ, что это такой современный скандально известный фотограф, снимающий обнаженных детей и подростков, я не испытала ни малейшего желания совершить акт превращения незнаемого в знаемое»

Поскольку чудо превращения все-таки свершилось, скажу сразу: ничего скандального в работах петербургского фотохудожника Евгения Мохорева нет. Скандальность – там же, где и красота, то есть в глазах смотрящего. В данном случае – в волчьем, вечно ищущем грязи взгляде журналистов, которые, впрочем, пишут о Евгении не так уж и много: не дается.

Дети на снимках из серии «26-й элемент», которую привезли в Краснодар в рамках «Фотовизы», действительно нагие или почти нагие, но если вы пройдете во второй зал крошечной, но атмосферной галереи Espectro и посмотрите в глаза мальчику, словно приготовившемуся к прыжку из глубокой тени в свет, вы поймете, что это нагота Маугли – естественная, почти асексуальная. Так же воспринимаются и другие фигуры, вписанные в геометричный пейзаж недостроенных гидротехнических сооружений в Кронштадте, вступившие в реакцию с железом – двадцать шестым элементом периодической таблицы.

Фото на память
Если вы посетите выставку, то поймете, что это нагота Маугли – естественная, почти асексуальная

Для Мохорева, по его собственным словам, тело – продолжение портрета (он настаивает на том, что это не ню, и с ним трудно не согласиться), то есть насущная нужда этого жанра, а его обнаженность, очевидно, имеет одни корни с бесстрастными лицами его моделей. Бесстрастными – но не бессмысленными: Мохорев намеренно лишает лица и тела социальных, эмоциональных и иных коннотаций, чтобы добиться активного участия зрителя в процессе рождения смысла.

Я увидела в глазах и скулах прекрасной Дины предощущение ее личного конца света, моя спутница – достойную зависти пофигистичность. И так далее. Но это с одной стороны. С другой – свобода лица от выражения («улыбка – это же так однозначно», – говорит Евгений), а тела от одежды позволяет Мохореву работать в онтологических категориях. Его портреты – не психологические, а экзистенциальные. Это не какие-то конкретные питерские и околопитерские подростки. Это молодость, глядящая на вас из рамы и ждущая, как что-то в вас заговорит с ней на одном языке.

Я увидела в глазах и скулах прекрасной Дины предощущение ее личного конца света, моя спутница – достойную зависти пофигистичность»

На мастер-классе, который правильнее было бы назвать творческой встречей, а то и просто разговором, настолько Мохорев не лектор (и за это ему отдельное и большое спасибо: как часто искусство говорит устами своих авторов и как редко – само за себя), Евгений рассказал занятную историю. Один из его персонажей, старший школьник, показал журнал с фотоподборкой с его участием одноклассникам и учителям. Его спросили: «А ты не стесняешься – ты же там совсем голый?».

Умный (с другими Мохорев, кажется, и не работает: для него личность модели всегда важнее «фактуры», однако – или как раз поэтому? – герои его портретов неизменно красивые) мальчик ответил: «Это не я голый – это фотограф голый». Тема, по словам Мохорева, действительно очень личная: это не копание в хрупкой детской душе щипцами знания с высоты возраста, а попытка возвращения. Думается, удавшаяся.

Фото на память
Мохорев намеренно лишает лица и тела социальных, эмоциональных и иных коннотаций, чтобы добиться активного участия зрителя в процессе рождения смысла

Я смотрю на маленькие соски, заострившиеся от балтийского ветра, и хочу задать фотографу один-единственный вопрос: вы им, этой их молодости, завидуете? Назавтра, на творческой встрече, я задам их десяток – все, кроме этого. Я отрываю себя от параболы девичьего тела, чтобы встретиться с жестким кронштадтским подростком в темных очках, чьи крупные, прочно стоящие на земле ноги делают его похожим на античную статую и чье остановленное затвором фотоаппарата движение плеч как бы говорит: этот мир принадлежит мне, я буду жить вечно.

Эти его – не произнесенные, кажется, только вследствие технической неспособности фотографии передавать звук – слова доходят до меня, как после сотрясения мозга, обложившего голову ватой, по пути превращаясь в мои собственные – десятилетней давности. Я обводила глаза черным и, глядя из-под тяжелых век на свое отражение, говорила ему: этот мир принадлежит мне. Я пила – вечер за вечером – самое дешевое грузинское вино и самых лучших русских поэтов и знала: я буду жить вечно. Когда, в какой момент это ощущение ушло их моей жизни? Когда я забыла, что оно было? И почему не встретила раньше этого мальчика – просоленное Балтикой оголенное напоминание?

Конечно, это не Мохорев завидует своим моделям. Это я им завидую. Мохоревское возвращение в юность лишено сентиментального стремления к подробностям, как лишено и бесплодного, вроде моего, сокрушения по былым временам. Он останавливает время – значит, в некотором смысле управляет им. Значит, как он может его бояться?

Фото на память
Мохоревское возвращение в юность лишено сентиментального стремления к подробностям

Он, что называется, нашел свою тему – но нашел не путем конъюнктурных прикидок, а сердцем. «Когда мне стало важно мое детство, юность, я понял, что у меня совсем нет фотографий того периода. А у моих моделей они есть. Это тоже своего рода фотографии на память, только память эта другая, не бытовая…» Глядя на них через несколько лет, эти сегодняшние, а многие уже и вчерашние дети и подростки, вспомнят не то, во что их одевали или с кем они водили дружбу, а вот это, о чем сейчас напоминают нам своими сильными, напряженными, всемогущими телами: я буду жить вечно, мир принадлежит мне.           

С выставки я ехала с открытыми окнами и с колотящимся сердцем. Громко подпевала радио, разговаривала сама с собой. Подъезжая к дому, оценила свое настроение как необычайно хорошее. И вдруг поняла – это не хорошее настроение. Это самая настоящая клиническая картина влюбленности. Человек поначалу – это всегда только повод. Настоящий адресат чувства – весь мир.

И если этим поводом может стать не живое существо, а черно-белые картинки, как с долей здоровой самоиронии называет свои работы Евгений Мохорев, – пожалуй, это и есть искусство. 

4 комментария

avatar
Артюхина 03 ноя 2010, 22:59
"Я Пастернака не читал, но осуждаю" -это про меня.В контексте данной колонки. Пишу, как мама 5-летнего человека: чтобы самовыразиться, одним (детям)не обязательно раздеваться и подставлять маленькие соски балтийскому ветру, а другим (взрослым) не обязательно искать нужные ракурсы обнаженного тела и выстраивать голых или полуголых детей в геометрический пейзаж. Жизнь прекрасна и удивительна (с) ровно настолько, чтобы в ней увидеть массу способов самовыражения более традиционных - пусть меня сочтут консерватором, но все же. Там, где один увидит экзистенциальность, у 100 сработает основной инстинкт, увы. Овчинка стоит выделки? Моему сыну - 5 лет. Ратуя за свободу личности, как таковой, я искренне хочу, чтобы он щедро делился своей наготой с окружающими исключительно по наступлению совершеннолетия.И чтобы взрослые люди искали источник вдохновения не в детях, выстроенных в замысловатую комбинацию на грани фола, а в чем-то другом. Деспотом себя не считаю:)) Нашла сейчас в сети фотогалереи вашего Мохорева, а заодно, сколько ему лет. ИМХО: самое скромное наблюдение - пограничное состояние психики (или души?) Почему-то я уверена, что у него самого детей нет. Часть снимков, кстати, подходит под статью УК. Никого не хотела обидеть. Спорить не готова. Аналогии с античностью и ренессансом абсурдны. Ну, а воооообще все очень грустно - есть люди, которые снимают (пардон, фотографируют) детей в пикантных ситуациях, и есть люди, которые в восторге от этого. Я не ханжа, но...
avatar
Персик 04 ноя 2010, 19:36
А я вот старый ханжа и тоже интересуюсь, что думают об этом всемирно известном фотографе психиатры и прокуратура. Это, блин, за гранью добра и зла: мужик фотографирует голых детей, а куча народу пялится на них на выставках.
avatar
golubtsova 04 ноя 2010, 23:38
Насчет УК Мохорев дал пояснения на так называемом мастер-классе: все обнаженные модели - дети его близких друзей и участвуют в съемках по доброй воле, как полноправные соавторы и с согласия родителей. Либо это совершеннолетние люди - многие кажущиеся девочки на самом деле имеют за плечами четверть века. Насчет психиатров... Не знаю. Я его увидела как светлого и доброго человека. Это, конечно, не исключает психического нездоровья, но и его работа, по-моему, вовсе на него не указывает.
avatar
tsarenkova 08 ноя 2010, 21:48
"О, боже!" интересно посмотреть на себя со стороны ) теперь о колонке - на мой взгляд, это лучшее из опубликованного тобою здесь. Например, уже потому, что она в два раза короче прочих. г-же Артюхиной: а что вы скажете о Яне Саудеке и его работах? Мне искренне интересно ваше мнение.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.