Архив

Дом для книги

Елена Голубцова — о книжных магазинах Краснодара, вернее, их практически полном отсутствии.

07 ноя 2010, 17:50
Елена Голубцова
журналист

И

здательский мир давно сотрясается многоголосыми заявлениями о скорой кончине книгопечатанья – примерно так же все мы раз в несколько лет ждем конца света. Крупнейшие издательства в превентивных целях переходят на электронные форматы, тем самым приближая финал печатной эпохи. Книги постепенно, но неуклонно утрачивают цвет, а главное, запах. Это ли не повод найти свой идеальный книжный дом, пока это явление не стало достоянием исторической литературы? Прочитанной, естественно, с экрана е-ридера.   Чего бы я хотела, так это жить в доме Зингера  на углу Невского и канала Грибоедова в Петербурге. То есть не в том  дело, что в доме, а именно что  среди книг, населяющих лучшую, самую парадную его часть. Хотя прочие части ничуть не хуже: где-то здесь, к примеру, Маршак делал величайшие в своем жанре «Чиж» и «Ёж». А вы знаете, что этот крупнейший в Советском Союзе Дом книги (литература выселила швейные машинки в 1919 году) продолжал работать даже во время блокады? Мне кажется, такое возможно только в Петербурге. Мне нравится здесь просто сидеть за чашкой бессмысленно и беспощадно дорогого кофе и наблюдать за иностранцами, расположившимися тут же, с видом на Невский, или за разбросанными по травянистому пути к Казанскому собору аборигенами, непрерывно в то же время ощущая великое спокойствие, оттого что главные сокровища мира – они вот, стоит только протянуть руку. Поскольку вечно пить этот кофе нельзя, я почти готова стать его приготовителем, продавцом непосредственно книг или карандашом, выглядывающим из-за кассы.
Чего мне не хватает в Краснодаре, так это книжного магазина»

Чего мне не хватает в Краснодаре, так это книжного магазина. Я долго шла  к этой простой формулировке. Когда  я переехала сюда из «третьей столицы», как обычно аттестуют свой город екатеринбуржцы, мне казалось, что я попала в деревню. Откуда взялось это снобистское чувство у девятилетнего ребенка, сейчас я объяснить не в состоянии. Но тогда – и все последующие годы – мне не хватало в Краснодаре «культуры». Что это такое в данном контексте, теперь, практически полюбив наш город и уж точно привыкнув к нему, я также затрудняюсь ответить. Чего, определяемого через широкое понятие культуры, могло не хватать сначала ребенку, а потом подростку? Тайна, покрытая мраком.

Сейчас мне  отчетливо не хватает драматических постановок (репертуар любимого Молодежного театра давно выучен наизусть, а те спектакли, которые подзабылись, увы, с него сняты; что до театра драмы, то после «Евангелия от Воланда» я туда ни ногой, хотя многие говорят, что напрасно; об антрепризе я вообще молчу – это же не театральная жизнь города, а подсматривание в узкую, да к тому дорогостоящую щелку другой, всегда далекой, но не всегда блистательной жизни).

Дом для книги
Вовсе не кофемашины и не совмещения функций с библиотекой недостает краснодарским книжным магазинам

Недостает большой живописи – такой, чтобы была всегда, а не наездами, чтобы в нее можно  было провалиться из любого дурного  настроения, из любого дождя с мокрым снегом. Интересные выставки тоже в заметном дефиците – не привыкла кого-то ругать публично из своего дилетантского уголка, но большинство моих воскресений, которые я решала провести «культурно» (а выставки – чуть ли не единственная возможность спонтанно реализовать подобное намерение в Краснодаре), заканчивались в глубочайшем недоумении.

«Фотовиза» стала своего рода дозой кофеина внутривенно для нашей пребывающей в летаргическом сне культурной жизни, но и там были (и пока еще есть – большинство выставок открыты до 7-10 ноября) экспозиции, способные у любого, кто хоть раз в жизни держал в руках фотоаппарат, вызвать резонный вопрос: а не стать ли, в самом деле, и мне фотохудожником?

Катастрофически не хватает архитектуры. Дело не в ее провинциальности или бедности – дело в ее полном отсутствии. Проживание в Комсомольском многократно усиливает это ощущение визуальной пустоты и неприкаянности: когда я еду по Уральской, а я делаю это почти ежедневно, то неизменно прикидываю, на сколько месяцев аренды квартиры в каком-нибудь красивом городе мне хватит моих сбережений. Понятно, что и в самом красивом городе есть мрачные окраины, где очень многим не повезло жить.

Проживание в Комсомольском многократно усиливает это ощущение визуальной пустоты и неприкаянности»

Понятно также, что и в Краснодаре есть люди, и я даже лично знаю троих таких счастливцев, чьи окна выходят на Красную, кто по этой же Красной идет пешком на работу и кому по этим причинам вполне довольно того хоть как-то организованного в эстетическом смысле пространства, которого у нас так удушающее мало и которое все сосредоточено вокруг одной-единственной улицы.

Конечно, на фоне синего неба даже Уральская выглядит сносно, но тем глубже моя обычная осенне-зимняя депрессия – у меня даже есть подозрения, что ее причины не климатические и не психологические, а сугубо эстетические: будто с дряхлого старика с молодцеватой фигурой сняли венецианскую маску, и его юная жена насильственно вспомнила, с кем ей приходится жить.

Но больше всего  мне не хватает идеального книжного магазина.

В недавней книге Умберто Эко и Жана-Клода Карьера «Не надейтесь избавиться от книг» описан мужчина средних лет, который все свои дни проводит на одной из железнодорожных станций Парижа, читая с утра до вечера. Эко и Карьер, сами страстные книгочеи, рассуждают, ну не безумец ли он, а я вдруг понимаю, что наконец-то нашла сценарий пребывания в личном раю (мне нравится думать, – а может, это идея кого-то из великих, чьи книги я прочла и которые, несколько видоизмененные, превратились в меня, как мясо, лук, яйцо и хлеб превращаются в котлетный фарш, – что рай у каждого будет свой, в зависимости от того, что человек больше всего любил при жизни).

Настолько же, насколько я ненавижу покупать одежду, я люблю покупать книги. Несколько часов в книжном магазине в смысле успокоительного и информативного эффекта заменяют чтение стопки журналов, встречу с друзьями и беседу с психотерапевтом»

Но как бы мне ни нравилось читать книги, еще больше, хоть это и ужасно, мне нравится их трогать, нюхать, покупать и иметь. Ни одну купленную книгу, даже если прошло вот уже полтора года, а я так и не заглянула под обложку, я не считаю пустой тратой денег. Они не простаивают – они выдерживаются, ждут, когда я ни с того ни с сего совпаду с чем-нибудь в них настолько, что на несколько дней моя жизнь потечет по руслу их содержания. Впрочем, под обложку я заглядываю всегда и непременно – зачем-то смотрю тираж, а потом читаю беспорядочными кусками, предвкушая глубоководное погружение, отсроченное, быть может, на десятки лет.

Настолько же, насколько я ненавижу покупать одежду, я люблю покупать книги. Несколько часов в книжном магазине в смысле успокоительного и информативного эффекта заменяют чтение стопки журналов, встречу с друзьями и беседу с психотерапевтом. Но если раньше книжные магазины были способны взволновать меня per se, как места с наибольшей плотностью присутствия печатного слова, теперь мне бы хотелось, чтобы форма соответствовала содержанию.

В одной из серий последнего сезона «Симпсонов» Барт отправляется в книжный магазин Bookachino (хоть убейте, не могу вспомнить, зачем наследнику Гомера понадобились книги), в котором, как следует из названия, можно купить не только книги, но и кофе, причем не возбраняется пролистывать первые, сидя за чашкой второго. Кстати, это вообще черта западных книжных магазинов – как правило, есть куда присесть, чтобы неограниченное количество времени знакомиться с будущей покупкой (или, скажем, на месте прочитать методику приема родов у морских свинок и, минуя кассу, убежать применять ее на практике).

Дом для книги
Сетевые книжные – это даже хуже, чем сетевые магазины вообще. Это ассортимент, потакающий вкусу (или дурновкусию?) большинства, круглые глаза продавцов как реакция на вполне классические фамилии и неадекватные цены

У нас же, задержавшись с книгой чуть больше необходимого для поверхностного ознакомления, чувствуешь себя едва ли не преступником. Вернее, читаешь это во взгляде продавца. Хотя вовсе не кофемашины и не совмещения функций с библиотекой недостает краснодарским книжным магазинам, чтобы я назвала их идеальными.

Помните фильм «Вам письмо»? Я смотрела его тысячу раз и все равно цепляюсь за экран телевизора, если ему вдруг  случается быть включенным, а там Мэг Райан и Том Хэнкс (в аналогичном случае «Неспящих в Сиэтле» происходит то же самое). В последний такой раз мой домашний ангел, демонстративно отворачиваясь от экрана, недоумевал: «Как ты можешь это смотреть? Я вообще не понимаю, о чем они говорят». Конечно, с художественной точки зрения фильм никакой, но я не могу сказать, что он ни о чем – потому что он о книгах и книжных магазинах.

Помните фильм «Вам письмо»? Я смотрела его тысячу раз и все равно цепляюсь за экран телевизора, если ему вдруг случается быть включенным»

Так вот, мне абсолютно нравятся оба формата, представленных в ленте, – крошечный, старенький, с историей и горсткой постоянных покупателей, которых хозяйка и единственный продавец знают в лицо, и огромный книжный супермаркет из металла и стекла. В фильме одно должно убить другое, как книга здание по формуле Гюго. Но если бы в моем городе соседствовали два таких магазина, я бы непременно ходила в оба. Потому что в каждом есть что-то от идеального книжного: в первом – атмосфера, во втором – простор, порядок и большой выбор.

В Краснодаре я не знаю ни одного магазина с хотя бы одним из этих качеств. Впрочем, «Дом книги» по-прежнему просторен, но, судя по залысинам на полках, он уже несколько лет распродает старые запасы, не предлагая ничего свежего. Хотя я исправно захожу туда всякий раз, оказываясь неподалеку, все, что я купила там за последние годы, – плохой сборник рецептов китайской кухни, карта мира и стопка книжек для чтения на английском. Но не заходить отчего-то не могу – все-таки это почти единственный книжный Краснодара, не опутанный никакими сетями.

Впрочем, «Дом книги» по-прежнему просторен, но, судя по залысинам на полках, он уже несколько лет распродает старые запасы, не предлагая ничего свежего»

Сетевые книжные  – это даже хуже, чем сетевые магазины вообще. Это ассортимент, потакающий вкусу (или дурновкусию?) большинства, круглые глаза продавцов как реакция на вполне классические фамилии и неадекватные цены. И либо я чего-то не знаю (буду рада, если так и кто-нибудь откроет мне глаза), либо за вычетом «Дома книги» и сетевых магазинов на книжном рынке Краснодара остается только «Когорта». Основное удовольствие здесь получаешь, правда, на кассе, да и работает магазин в исключительно неудобном режиме, но за неимением лучшего приходится объявить его своим фаворитом. И за тем же неимением перебираться, по капле выдавливая из себя ретрограда, в интернет-магазины. Там, как вы понимаете, ничем не пахнет, так что это тот еще компромисс. Понятно, что когда есть конкретная книжная цель, все средства хороши, но я-то говорю о покупке книг как о способе приятно провести время.

Иногда я заношу перо, чтобы внести электронную книгу в виш-лист (условно, конечно: и перо, и виш-лист, не говоря уже о ридере, присутствуют только в моем воображении), но тут же, ощущая себя без шагу предателем, передумываю. Если не будет ни целей (они все станут достижимы электронными средствами), ни идеального книжного, то что заставит меня по полсубботы проводить между несовершенными, беспорядочными, в чем-то неполноценными, но такими ароматными и теплыми стеллажами? А перестать это делать – значит для меня перестать быть идентичной самой себе, утратить часть личности.

С одной стороны, конечно, способность меняться отличает человека от Бога, а потому естественна для любого, кто не претендует на роль всевышнего.

Хотя свой идеальный книжный я еще не встретила (не только в Краснодаре, а в принципе), поиски продолжаются»

С другой, шизофрения тоже определяется через утрату личностной идентичности. Поэтому, хотя свой идеальный книжный я еще не встретила (не только в Краснодаре, а в принципе), поиски продолжаются, а надежда на то, что какой-нибудь псих, наплевав на широко обсуждаемый закат книгопечатания, возьмет да и откроет в нашем городе большой, светлый, разносторонний книжный магазин с атмосферой и грамотными продавцами, одержимыми любовью к литературе, не умирает.

А у вас какой  любимый книжный в мире? А в Краснодаре?

7 комментариев

avatar
Balda 08 ноя 2010, 01:36
Сейчас Дом Зингера воспринимается как хороший, но все же супермаркет, несмотря на дух Зингера, который там все еще присутствует. Будете у нас, отыщите книжный магазин на философском факультете СПбГУ, его дубовую дверь, кожаные кресла, идеальную тишину, пару-троику пожилых профессоров, бродящих духами между стелажей, и удивительную подборку книг. Пока, это мои идеальный книжный.
avatar
Артем Никитин 08 ноя 2010, 21:57
А помните, Елена, "Федора Михайловича" во дворике между Карасунской и Гоголя? Ни кофе, ни столиков там, конечно, не было... Но был тот самый книжный дух... И всегда хотелось унести оттуда больше, чем можешь... Где-то год назад у нас возникла идея, что нужно открыть book-cafe "Бестселлер"... Уголок книжного уюта где-нибудь в прозрачном куполе у реки. Где можно было бы действительно погрузиться в чтение... Книжное меню... Черно-белые фото писателей... Джаз. И никакого табака. Но тут нужен симбиоз креатора с ресторатором. Спасибо за статью. Вам - букет остро отточенных карандашей.
avatar
Ivan_Odov 08 ноя 2010, 23:05
Спасибо за статью. Я тоже книгозависим. Причем не столько от чтения этих хорошо напечатанных на плотной бумаге шрифтом с засечками, умело сшитых параллелепипедов , сколько от их поиска, нахождения (приобретения). Ведь прочесть книгу--не главное, куда важнее получить от неё удовольствие. Перебирать книгу за книгой, бродить в поисках "именно той, самой интересной" часами между книжных шкафов увлекательно в любом случае. Касаемо моих любимых книжных. В эти выходные, на автомате, прогуливаясь по Красной, обошел все близлежащие магазины в поисках новинок, хотя прекрасно знал, что с прошлого дня вряд ли могло что-то существенно измениться. Дом книги берет своей площадью, но туда стоит заходить лишь из-за букинистического отдела. В Когорту и Читай Город с собой нужно брать лопату--откидывать ненужное, чтобы добраться до 5-ки интересных полок. В Роще, на развалах слишком много чего стоящего можно найти, проведя там все воскресенье. Людей, продающих свои вещи прямо на улицах. с тротуаров, не стоит сбрасывать со счетов. Прияностью стало открытие пунктов «самовывоза» некот интернет-магазинов. Так дешевле и менее хлопотно.
Kubanik 09 ноя 2010, 00:44
Какой прекрасный текст! Спасибо, Лена. Знаете, мне почему то кажется, что ТОТ книжный магазин, про который Вы написали я видел. К сожалению очень далеко. Это центр Вашингтона. Я относительно сдержан по поводу трепета перед хорошими книгами, но там завис как котяра над коробкой валерианы в корне. Если бы не товарищи так бы и пробыл там до закрытия.
avatar
golubtsova 09 ноя 2010, 23:16
Balda - Спасибо за наводку, планы съездить в Питер как можно скорее окрепли. Я, кроме Зингера и сетевых, была там только в маленьком магазинчике рядом с филфаком, тоже очень душевный, хотя и совсем простой (зато много редкостей). Артем Никитин - О, да! Помню! Точнее, забыла, но теперь вспомнила. Хорошее было место, особенно своим непроходным расположением. Идея ваша прекрасна, особенно поддерживаю бестабачность. За карандаши спасибо :) Ivan_Od - Я эту колонку задумала как раз в "Читай- городе". В Роще сто лет не была, хотя собираюсь каждую неделю. А насчет пунктов самовывоза согласна - у меня один открылся прямо возле дома. Расходы на книги увеличились :) Kubanik - спасибо, когда-нибудь, вероятно, доберусь и до Вашингтона, я теперь решила во всех городах, куда приезжаю, ходить по книжным. Правда, непонятно, что случится раньше - я найду идеальный магазин или меня прибьют мои спутники.
avatar
Balda 10 ноя 2010, 09:51
Если доберетесь до северной столицы, могу устроить рейд по необычным книжным и отменным букинистичкам. Заинтересованная компания-это всегда неплохо.
avatar
anitoris 10 ноя 2010, 12:32
"Читай-город" - жуткая свалка, но там предложен довольно-таки большой книжный ассортимент, поэтому надо отдать должное. А вообще - не понимаю проблемы: кто ищет - тот всегда найдет. Есть интернет-магазины, да и в ходе путешествий можно приобретать не только сувениры. Я не знаю (к примеру) ни одного магазина одежды, который бы смог удовлетворить любого потребителя, так а что уж тут говорить о книжных. К тому же, уже сам поиск книги делает ее более желанной, а будущего читателя -более просвещенным, ведь для получения результата требуется перелопатить много информации. Это как работа в архиве. А если уж нужен "идеальный" вариант, затрагивающий как можно меньше лишних действий, то есть, к примеру, питерская "Буква", работающая круглосуточно и включающая в себя кафетерий, где можно прийти и бесплатно почитать за чашкой кофе. Только я когда очень сильно хочу приобрести книгу - немедленно ее выкупаю и бегу с ней домой. В общем, мне кажется, что проблема несколько надумана.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.