Архив

Итого

Елена Голубцова — о том, что главной чертой «нулевых» стала страсть подводить черту.

05 янв 2011, 17:05
Елена Голубцова
журналист

К

огда однажды ночью 1995 года Умберто Эко  попросил у поисковой  системы Web Crawler найти сайты, посвященные сексу или хотя бы упоминающие это слово, он получил 2088 адресов, из которых только 100 оказались рабочими. В канун 2011 года по запросу «секс» Google находит около 42 300 000 страниц. Добро пожаловать в XXI век!   Уходящее десятилетие, как, наверное, любое начало любого века, – маргинал, заблудившийся  автобус, мамонтенок на льдине. Время без лица, потому что лица этого, как мы все знаем из Есенина, с такой близи не разглядеть. Когда еще пять-шесть лет назад я писала «прошлый век», говоря о двадцатом, я ощущала это как заигрывание со временем – вроде младшей школьницы, что засовывает подушку под майку, неосознанно, но настойчиво пытаясь построить портал в свое, казалось бы, такое нескорое будущее. Потому что какой же он прошлый, когда он мой?
Каких-то десять лет – и вуаля: девочка с подушкой летит в роддом на «скорой»

С временными порталами из научной фантастики штука, однако, в том, что они взаправду существуют, только работают медленно, как диалап-соединение (кто-нибудь еще помнит, что это такое?), и исключительно в одном направлении. Каких-то десять лет – и вуаля: девочка с подушкой летит в роддом на «скорой», а мне приходится признать, что XX век действительно, без всяких игр и кроме шуток, прошлый – лицо нового века (и да, тысячелетия, хотя эта единица измерения для маленькой человеческой жизни уж слишком абстрактна) обретает черты и форму, такие явные и своеобразные, что их уже не натянешь на посмертную маску прошедшего, как с белых яблонь дым, столетия.      

Людям ужасно нравится вглядываться в эти черты, пытаясь первыми заметить то, на что, как они надеются, никто еще не обратил внимания. «На дороге появились желтые линии разметки». «Майкл умер». «Мы стали курить кальян». «Так ведь «Википедия» появилась». «Люди научились изменять через интернет». «Мир сжался до размера посадочного талона». «В России зарождается – возрождается? – винная культура». «Землю опутали сети – не только интернет, но и ритейловые, и общепитовские, и прочие…». «Информация стала более доступной». «Параллельно произошла ее девальвация». «В кинотеатрах по пятницам не пробиться к кассам». «Маршрут нашей пищи от холодильника до канализации осложнился петлей гурманства». «Мы освоили искусство чтения чужих мыслей – в блогах, социальных сетях и на персональных сайтах, которые есть сейчас даже у электромонтеров». «Нас стало охренительно больше».

По поводу каждого из этих наблюдений я могла бы рассуждать на протяжении тысяч печатных знаков, но поскольку, во-первых, участившиеся пиротехнические взрывы напоминают мне о замаринованных в карри со стамбульского Египетского базара креветках, требующих моего немедленного внимания, а во-вторых, примерно этим же сейчас поглощено внимание всех потенциальных читателей моих мыслей, я буду краткой.

Черта нулевых — всеобщая страсть к публичному подведению итогов»

Черта нулевых, которую я не могу назвать итоговой только потому, что, кажется, в десятые годы моего (ну да: вчера мы называли одного мужчину своим, сегодня называем другого – с веками та же история) века она только заострится, – всеобщая страсть к публичному подведению итогов.

Половина френдленты выкладывает годовые фотоотчеты, другая половина извиняется за свою лень, не позволившую этого сделать, или подчеркивает демонстративное нежелание заниматься такой чепухой. Но последние не меньше первых согласны с тем, что дата требует итогов.

Половина френдленты выкладывает годовые фотоотчеты, другая половина извиняется за свою лень, не позволившую этого сделать»

Этим словом пестрят заголовки электронных и бумажных средств массовой информации, и оно же звучит в предновогодних внутренних монологах всех, кто еще не успел войти в состояние перманентного алкогольного транса. Новый год перестал быть просто поводом повеселиться – он стал рубежом, поводом крепко задуматься. Не исключено, что так было и в двадцатом веке: не могу знать, так как в те допотопные времена главное, на что меня побуждала смена цифры в календаре, – выучить стишок для Деда Мороза.

Но то, что никогда итоги не подводились в такой степени прилюдно, – факт. И прилюдное высказывание в тишине собственной комнаты при свете монитора как важная потребность и характерологическая особенность человека XXI века – это только половина объяснения этой итоговой пандемии.

Вторая половина – само наше стремление на каждом шагу расставить вехи. В отличие от наших предков (и современников, живущих на более ранних этапах развития цивилизации), которые, проживая жизнь, медленно шли по длинной, теряющейся за горизонтом прямой, мы наматываем круги, в конце каждого устраивая не только глобальную попойку, но и тщательную калькуляцию собственной жизни. И это ли не причина того, почему время так беспощадно ускорилось? Ведь известно же, что временной отрезок станет заметно короче, если разбить его на более мелкие отрезки – 5 километров бегутся существенно быстрее по стадиону, чем вокруг Карасуна.

В отличие от наших предков, которые, проживая жизнь, медленно шли по длинной, теряющейся за горизонтом прямой, мы наматываем круги, в конце каждого устраивая не только глобальную попойку, но и тщательную калькуляцию собственной жизни

В одном из выпусков «Школы злословия» в гости к Татьяне  Толстой и Дуне Смирновой пришла невозможная ни в каком другом веке, кроме нашего, Вера Полозкова. Когда речь зашла о возрасте, Вера высказалась в том смысле, что сорок лет – это же ужас беспросветный. Немолодые ведущие покровительственно засмеялись: мол, куда тебе об этом думать, доживи сначала. Но Полозкова – человек XXI века не только потому, что ее звезда взошла в интернете, но еще и потому, что от ее 25 до ее 40 всего каких-то пятнадцать вех, палочек-зазубрин, эксгибиционистских подведений итогов, а не много-много дней и ночей прямой, как трансавстралийская магистраль, жизни.

Может, эта охватившая человечество тяга подо всем подводить черту и есть главный итог десятилетия?»

Может, эта охватившая человечество, получившее благодаря интернету неограниченную возможность  высказывания, тяга подо всем подводить  черту, все-таки и есть главный итог десятилетия? Может, это новая трансформация нашего Танатоса, нашей естественной тяги к смерти – не спровоцировать собственное небытие, а просто приблизить его делением бытия на сегменты?

И все-таки по запросу «любовь» Google находит на 6 миллионов больше страниц, чем по запросу «секс». А значит, Эрос все еще побеждает Танатос. Причем Эрос в его лучшем смысле.

2 комментария

avatar
Беатриче 12 янв 2011, 14:57
Так может, перестать отмечать дни рождения? А как же подарки...
avatar
golubtsova 12 янв 2011, 15:25
Катя, тебе что важнее - подарки или жить подольше? ;)

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.