Архив

Сердечная недостаточность

Елена Голубцова — о границе между критическим мышлением и нытьем.

15 янв 2011, 22:00
Елена Голубцова
журналист

Е

лена Голубцова — о границе между критическим мышлением и нытьем. Тренировка в приличном фитнес-клубе. Пятеро женщин лежат, устремив ноги в потолок, а взгляд – внутрь себя, с целью предотвратить варикозное расширение вен и расслабить сознание. Видимо, собственное нутро оказывается не самым интересным объектом для наблюдения, потому что одна из тренирующихся, не выдержав и пяти минут тишины и спокойствия, как бы возобновляя прерванную ранее беседу, заводит разговор о судьбах России. Конечно, какой русский не любит этих разговоров, но почему-то я всегда думала, что с такой страдальческой надрывностью он звучит только в исполнении одиноких, полуголодных по всем понятным причинам старушек, коротающих свой век у подъездов пятиэтажек.
Чем инструктор по стретчингу не слуга народа, в чьи уши можно с облегчением слить застоявшийся праведный гнев? «Опять коммунальные услуги вздорожают! Сколько же это мне за мои-то пять комнат платить теперь?»

Не тут-то было! Чем инструктор по стретчингу не слуга народа, в чьи уши можно с облегчением слить застоявшийся праведный гнев? «Опять коммунальные услуги вздорожают! Сколько же это мне за мои-то пять комнат платить теперь? Сколько же это терпеть-то можно?» «Вон москвичи молодцы – выходят, дерутся за себя, а мы что, мы все проглотим, провинция…»  «Говорят, Брежнев страну проел. Так мы вместе с ним ели! А сейчас власть сама ест, нас к кормушке не подпускает». И так далее, и тому подобное, пока вертикальное положение не исключает наши ноги из большого круга кровообращения.

Тренер, вынужденно взяв на себя роль ответчика, все это время периодически – и как будто даже с призвуком извинения – поддакивает, а потом осторожно резюмирует: «Скоро нас уже здесь никого не останется. Я вот в Канаду скользяк парафиню, эээ, то есть собираюсь… уехать…» «И правильно, правильно! – радостно подхватывают лже-старушки (потому что женщины, за исключением разговора, старыми вовсе не кажутся – разве что зрелыми). – Что тут делать – ждать, пока до последнего листочка обдерут? У нас вот одни уехали. В Португалию. Черед год, правда, вернулись. В свой Горячий Ключ».

В раздевалке дамы неожиданно переключились на обсуждение сумок Gucci и Miu Miu, причем их собственные кожаные аксессуары наводили на мысль, что на этот раз разговоры не абстрактные»

На этой противоречивой ноте тренировка была окончена, а в раздевалке дамы неожиданно переключились на обсуждение сумок Gucci и Miu Miu, причем их собственные кожаные аксессуары наводили на мысль, что на этот раз разговоры не абстрактные. «Не будем портить себе день грустными мыслями», – запоздало предложила одна из женщин, ни на секунду, вероятно, не заподозрив, что кому-то они испортили единственный час бодрствования, предназначенный для отдыха от каких бы то ни было мыслей.

Я, действительно, задумалась. Но не о предмете их диалога – тут все передумано и ясно. А о том, какие условия должны быть созданы для русского человека, чтобы он наконец перестал жаловаться. Если даже проведя полдня в бассейне, другую половину в сауне, а третью – в душеспасительной тренировке на растягивание всех мышц – и складывая после этого изнурительно рабочего дня вещи в дорогую итальянскую сумку, иные из нас продолжают источать яд, то заткнемся ли мы вообще когда-нибудь? И еще более интересно – способны ли мы прекратить его вырабатывать, потому что ведь теми, кто передает его воздушно-капельным путем собеседникам, далеко не исчерпывается число перманентно недовольных.

Но и в кругу моих по большей части молодых, по большей части лучезарных и в целом здоровых и успешных друзей и знакомых нет-нет да и включится трек с брюзжанием.

Увы, тоскующие по временам Брежнева тетушки тут не самый характерный пример. Их-то как раз можно понять. Тяжелое детство, деревянные игрушки, прибитые к полу. Но и в кругу моих по большей части молодых, по большей части лучезарных и в целом здоровых и успешных (хотя, конечно, что считать успешностью… вот видите, уже началось!) друзей и знакомых нет-нет да и включится трек с брюзжанием.

Довольные карьерой недовольны личной жизнью, довольные личной жизнью недовольны состоянием банковского счета (его наличие само по себе уже давным-давно ничего не значит), и те, и другие периодически недовольны здоровьем и непрерывно – страной, состоянием нравов, вселенской несправедливостью. А ведь это у нас еще нет детей – то-то будет новых поводов для недовольства!

А ведь это у нас еще нет детей – то-то будет новых поводов для недовольства!»

С другой стороны, всем довольные в наших реалиях выглядят несколько, извините, по-идиотски. Пару лет назад, когда я из принципа (хороший был, оказывается, принцип) не знала совершенно, что плохого происходит в стране и мире, мой друг косился на меня, как на ненормальную, и справедливо замечал: «Лена, ты живешь в розовом облаке». Сейчас он пришел к не менее справедливому выводу: «Уж лучше бы ты жила в розовом облаке». Для наших общих нервов, конечно, лучше.

Помнится, еще недавно во время взрослых (к сожалению, детское представление о них как о посвященных сексу, наркотикам и рок-н-роллу совершенно не оправдало себя) разговоров я принимала отсутствующий вид и разрисовывала салфетки, вызывая у окружающих сомнения в моих умственных способностях – в принципиальность позиции как-то никто не верил. Зато теперь я и сама горазда поговорить на традиционные российские темы, но рисую и улыбаюсь уже реже: газеты портят не только пищеварение.

Требующая критического осмысления реальность заглядывает в нашу жизнь уже через все веб-щели»

И ладно бы только газеты – закрыл и забыл, а то и вовсе можно не покупать. Требующая критического осмысления реальность заглядывает в нашу жизнь уже через все веб-щели: я почти уверена, что среди людей до 35-40 лет большинство узнали о Манежной площади или, скажем, о Ходорковском не из газет, а из френдленты, соцсетей или какой-нибудь рассылки. Я уж точно узнала одним из перечисленных способов.

Выходит, чтобы получить свое право на незнание, сегодня уже недостаточно выбросить телевизор и забыть дорогу к киоску с прессой (и на новостные сайты) – нужно обречь себя на полную информационную изоляцию? Но что, если информация о том, как проводит свой азиатский отпуск коллега поднимает мне аппетит и настроение ровно настолько, насколько знание об увеличении тарифов на воду их портит?

В этом, кстати, одно из различий между «ВКонтакте» и «Фейсбуком»: из первого мы узнаем, что Маша_Лапопусечка_Пупкина вышла замуж, из второго – что власти Камчатки считают сказку о Золушке политической сатирой»

В этом, кстати, одно из различий между «ВКонтакте» и «Фейсбуком»: из первого мы узнаем, что Маша_Лапопусечка_Пупкина вышла замуж, из второго – что власти Камчатки считают сказку о Золушке политической сатирой. Последнее – побочный эффект большей интеллектуальной напряженности пользователей «Фейсбука» (по крайней мере, в России, по крайней мере, по моим наблюдениям). Она обязывает мыслить критически и если и рисовать на салфеточках, то что-нибудь высокохудожественное или остро актуальное.    

Но где граница между критическим мышлением и нытьем? Зависит ли место ее проведения от интонации или от содержания высказывания? А может, более всего прочего – от адресата?

Когда вы в пятисотый раз докладываете маме или самым близким подругам о плачевном состоянии дел у вас в офисе или в зарождающейся ячейке общества, они воспринимают это как анализ ситуации, требующей разрешения. Но если вы хотя бы трижды исполните свою жалобную песню коллегам или приятелям, они назовут ее затертой и отправят вас к психологу. И не забудут переименовать папку, в которой в их мозгах хранитесь вы и все, что с вами связано, используя слово «нытик». Если, конечно, их не терзают сходные проблемы – уж тогда они подпоют вам за милую душу.

Но я все-таки думаю, что граница между нытьем и критическим мышлением проходит там, где начинается или хотя бы подразумевается действие. Не можешь или не хочешь ничего сделать с повышением цен, несправедливостью, грязью в подъезде – живи в розовом облаке. Информационная изоляция – на самом деле не единственный способ там поселиться.

Не можешь или не хочешь ничего сделать с повышением цен, несправедливостью, грязью в подъезде – живи в розовом облаке»

Быть всем по преимуществу довольным – это, как мне кажется, качество не ума, а сердца. Качество, которого, несмотря на преимущественное изобилие всего остального, нам по-прежнему недостает. Его не передали нам наши родители, а им – их родители, и так далее – до самых времен крепостного права и даже раньше, когда, пожалуй, поводов для удовольствия и правда было немного.

Но это, к счастью, та недостаточность, которая не требует ни медикаментозной, ни оперативной помощи. Недостающее качество, хоть и со скрипом, но воспитывается – не только в детях, но и в себе. И если бы существовали его групповые тренировки, я бы первая бросила стретчинг и записалась на них.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.