Weekend

Фанфик, заказанный наследниками Оруэлла: «1984. Джулия» Сандры Ньюман

30 янв, 15:21
Елизавета Васильева

О

дной из первых книг 2024 года неожиданно стала женская версия романа Джорджа Оруэлла «1984». Произведение, написанное от лица Джулии, возлюбленной главного героя Уинстона Смита, заказали наследники английского классика. Работу Фонд Оруэлла, возглавляемый сыном автора знаменитой антиутопии Ричардом Блэром, поручил американке Сандре Ньюман. Работая с исходным материалом, писательница должна была слегка дополнить «1984», но, кажется, перестаралась и изменила канон.

Популярности романа Джорджа Оруэлла могут позавидовать авторы многих классических произведений мировой литературы. Так, в 2023 году он стал самым воруемым из российских книжных магазинов. Но и с продажами у нетленки английского писателя всё в порядке – у нас же в стране книга занимает верхние строчки рейтингов популярности у покупателей. Поэтому не совсем понятно, что именно повлияло на решение наследников Оруэлла заказать «перезапуск» произведения, ведь денег и славы от «1984» хватит ещё на несколько поколений вперёд.

История Джулии Уортинг (в оригинале фамилия героини опускалась, ею персонажа наделила Сандра Ньюман) подаётся как образец «женской» антиутопии. Мол, американская писательница заполняет лакуны, которые оставил за собой Оруэлл. Правда, непонятно, почему о проблемах современных автору «1984» (роман был издан в 1949 году) и нам нужно говорить именно в контексте этого произведения. Есть же «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд или, в конце концов, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Причём как самостоятельная книга «Джулия» уступает обеим «женским» антиутопиям.

Проблема в том, что в своей версии «1984» Сандра Ньюман допускает несколько изначальных ошибок. Антиутопия только кажется лёгким для писателя жанром: придумал сеттинг и пиши, как там всё плохо. На самом же деле создание дистопической страны мало отличается от разработки фантастических вселенных вроде Средиземья Толкина или волшебной Англии Роулинг. В созданном писателем мире должна быть логика, у Ньюман её нет. Оруэлл был минималистичен и оставил много слепых пятен, но хотя бы всё рассчитал, соединил все ниточки. И не переборщил с негативом.

Автор антиутопии садится «за перо» не для того, чтобы пугать и напрягать своего читателя просто так (для этого есть другие жанры), а чтобы высказаться насчёт определённой социально-политической проблемы, предупредить аудиторию. Впрочем, споры о том, кого и на какую тему хотел предупредить Джордж Оруэлл, ведутся до сих пор. Возможно, Сандра Ньюман стала заложницей этой ситуации, но даже невнятного высказывания в «Джулии» нет. Расходимся, феминистки.

Роман Сандры Ньюман просто не работает сам по себе. Но и в связке с первоисточником «Джулия» кажется просто неудачным фанфиком. В мире, где существует пьеса Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (постмодернистская версия «Гамлета», вошедшая в классику литературы), писательница заслуживала попытку, но провалила её.

Ньюман обесценивает «парность» своего романа и «1984», переписывая канон. Нововведения, призванные показать «женскую» сторону вопроса, не дополняют вселенную, они меняют её. Правила Оруэлла больше не работают, своих правил Ньюман не предложила.

Хотя, конечно, идея была интересная, чем бы наследники Оруэлла ни мотивировали своё решение. Так, та же Маргарет Этвуд в 2005 году выпустила свою «Пенелопиаду» – «Одиссею» от лица жены древнегреческого персонажа. Иронично, но у создательницы «Рассказа служанки» сделать современным и «женским» жившего тысячи лет назад Гомера получилось куда лучше, чем у Ньюман с Оруэллом. Может, в 3024 году появится версия «1984» поудачнее?

Первая полоса

Бизнес

От ключа до тапочек

Изменения условий господдержки, колебания ключевой ставки и, наконец, просто желание клиента, которое, как известно – закон. Всё это меняет рынок недвижимости на юге страны. Нельзя сказать, что изменения последнего времени кардинальны, но, как говорится, есть нюансы. В этих нюансах и новых тенденциях «Югополис» попытался разобраться вместе с Михаилом Китаниным, руководителем краснодарской компании «ДВЕРИУМ.РУС».
Ситуация

Экологичность и связь времен стали современным трендом застройки в Краснодаре

Тренд на экологичность жилья давно обсуждается экспертами по недвижимости – умные технологии, эко-материалы, вертикальное озеленение и прочие новшества, многие девелоперы давно используют их в своих проектах. Однако краснодарцы сегодня рассматривают эко-характеристики домов как допопцию, нежели как неотъемлемый и обязательный показатель. Такими наблюдениями поделилась с «Югополисом» Евгения Стяжкина, руководитель дирекции разработки продуктовой стратегии федерального девелопера DOGMA.
Бизнес

Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики

Генеральный директор Корпорации рассказал ЮП, как самая мобильная по своей природе отрасль ведет к стабилизации экономических и социальных аспектов жизни.
Ситуация Weekend

На Кубани отгремел фестиваль "Лестница в небо"

В Краснодарском крае прошел двухдневный фестиваль "Лестница в небо". Сотни поклонников рок-музыки собрались в станице Пластуновской. Для зрителей выступили ЙОРШ, Radio Tapok, Чиж&Co, Северный Флот, Joe Lynn Turner, КИПЕЛОВ и другие исполнители.