Weekend

Об изменившемся писателе и сиквеле, который лучше оригинала: «Второму игроку приготовиться» Эрнеста Клайна

Через 2,5 года после публикации на языке оригинала продолжение писательского дебюта американца Эрнеста Клайна наконец добралось до России. Роман «Второму игроку приготовиться» – более зрелый, глубокий и понятный, чем его предшественник, стал тем самым редким сиквелом, который лучше оригинала.

02 мая, 17:00
Елизавета Васильева

Н

ет, Клайн не зря получил все почести за свой дебют. «Первому игроку приготовиться», вышедший в 2011 году (в России на два года позже), тоже стал своего рода психологической фантастикой. За отсылками к 80-м годам прошлого столетия спряталась история об одиноких подростках, непринятых гиках и корпоративном зле. Большой, но искусственный мир ОАЗИСа – симуляции, в которой в 40-х годах XXI века скрывается от реальности весь мир, – аттракцион, радующий глаз человека, разбирающегося в теме игр и фильмов американских 80-х. Но вот далёкому от этой эпохи читателю эти отсылки совершенно ни о чем не говорят.

Немного решила проблему экранизация, срежиссированная Стивеном Спилбергом. В адаптации текста под киноформат принял участие и сам Эрнест Клайн, написавший сценарий. Он перенёс «Первому игроку приготовиться» на большой экран, сделав его более понятным, но и более поверхностным.

Поэтому приятно видеть, что к написанию второй части автор подошёл иначе. Нет, в книге остались отсылки, но, во-первых, они стали играть другую роль. Теперь читатель может понять, в чём суть задания, которое должен выполнить герой, не находясь глубоко в теме. Более того, Клайн прописывает интересные факты и историю упоминаемых фильмов, игр и книг, что расширяет кругозор читателя, а не ставит его в тупик.

А во-вторых, во «Второму игроку приготовиться» появились музыкальные отсылки. И если вы не знаете таких исполнителей, как The Smiths или Принс, вам не составит труда просто послушать указанные песни – это не займёт много времени. Тем же, кто любит этих музыкантов, будет очень приятно их присутствие на страницах романа, да ещё и в таком объёме.

Интересно наблюдать и за изменениями, коснувшимися самого писателя. За 9 лет, прошедших между выходом первой и второй частей «Игрока», Эрнест Клайн узнал на своём опыте, что такое популярность. Как и в случае главного героя дилогии Уэйда Уоттса, слава обрушилась на автора вместе со всеми своими плюсами и минусами. На страницах романа Клайн рассуждает и о власти, которую даёт популярность, и о «здоровых» отношениях с «хейтерами», и о «большой силе и большой ответственности».

Размышляет писатель и о будущем планеты в контексте развития ИИ. С одной стороны, Клайн показывает привлекательный, но всё же ненастоящий мир ОАЗИСа, который стал ещё «реальней» благодаря новой технологии ОНИ. Разработка позволяет игроку чувствовать все, что происходит с ним в сети, а также чувственно наслаждаться любым чужим опытом без вреда для организма. С другой стороны, писатель напоминает, что никакие технологии не заменят реальность и опасно проживать всю свою жизнь в воображаемом мире.

Этот конфликт неожиданно раскрывается и в основной сюжетной линии. Клайн (за 9 лет, кстати, женившийся на своей давней подруге) задаётся вопросом, насколько этично «отдавать» искусственный интеллект возлюбленной главному злодею, если реальная женщина, прототип симуляции, никогда бы его не полюбила. А тот, кого она любила, имеет право решать, «возвращать» ли её сознание к «жизни»?

Женский вопрос в целом стал одной из центральных тем романа. Если первая часть посвящена создателю ОАЗИСа Джеймсу Холлидею, то все события второй крутятся вокруг его любовного интереса Киры Морроу. В дебюте Клайна героиня упоминалась только в качестве романтической мечты и причины ссоры между лучшими друзьями. В сиквеле же писатель восстанавливает «историческую» несправедливость, показывая её вклад в развитие этой симуляции. И попутно напоминая, что у человека должны быть личные границы, нарушать которые нехорошо.

Однако даже при всём своём зрелом и глубоком новом подходе Клайн допускает ошибку, почему-то свойственную многим нашим современникам. Несмотря на то, что точка повествования находится где-то в конце 2040-х, ощущение будущего у писателя создать не получилось. То ли с ним во второй раз подряд играют злую шутку отсылки к давно ушедшей эпохе, то ли научный прогресс дошёл до того, что происходящее в романе не кажется футуристичным. Но как рефлексия на злобу дня «Второму игроку приготовиться» выглядит очень неплохо – так что ну его, это ваше будущее.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Два бренда в одном формате

Бренд ИНВИТРО уже хорошо известен краснодарцам. Эта крупнейшая медицинская компания, специализирующаяся на диагностике и медицинской помощи, запустила новый формат франшизы под названием «Два бренда», который позволяет совместить офис компании и медицинский центр другого бренда.

Ситуация

«Качали мышцы советскими энциклопедиями»: как высокие технологии изменили будни библиотекаря

Как кино не «убило» театр, так и интернет не «уничтожил» печатную книгу, а вместе с ней и библиотечную систему. Кстати, давно ли вы были в библиотеке? Зайдете – не узнаете: такие перемены в ней произошли благодаря новым технологиям.

Ситуация Weekend

«Кайфуем, что у нас есть возможность поприкалываться с Мишей»: Марина Федункив о съемках в «Галустян+»

Каждую пятницу в 22:00 на ТНТ выходит шоу «Галустян+», в котором комик Михаил Галустян представил скетчи как с новыми, так и давно любимыми персонажами – например, Жориком Вартановым, ведущим кавказских новостей, который потерялся во времени. Скетчи выходят на самые разные темы – от бытовых до социальных, а помогать Галустяну их разыгрывать вызвались друзья и коллеги комика – Денис Дорохов, Владимир Селиванов, Марина Федункив и др. Мы поговорили с яркой звездной гостей шоу Мариной Федункив о съемках, браке, и, конечно же, планах на летний отдых.
Город

Сезон открыт. Анапа приглашает!

На пресс-конференции, посвященной началу курортного сезона, глава Анапы Василий Швец рассказал о том, чем живет город и к чему стремится.
Иван Прытыка
Ситуация

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

В кризис, казалось бы, не до лишних трат. Опросы и анализ магазинных чеков показывают, что многие россияне начали экономить даже на еде. Но на хендмейде – украшениях, сувенирах, авторской посуде, одежде, аксессуарах – вещах явно не первой необходимости – ставить крест пока явно не приходится. И даже наоборот: ручная работа стабильно привлекает тех, кому надоел масс-маркет.