Наука и техника 30 мар 2012, 00:01

Найдено вещество, уменьшающее все виды злокачественных опухолей

Биологи из медицинской школы Стэнфорда (США) близки к открытию универсального лекарства, способного справиться со многими видами опухолей.

Как сообщают Вести.Ру, нынешнее исследование базируется на открытии, которое много лет назад сделал профессор Ирвинг Вейсман. Он и его команда обнаружили, что во время рака крови (лейкемии) раковые клетки производят большое количество белка CD47. Этот гликопротеин присутствует на поверхности здоровых клеток крови. Как выяснилось позже, маркер блокирует разрушение здоровых клеток клетками-защитниками организма (иммунной системой). Раковые клетки, по сути, переняли тактику и даже усилили выработку CD47, чтобы обмануть иммунную систему, заставить её игнорировать их.

Учёные определили, что CD47 является антигеном, и создали антитела, блокирующие действие этого белка. В дальнейшем исследовательская группа Вейсмана показала, что антитела можно использовать для лечения некоторых форм лимфом и лейкемии. Эти вещества "обнажали" раковые клетки, и иммунная система пациентов уничтожала захватчиков.

Как выясняется теперь, блокирующие CD47 антитела также можно использовать для спасения организма не только от рака крови, но и других видов злокачественных опухолей – при раке груди, яичников, мозга, печени, толстой кишки, мочевого пузыря и простаты.

В новом эксперименте исследователи воздействовали на колонии раковых клеток макрофагами (так называемыми клетками-пожирателями). В чашки Петри также помещались молекулы, блокирующие CD47. Без него макрофаги игнорировали клетки опухоли, но в его присутствии "набрасывались на врагов".

Затем человеческие опухоли трансплантировали в лапы мышам. Учёные обнаружили, что воздействие веществ, блокирующих белок CD47, во всех случаях приводило к уменьшению опухолей и мешало дальнейшему распространению раковых клеток на остальные части организма.

У данного способа лечения был обнаружен только один побочный эффект: у грызунов, которым вводили антитела, уменьшалось количество эритроцитов. Однако уменьшение было недолгим, организм постепенно восстанавливал запасы красных кровяных телец.

Во всех опытах клетки злокачественных опухолей производили повышенное количество CD47 (по сравнению со здоровыми клетками), пишут учёные в статье в журнале PNAS. Это дополнительно означает, что по количеству белка можно судить о стадии развития заболевания, а также прогнозировать шансы на выживание того или иного пациента.

Достижение американских исследователей впечатляющее, однако коллеги Вейсмана полагают, что, несмотря на очевидную надежду на создание командой универсального лекарства от рака, необходимо для начала получить столь же хороший результат во время испытаний на людях.

Кроме того, американским учёным необходимо будет понять, как совместить новую методику с существующими, чтобы в процессе лечения не возникало противоположных эффектов. Например, химиотерапия может вызвать усиленное производство CD47 обычными клетками.

Команда Вейсмана получила грант в размере $20 миллионов на продолжение своих исследований. Учёные уверены, что уже в ближайшее время им удастся перейти к 1-й фазе клинических испытаний методики на людях.