Наука и техника 30 июн 2014, 13:49

Человеческий мозг развился благодаря насекомым

Биологи выяснили, почему в процессе эволюции у человека развился мозг.

При дефиците фруктов и мясной пищи наши предки вынуждены были питаться муравьями, улитками и другими насекомыми. Придумывая, как извлечь эту пищу из труднодоступных мест, приматы существенно развили свои умственные способности, сообщает «Лента.ру» со ссылкой на журнал Journal of Human Evolution.

Этот процесс заметно подтолкнул эволюцию высших когнитивных функций и подготовил почву для использования сложных орудий. К такому выводу американские ученые пришли после пятилетнего исследования обезьян-капуцинов Коста-Рики.

Эти приматы поедают насекомых круглый год, но больше всего – в сухой сезон, когда запасы их излюбленной пищи (спелые фрукты) иссякают. Улитки и жуки являются важным резервным источником питания. Капуцины также отличаются относительно крупным мозгом (относительно массы тела). Антрополог Аманда Мелин (Amanda D. Melin) убеждена, что эти два факта взаимосвязаны.

— Извлекать насекомых из-под коры, камней и подземных убежищ — сложное дело. Но если обезьяна с ним справится, она получит щедрую награду: белки и жиры, “топливо” для мозгов, — рассказывает биолог.

Когда дело доходит до использования орудий, не все капуцины созданы равными. У массивных Sapajus (хохлатые капуцины) это получается гораздо лучше, чем у грациозных Cebus.

Объясняется это, по мнению Мелин, тем, что обычные капуцины всегда жили во влажных тропических лесах, тогда как хохлатые мигрировали к более сухим территориям с умеренным климатом и более резкой сменой времен года (заметим, что предки человека также переселились из лесов в африканские саванны). Анализ митохондриальной ДНК говорит о том, что два рода разошлись около шести миллионов лет назад, в позднем миоцене.

В новой среде фруктов стало меньше, и пополнять свой рацион насекомыми стало для обезьян жизненной необходимостью. Среди приматов, попавших в такие условия, усилился естественный отбор на сенсомоторный интеллект (ловкость рук, использование орудий, поиск нестандартных решений). Возможно, именно поэтому хохлатые капуцины применяют более сложные приспособления, считают ученые.

Что же касается наших предков, то изотопный анализ костей как минимум одного гоминина (южноафриканский Paranthropus robustus) указал на смену рациона в зависимости от времени года. Многие антропологи говорят о том, что первые гоминины употребляли в пищу объекты, которые приходилось извлекать из труднодоступных мест — термитов, корни и клубни растений. Наконец, многие народы и сейчас поедают насекомых, особенно в условиях дефицита животной пищи. Так что извлечение жуков и термитов из труднодоступных мест подтолкнуло развитие уникальных для гоминин умений и навыков.