1 сентября в России вступил в силу закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Документ обязывает правообладателей информационного продукта маркировать контент по возрастному критерию. Обязательной маркировке подлежат распространяемые в СМИ информационные продукты, имеющие ограничения для пользователей категории 12+, 16+ и 18+.
Свое мнение о нововведении «Югополису» высказали эксперты и руководители кубанских СМИ.
— К самой идее маркировки контента я отношусь положительно. У меня дома стоит спутниковая антенна НТВ+, работает порядка 170 телеканалов, которые давно маркируют все программы и фильмы. Поскольку у меня трое детей, я всегда обращал внимание на маркировку.
Для родителей это дополнительная подсказка – остаться ребенку у телевизора или отправить его в другую комнату. Поскольку дети иногда включают телевизор в отсутствие родителей, некоторые каналы я удалил из просмотра, на другие, нежелательные, поставил так называемый «родительский замок».
С 1 сентября мы стали маркировать контент и в своей телекомпании. Занимается этим программный директор вместе с юридической службой, они же и принимают решение о том, какой значок поставить. Поскольку у нас в основном новостные программы, то большой проблемы я здесь не вижу. И сетку вещания мы менять не будем.
При том, что такой закон, наверное, нужен — все равно некоторые вещи мы доводим до абсурда. Думаете, если подросток увидит значок 18+, он выключит телевизор? Скорее, наоборот. Поэтому, я считаю, уберегать детей от негативной информации должны прежде всего родители, на них лежит ответственность, а не на чужих дядях и тетях из программного отдела телекомпании.

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был подписан президентом РФ 21 июля 2011 года и вступил в силу с 1 сентября 2012 года. На телевидение маркировка должна осуществляться для возрастных категорий 12+, 16+ и 18+. Размер знака маркировки определяется исходя из размера логотипа телеканала. В свою очередь, радиокомпании должны информировать голосовыми сообщениями о возрастной классификации своего контента 4 раза в сутки вместе с выходными данными. Обязательной дополнительной маркировке подлежат отдельные передачи для категорий слушателей старше 16 и 18 лет. Кроме того, маркировке подлежат анонсы телепередач и фильмов, а также публикации программ телерадиопередач в печатных и сетевых СМИ. В периодических изданиях печатных и интернет-СМИ также должен быть размещен маркирующий знак. Это требование не распространяется на общественно-политические печатные издания и новостные ленты информационных агентств.
При том, что такой закон, наверное, нужен — все равно некоторые вещи мы доводим до абсурда»
Эта ситуация мне напоминает запреты на дорогах во время ремонтных работ. Нередко бывает, что ремонт уже закончился, а запрещающий знак остался. Ты только поедешь со скоростью выше сорока – а тебя, цап-царап, гаишники в кустах…
Михаил Велигодский, председатель правления Краснодарской краевой правозащитной общественной организации «Гражданский голос»:
— Никто не возражает, что детей надо ограждать от негативной информации – от пропаганды насилия, самоубийств, наркотиков и так далее. Так делается во всем мире. Но если повнимательнее посмотрим на этот закон, то здесь, как говорится, «дьявол в деталях». Закон вступил в силу как раз накануне череды региональных выборов, когда растет осеннее протестное движение. И это не случайно. У чиновников появляется еще одна уздечка, чтобы накинуть ее на неугодную прессу.
На самом деле этот закон коррупциогенен. Многие его положения носят оценочный характер. А значит, возможны ситуации, когда существование СМИ будет зависеть не от судебного решения, а от мнения очередного чиновника. Да что там далеко ходить - у нас и суды-то нередко работают под давлением. А здесь вообще все может быть очень субъективно. При любом удобном случае смогут прихлопнуть любое независимое СМИ под тем предлогом, что какая-то информация нанесла моральный вред ребенку. Так что у чиновников появляется новый инструмент давления – это совершенно точно.
Юрий Гречко, руководитель интернет-портала «Югополис»:
— Благими намерениями вымощена дорога в ад. Это универсальное правило подходит и к новому закону о маркировке СМИ. Желание защитить детей от негативного влияния информации вполне похвально, однако не хотелось бы, чтобы он стал очередным рычагом воздействия на любое проявление инакомыслия.
В последнее время с миром вообще творятся скверные вещи, он все больше начинает походить на рафинированный курорт, накрытый колпаком. Политкорректность граничит с безумием, шаг вправо-шаг влево — расстрел. Нельзя курить на улице. Нужно маркировать материалы в СМИ. Что дальше? Полиция мыслей? Лицепреступления? По-моему, Оруэлл ошибся лишь датой.
Что дальше? Полиция мыслей? Лицепреступления? По-моему, Оруэлл ошибся лишь датой»
О том, что световой меч из «Звездных войн» может разрезать человека пополам, я узнал лет в 10. Нападение птиц на город увидел у Хичкока в 12. В 14 из «Космической Одиссеи» понял, что компьютеры могут быть очень жестоки. Сегодня я не смотрю телевидение, не слушаю радио и не являюсь членом «Единой России». И между выклеванными в «Птицах» глазами и тем, что я уже и не помню, как именно выглядит Катя Андреева или что поет Стас Михайлов, я вижу прямую взаимосвязь.
Цензурой должны заниматься родители. А государству нужно строить дороги, открывать детские сады и спасать стерхов.
Ольга Ларина, главный редактор радио Каzак FM:
— Безусловно, закон "О защите детей" актуален. Сегодня, к сожалению, у молодежи позиция — «разрешено все». На мой взгляд, это тоже крайность. Скажу как мать двоих тринадцатилетних сыновей: контролировать доступ ребенка с средствам массовой информации проблематично. Что же касается радио, очевидно, что в песнях звучат разные слова. В некоторых описываются довольно натуралистические действия.
Но есть одно «но»! Как проанализировать весь спорный музыкальный контент: какие песни подлежат маркировке, а какие нет? Ведь, согласитесь, у кого-то строчка, например, из песни Алексея Степина: «Спозаранку я кручу баранку и, глотая папиросный дым, всё мечтаю, как тебя поймаю, и без лишних слов – тудым-сюдым…» - не вызовет никаких отрицательных эмоций, а у других - бурю негодований.
Мы готовы следовать закону о защите детей, главное не наломать дров, как это много раз бывало»
Мне кажется: для того, чтобы применять карающие меры, нужно создать комиссию, которая будет проводить предварительную экспертизу музыкальных произведений. И вот еще что: если в композиции появляется метка с ограничением по возрасту, поверьте, у детей это вызовет неподдельный интерес, и они будут ловить каждое слово. Запрещая, мы привлекаем повышенное внимание. Если речь идет о нецензурной брани, так ее на радио и так не пропустит ни один нормальный редактор. Ведь по закону о СМИ нецензурная брань и сейчас является нарушением.
Мы готовы следовать закону о защите детей, главное не наломать дров, как это много раз бывало, — достаточно вспомнить сухой закон или эпопею с кукурузными полями...
Евгений Руденко, генеральный директор интернет-портала ЮГА.ру:
— Закон в первую очередь коснется телеканалов, которые теперь вынуждены ставить не предназначенный для детей контент на вечернее и ночное время. Это, безусловно, хорошо, учитывая то, какие именно передачи показываются в эфире в том числе федеральных телеканалов. На работе печатных и интернет-СМИ, которые нельзя причислить к желтой прессе, новый закон отразится не слишком сильно. Вряд ли российские масс-медиа станут пугливее, но они будут вынуждены сократить описание сцен насилия, употребления алкоголя и наркотиков, изображения обнаженной натуры, использование нецензурных выражений.
В России практически нет совсем неуправляемых СМИ, на которые власть хочет, но не может накинуть уздечку. Скорее, речь может идти о попытке контроля над информационным полем в целом»
Согласно разъяснениям Роскомнадзора, новостные ленты, комментарии пользователей и сообщения, размещаемые читателями в рубрике «Народные новости», не должны содержать возрастную маркировку. Особый знак, предупреждающий о возрастных ограничениях, появится в нашем разделе «Афиша», где в том числе публикуется информация о фильмах, имеющих соответствующие ограничения. Мы уже начали сокращать в пресс-релизах правоохранительных органов описания сцен насилия, будем также тщательнее отбирать публикуемые фотоматериалы.
Что касается мнения о том, что этот закон – еще одна черная метка неугодной прессе, то у власти и без того имеется достаточно способов для управления СМИ. В России практически нет совсем неуправляемых СМИ, на которые власть хочет, но не может накинуть уздечку. Скорее, речь может идти о попытке контроля над информационным полем в целом. Безусловно, само стремление расчистить инфопространство от содержимого, представляющего опасность для воспитания детей, можно только приветствовать. Другое дело, что непорядочным, низкопрофессиональным представителям власти новый закон даст больше легких возможностей для запугивания и достижения своих целей.
Наиль Абдуллин, главный редактор ООО «Медиа бюро», издатель «КП-Кубань»:
— «КП-Кубань» не маркирует свой контент, поскольку является общественно-политической газетой. Но мы ставим маркировку на телепрограмме, ее с 1 сентября предоставляют нам вещатели. Если ее нет - вообще отказываемся от публикации телепрограммы.
Пока особых ужасов от введения этого закона я не вижу. Но подозреваю, что чиновники на местах будут проявлять свою ретивость. Они смогут использовать этот закон для давления на остатки свободных СМИ в регионах.
Вообще, по большому счету, ограничения детей от негативной информации оправданны. Только законодателям стоит обратить внимание не на прессу, а на компьютерные игры. Вот недавно был дикий случай: мальчик зарезал своего отца за то, что тот не давал ему возможности играть в страшилки на компьютере…
Александр Асланов, программный директор радиостанции «Шансон- Краснодар»:
— Мы 6 раз в сутки через каждые 4 часа ставим звуковой маркер «Для слушателей старше 18-ти лет». Кстати, до принятия этого закона мы оценивали нашу аудиторию как 14+. Многие считают, что основа нашей музыки – это так называемая блатная песня. Но это далеко не так. Уже 2 года как поменялся музыкальный формат радиостанции: у нас звучит и русский рок, и русская народная песня, и городской романс.
По большому счету, если понадобится, любой чиновник сможет придраться к любой программе. Все очень субъективно»
Так называемую тюремную тематику можно послушать на наших волнах лишь в два часа ночи. Основная аудитория – женская, поэтому даже в подборке лагерной песни звучат композиции про любовь, про тяжкую долю, материнские слезы.
В этом законе немало несуразицы и путаницы. Мне кажется, СМИ сами еще не знают, как его применять. По большому счету, если понадобится, любой чиновник сможет придраться к любой программе. Все очень субъективно.
Ситуацию прокомментировал и Алексей Рахвалов, заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:
— До конца октября из-за отсутствия в полной мере регламентированных процедур контроля работа будет вестись в форме профилактики. А по итогам этого периода будет понятен вопрос практического применения норм данного закона. Мы открыты к диалогу и общению со СМИ. И понимание проблемных вопросов, связанных с применением нового закона, для нас, как для регулятора, очень важно.
— Кто будет определять, нанесла вред ребенку информация или нет?
— Это должны быть независимые эксперты либо экспертные организации. В настоящий момент таковых нет, но они будут аккредитованы в ближайшее время. Еще раз хочу подчеркнуть, что это будут независимые экспертные организации, не связанные с нашим ведомством.
— Алексей Юрьевич, предположим, интернет-СМИ может скорректировать свой контент, но кто должен отвечать за информацию, которая генерируется пользователями? Какой-нибудь Вася напишет бяку – а издание лишат лицензии…
— В первую очередь будем обращать внимание на меры, предпринимаемые владельцем сайта, электронного СМИ по недопущению подобного рода информации. На первоначальном этапе просто потребуем корректировки или удаления этой информации. Будет примерно такой же формат работы, какой действует при мониторинге информации, содержащей в себе признаки экстремизма. Если ее откажется удалить СМИ, негативная информация будет блокироваться провайдером. Поэтому вопрос о лишении лицензий не ставится в качестве первостепенных задач. Цель закона - защита детей.
— А кто в редакциях должен заниматься маркировкой, есть какие-то стандарты?
— Четких требований пока нет. Этот вопрос предоставлен на усмотрение самих СМИ. По всем вопросам я советую обращаться на сайт нашего федерального ведомства, где вывешены рекомендации, разработанные по итогам обсуждений специалистов Роскомнадзора с участием представителей основных теле- и радиоканалов, периодических печатных, сетевых изданий, операторов кабельных сетей и спутникового вещания.

Большинство СМИ публикуют информации для различной возрастной категории, и маркировка делается в первую очередь для родителей, которые должны быть проинформированы о нежелательном для ребенка контенте
Юрий Гречко / Югополис
— Многие считают, что, прикрываясь детьми, этот закон позволит решать политические задачи. То есть, если издания, маркируют свой контент знаком 18+, они сужают свою аудиторию и фактически приравнивают себя к порноизданиям и желтой прессе, нанося себе имиджевый урон.
— Я так не думаю. Не нужно во всем видеть политическую подоплеку. Закон не утверждает, что, если СМИ указывает маркировку 18+, то оно фактически становится порноизданием. Большинство СМИ публикуют информации для различной возрастной категории, и маркировка делается в первую очередь для родителей, которые должны быть проинформированы о нежелательном для ребенка контенте. Все зависит от родительского контроля, от самосознания. А, следовательно, мнение об уменьшении аудитории ошибочны и необоснованны.
— Получается, закон приняли, но он сырой. А если на какое-нибудь СМИ родители начнут писать жалобы о нанесении вреда ребенку, что вы будете делать?
— Существует ряд проблемных процедурных моментов, которые будут урегулированы в ближайшее время. Поступившие жалобы будут рассматриваться в режиме диалога с представителями СМИ. Еще раз подчеркну: закон - для родителей, и их обязанность оградить детей от подобного рода информации, а не позволять ребенку 6-ти лет смотреть передачи, читать печатные СМИ с маркировкой 18+, а потом писать жалобы.
И все же даже после разъяснений специалистов ведомства не покидает ощущение, что «по форме – правильно, а по сути – подлинное издевательство». Если посмотреть на любимые с детства фильмы и мультики сквозь призму нового закона, то что нам делать с Буратино? Ведь он прогуливает школу, бродит неизвестно где и тем самым «побуждает к бродяжничеству». И зачем тогда Сергей Михалков придумал «Праздник непослушания», который «оправдывает противоправное поведение»? Примеры можно продолжать до бесконечности.
Получается, что все важнейшие проблемы в России уже решены. Осталось только определить, кому, когда и что читать, слушать, смотреть – и заживем!
Читайте также

Роскомнадзор предложил штрафовать СМИ за мат

Роскомнадзор защитил часть СМИ от закона о защите детей

СМИ обязали оградить детей от опасной информации
Первая полоса
Последние новости
-
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев приехал в Херсонскую область 18:01
-
Жители Прикубанского округа Краснодара остались без света 17:46
-
На Сочи надвигается сильный дождь с грозой 16:45
-
В Адыгее уже 10 дней не могут найти загадочно пропавшего мужчину 15:35
-
Компания-владелец брендов Zewa, Libresse и Libero продает свои активы в России 14:32
-
В анапском отеле житель Ростова-на-Дону отстрелил два пальца постояльцу из Краснодара 13:15
-
Продленный до Западного Обхода троллейбус №4 запустили в Краснодаре 12:27
-
Аксенов: в Крыму сбили две баллистические ракеты ВСУ 11:29
-
Две тысячи новых контейнеров для отходов установят в Сочи 09:31
-
В Туапсинском районе Volkswagen влетел в грузовик. Водитель иномарки погиб 08:25
-
В Краснодаре грузовик столкнулся с трамваем 07:41

Сильные дети — сильная страна: в Краснодаре в преддверии Дня России провели мастер-классы по боксу
Мероприятия прошли сразу в 3 локациях

Об эксплуатации: «До самого рая» Ханьи Янагихары
Третий роман американки гавайского происхождения Ханьи Янагихары не похвалил только ленивый. Кто-то видит в «До самого рая» гениальный фанфик, кто-то – аллюзию на современность. Но если отбросить всю гордость за автора и предубеждения о сегодняшнем мире, то на почти 600 страницах романа остаётся лишь претенциозность и эксплуатация чувств читателя.

Александр Карпенко: «Основа благополучия государства — человек труда»
Союз дорожников Кубани провел первый чемпионат профессионального мастерства «Я дорожник!»

Лекторий Tinkoff eCommerce для бизнесменов прошёл в Краснодаре
Во вторник, 30 мая, в Краснодаре прошёл лекторий Tinkoff eCommerce для представителей кубанского бизнеса. Мероприятие собрало около 100 предпринимателей, развивающих своё дело через маркетплейсы, а также тех, кто только интересуется бизнесом и готовится войти в мир онлайн-торговли

Куда сходить и что посмотреть в Краснодаре с 7 по 18 июня: афиша развлечений

Геленджик, Калининград и Чукотка: 5 детективов со всей России с самой неожиданной развязкой

Эстлунд, женщины и всеобщие ожидания: Каннский кинофестиваль-2023
Каждый Каннский кинофестиваль – загадка с предсказуемой отгадкой. И если о конкретных победителях смотра мы можем лишь гадать, то по какому принципу их выберут, мы знаем заранее. Всё благодаря ежегодной смене жюри, кинематографистов с определенными вкусами и взглядами. В этом году председателем судей стал шведский режиссёр Рубен Эстлунд, и не знаем, как вы, но мы ожидали от него подставы.

«Качали мышцы советскими энциклопедиями»: как высокие технологии изменили будни библиотекаря
Как кино не «убило» театр, так и интернет не «уничтожил» печатную книгу, а вместе с ней и библиотечную систему. Кстати, давно ли вы были в библиотеке? Зайдете – не узнаете: такие перемены в ней произошли благодаря новым технологиям.

5 комментариев
Lux 11 сен 2012, 16:43
2111 28 сен 2012, 22:35
vertgalant 22 окт 2012, 20:42
Lilith_Fonteyn 12 ноя 2012, 11:27
vertgalant 12 ноя 2012, 11:43
Последние обсуждения