Борис Акимов, основатель фермерского кооператива LavkaLavka, рассказал «Югополису» об органических продуктах и национальной идентичности.
— Да, это правда. Был 2008 год, я занимался журналистикой. И увлекся в тот момент гастрономией: в семье много готовили. Я стал ходить по рынкам и столкнулся с проблемой: не всегда можно было найти те продукты, что были мне нужны, особенно для воплощения старых, дореволюционных рецептов, которыми я интересовался. И возникла такая идея: если этого нет и, наверное, не только мне это необходимо, но и кому-то еще, значит, нужно это сделать.
Сначала мы были далеки от бизнеса, от торговли едой. Мы решили, что сразу с головой во все это бросаться не стоит: сделаем сначала для себя, а потом посмотрим. Так мы, собственно, и поступили: зарегистрировали страничку в «Живом журнале» и стали там описывать наши поездки к такому-то и такому-то фермеру, рассказывать, что купили там такие-то продукты, и предлагать, что если это кому-то еще нужно, мы можем с ним связаться.
Так через полгода у нас образовалась небольшая база клиентов, и это стало напоминать какой-то возможный бизнес. И в начале 2010 года мы решили, что уже начнем это дело, и ушли из своих профессий и занялись «Лавкой».
— Рассказывая о LavkaLavka на вашем сайте, вы объясняете, что проект направлен на появление в России и мире новой сельскохозяйственной и гастрономической культуры. Что это?
— Приведу пример из жизни. Недавно у нас в «Лавке» проходил мастер-класс, организованный компанией, которая занимается устройством гастрономических туров, в том числе в Италию. Они рассказали о регионе Лацио. Вообще, территория всей Италии — как Краснодарский край, Ставропольский и еще такой же край добавить. А это один регион, Лацио.
И вот они показывают его карту: вот видите, здесь винодельня. А вот выделено желтым — здесь виноград такого-то сорта выращивают, а здесь — такого-то. Здесь делают твердые сыры, а вот здесь, на западе региона Лацио, делают овечий сыр; здесь принято такую-то ветчину делать, а здесь — сыровяленую. И ты понимаешь, что это не просто итальянская реальность, а реальность одного маленького региона, который размером с четверть Краснодарского края — и который полон жизни.
LavkaLavka
Фермерский кооператив LavkaLavka объединяет фермеров, покупателей, магазины, рестораны, отели, поставщиков экопродукции, сельскохозяйственной техники и многих других – всех тех, кому небезразлична фермерская еда, экология, развитие сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление. Действует в Москве, Петербурге, Калининграде и Киеве.
За этими оливками, сырами, ветчиной, за этим вином стоят конкретные люди, которые из поколения в поколения этим занимаются. Они обожают свое дело, знают о нем все. Ты приезжаешь в это место с прекрасными показателями: дорогами, инфраструктурой и прочим, и это приятное времяпрепровождение, которое базируется исключительно на еде…
И вот, например, показывают красивое здание и говорят: здесь жил такой-то сыродел, то есть даже архитектура связана с гастрономической культурой. И вот между этой реальностью региона Лацио или же французского Прованса, в котором другие особенности, но такая же экономическая насыщенность, и реальностью российских регионов — огромная разница.
Новая экономическая сельскохозяйственная культура, о которой я говорил, — это именно возможность с помощью гастрономии и нового сельского хозяйства так возродить страну, что возникли бы новые люди...»
Новая экономическая сельскохозяйственная культура, о которой я говорил, — это именно возможность с помощью гастрономии и нового сельского хозяйства так возродить страну, что возникли бы новые люди, новые традиции, инфраструктура, которая позволила бы людям прикоснуться к региональным гастрономическим ценностям. Чтобы за одним продуктом стояла реальная жизнь реальных людей, которые живут на этой земле, рожают детей, строят новое. А сейчас все это находится, мягко говоря, в упадке.
Гастрономия — инструмент отражения экономической реальности, которая нас окружает, а новая гастрономическая культура — возможность сделать так, чтобы было приятно здесь жить.
— Когда мы говорим об Италии или, например, Греции, в голову тут же приходит средиземноморская кухня. Простая и доходчивая, она стала ассоциацией с целым образом жизни: в ее основе неторопливое отношение ко всему, размеренность, медленное наслаждение едой — и жизнью. А какие положительные ассоциации с понятием «русская кухня» должны возникать у жителей других стран?
— Для того чтобы эти ассоциации появились, нужно вспомнить ту продуктовую основу, которая существовала когда-то в России. Воронежская область, например, — это одно, Краснодарский край — другое. Вот на Черноморском побережье должно быть много рыбы, а ее там почему-то нет. А в Абхазии, которая недалеко отсюда, есть.
Существует такое неправильное скептическое отношение: у нас, мол, экология плохая, все перебили браконьеры. Но это чушь собачья, абсолютная неправда. Здесь экология хорошая, а через пятьдесят километров плохая? Все дело в той системе потребления, к которой людей приучили.
Существует такое неправильное скептическое отношение: у нас, мол, экология плохая, все перебили браконьеры. Но это чушь собачья, абсолютная неправда»
В России людей приучили есть непонятно на чем выращенного норвежского лосося, к примеру. Что на Черном море, что в Мурманской области, что на Волге, что на Балтийском море: всюду, где живет рыба — речная, морская, — все едят норвежского лосося. (При этом в Норвегии покупают семгу у нас в России, потому что она лучше — дикая семга.) Почему так произошло? Потому что сложились определенные экономические условия.
Для того чтобы это изменить, нужно вспомнить, что стоит за каждым регионом. У каждого своя определенная история, но она стерта «благодаря» последнему столетию: революции, советской экономической системе. Традиции остались в семьях, но даже человек, который, к примеру, дома готов есть щуку, в ресторане не будет ее есть, подумает: ну, щуку-то я и дома могу съесть, в ресторане неудобно, у нее много костей, она воняет, — и закажет в ресторане норвежскую семгу. И в ресторане не заказывают щуку, потому что знают, что гости ожидают от ресторана норвежской семги.
Рыбаку, для того чтобы оформить документы на поставку щуки, чтобы системно ее продавать, нужны объемы, а их нет, потому что никто ее не берет. И вот такая щука, которую рыбак словил и раздал ее родным, или, например, индоутка, или даниловский лук — какой-нибудь специалитет вроде бы существует где-то, но о нем помнит и знает лишь тот, кто им занимается.
А что такое система потребления? Вот, например, взять город Данилов в Ярославской области, где всегда выращивался знаменитый даниловский лук. Можно устроить какой-то праздник этого лука, фестиваль. И необязательно это будет воспоминание о традициях, можно и что-то новое сделать. В Англии, например, есть ферма, где выращивается чеснок. И там не только чеснок производится, а все что угодно из этого чеснока: и цех у хозяина перерабатывающий, и коптит он этот чеснок, и маринует, и пиво есть чесночное, и джемы чесночные, и масло, и приправы. И тут же у него школа чеснока для детей, и тут же ресторан, в меню которого множество блюд так или иначе связано с чесноком, и гостиничный бизнес: туда приезжают люди и живут в этой гостинице, — все вокруг чеснока.
Нужно провести большую работу, чтобы вспомнить региональный, местный продукт: что здесь раньше было? Какие особенности? Вспомнить гастрономические традиции и подумать: а что, собственно, нового можно сделать в экономическом отношении? То есть должен получиться симбиоз традиций — естественно, переосмысленных, — и каких-то новых, придуманных вещей, которые могут вдохнуть жизнь во все это.
Вот с рыбой — самый показательный момент. Столько водоемов, столько воды, как в России, нет нигде. А северные воды вообще гораздо более богаты, чем южные. В Северном Ледовитом океане есть все: и устрицы, и моллюски, и мидии, какая угодно рыба. Черное море беднее, но здесь тоже много чего есть, и нужно это добывать, но этого не происходит.
— У нас считается хорошей «рыба из норвежских фьордов»: форель, семга.
— Но это все придумано. Классные люди придумывают классные идеи. Вот, например, придумали праздник божоле-нуво. По большому счету это дребедень. Ничего в нем особенного нет, оно такое же, как в Молдавии делают, молодое вино. Но все это так особенно придумано, подано, и люди на этом зарабатывают. Вот приезжает человек во Францию, и ему говорят: вот это то самое место, поехали туда, и он едет, потому что много слышал об этом. Но за этим не стоит никакой традиции, этот праздник придумали совсем недавно.
Вот, например, придумали праздник божоле-нуво. По большому счету это дребедень. Ничего в нем особенного нет, оно такое же, как в Молдавии делают, молодое вино»
Есть стереотип, что норвежская семга лучше. Однако вся она, что здесь продается, была, во-первых, заморожена, — но это еще ничего. Она вся выращена на искусственных кормах, причем какого качества эти корма? Чтобы сделать процесс дешевле, используют комбикорм. И она слишком жирная. После того как попробовал северную, дикую семгу, эту есть не захочется. Конечно, если настоящую никогда не пробовал, такая кажется хорошей.
Это как с курицей: если фермерскую курицу не ешь, тебе кажется, что фабричная нормальная, а попробуешь фермерскую — она кажется жестковатой. Но если начнешь ее есть, потом к фабричной не захочешь вернуться: она как желе, никакой текстуры, ни вкуса мяса.
У меня есть дом в Карелии, на острове. Мы в основном питаемся рыбой, и вот надоело, захотелось мяса. А там ничего нет. Купили замороженной курицы, а уже не ели года два ничего из магазинов. Я ее мариновал, на костре приготовил. Дети пробуют, спрашивают: что это такое? Я говорю: это курица. Они: нет, нет, какая же это курица? Мы это не будем есть…
У нас не считается хорошим что-то местное. И Краснодарский край еще ничего, а в Калининградской области, например, считают, что все местное очень плохое и нужно покупать все польское. Почему так? Ведь понятно, что тот же цыпленок, выращенный здешним фермером, будет вкуснее. Но это работает стереотип. А нужно обратиться к традициям, рассказывать что-то из истории региона, то, что поможет продавать выращенное здесь.
У нас не считается хорошим что-то местное. И Краснодарский край еще ничего, а в Калининградской области, например, считают, что все местное очень плохое и нужно покупать все польское»
— Может ли объединение фермеров ради создания новой культуры и возрождения сельского хозяйства стать частью национальной идеи, которой в России сейчас нет?
— Я сам об этом иногда думаю, но это, наверное, для нас пока еще далекие и грандиозные планы. Это, конечно, сейчас важная вещь — национальная идея, осознание идентичности. Мне кажется, что вообще все наши современные беды — от того, что население не знает, кого, собственно, собой представляет. И можно понять почему — потому что не за что зацепиться: традиции нарушены, а современных идей тоже нет. Непонятно, кто мы, где живем, что нас окружает.
По-моему, это главная проблема — проблема идентичности. И гастрономия — очень понятный и приятный путь к формированию идентичности; другое дело, что недостаточно только этого и нужны какие-то еще инструменты.
— А какие, по-вашему мнению, ассоциации сейчас вызывает Россия в этом смысле у остального мира?
— Если взять обывателей, то эти представления далеки от реальности. Как ассоциировали с медведями, водкой и икрой, так и ассоциируют.
Еще когда я работал журналистом, у нас был арт-директор из Австралии. Он приехал зимой и работал до этого в Лондоне. И вот однажды я в окно смотрю и кричу: о, медведь, медведь! А он выглядывает: да? Где?! Не понял, что я шучу, и вправду подумал, что в Москве медведь бродит.
Хотя с той же водкой нужны просто правильные ассоциации: не то что пьяный человек на улице валяется, а гастрономическое сопровождение — хорошие закуски. Щи, борщи, томленные в печах мясные блюда, соленья, моченья… Все эти традиции нужно переосмыслить, но это вообще отдельный разговор — то, какой должна быть русская кухня, какой она может быть.
Для того чтобы переосмыслить российскую экономическую реальность, должен быть какой-то толчок, и им может быть русская кухня. По мне — так для ее переосмысления нужно найти местные продукты, региональные специалитеты и на их базе создавать что-то новое. Если вспомнить забытые традиции и правильно их подать, это будет новостью для мира, а новости все любят.
Как раз вчера мы общались с новым шефом «Стрелки», он из Дании, был су-шефом в копенгагенском ресторане с мишленовской звездой, и мы говорили о том, что случилось с Данией в последние годы, как произошло, что по большому счету захолустная страна, в экономическом смысле уж точно, в 2000-х годах становится гастрономической страной с высокой кухней, появляется даже понятие «nord cuisine», северная кухня. Ну как так? Там ничего нет, разве что рыба какая-то.
Это все идеи людей, которые решили сделать нечто интересное. Базироваться на традициях, но быть открытыми новому, всему миру. Просто нужно опираться на местные сезонные продукты. И такой успех скандинавской кухни говорит: болтовня это — что в России нет гастрономической культуры, потому что она находится на севере, что здесь ничего не растет.
Стокгольм, в котором находится ресторан Магнуса Нильсена — о нем пишет британская Guardian, — севернее. Там 12 посадочных мест, и все расписано вперед. Люди едут туда специально за много километров, едут из Лондона! Вот это пример того, как правильно все продумано, когда основано на сезонном продукте, на выращивании качественного продукта и консервации.
У нас же долгое время огород воспринимался как некая повинность, людей заставляли в студенчестве ездить на картошку, и это считалось суровой необходимостью, часто глупой необходимостью. И вот, когда появились супермаркеты, все радостно забыли огород и побежали покупать готовое.
— Вы называетесь фермерским кооперативом. Не боитесь ли «советских» ассоциаций со словом «кооператив»?
— Мы понимаем, что такие ассоциации могут быть: с перестройкой, с теми кооперативами. Но мы можем внести в это слово новый смысл. Да, у него сейчас ассоциация не самая хорошая для русского уха. Но, с другой стороны, термин «кооператив», по сути, хорошо отражает то, что мы делаем, даже с юридической точки зрения. Это коммерческая организация, цель которой — прибыль. Для кооператива прибыль не цель, а средство. Прибыль — наш инструмент: нам нужны деньги, чтобы создавать гастрономическую культуру, о которой мы говорим.
— В вашем блоге, рассказывая о новой системе формирования цен на продукты в кооперативе, вы приводите примеры: «козье молоко от Балаева, скажем, подешевеет на 17%» И в меню вашего кафе в Москве «Творог от Нины Козловой с гречишным воронежским медом от семейства Володиных, кедровым орехом и клюквой садовой от Юрия Шареца». В этом «от такого-то» есть нечто от тех старых, дореволюционных времен, когда было принято самое лучшее покупать в чьей-то конкретной «лавке». Что вы думаете о пользе такого «индивидуального брендинга» в продуктовом бизнесе?
— Для нас это главное. Основа для нас — прозрачность происхождения продукта. Мы хотим, чтобы потребитель имел возможность, а еще лучше — хотел узнать, откуда у него этот продукт, кто ответствен за его происхождение. Это запускает некий механизм: потребитель начинает интересоваться человеком, производящим продукт, интересоваться происхождением еды.
На нашем сайте можно узнать о производителе, работавшем над созданием продукта, и фермер, в свою очередь, может видеть интерес со стороны потребителя. Это повышает ответственность, а чем она выше, тем больше заинтересованность и так далее. За счет этого, с одной стороны, создается новая социальная связь, которая нам интересна.
Сам фермер назначает цену, и он знает, что 50 % от цены он должен отдать кооперативу. И его дело, какую цену он установит. Но у него есть конкуренты, и он смотрит, что делают они»
С другой, внутри «Лавки.Лавки» мы пытаемся создать конкурентную среду. Да, ты должен соответствовать определенным нормам, но ты не единственный, есть еще производители. Сам фермер назначает цену, и он знает, что 50 % от цены он должен отдать кооперативу. И его дело, какую цену он установит. Но у него есть конкуренты, и он смотрит, что делают они.
Вообще, для нашего покупателя цена вторична. Не только потому, что это обеспеченные люди, — у нас покупает и средний класс, и для покупателей важнее не цена, а контакт, прозрачность происхождения продукта.
— Говоря о философии кооператива, вы в первую очередь называете экологию в качестве главного приоритета работы «Лавки». Как по-вашему, есть ли в последнее время какие-то ощутимые изменения в экологическом сознании людей?
— Изменения происходят, но, скорее, в отношении безопасности продукта для здоровья. А я разделил бы тему экологии на две составляющие: есть экологически чистый продукт, и есть экологичный продукт. С точки зрения науки о происхождении продукта это разные вещи. Экологически чистый продукт — тот, что не наносит вреда здоровью человека, безопасный продукт. Многие об этом думают, никто не хочет есть вредные продукты. Другое дело, что не все предпринимают какие-то действия, чтобы разобраться в происхождении продукта. Для этого не так много нужно — хотя бы начать читать состав.
А экологичный продукт — тот, что выращен без ущерба окружающей среде. Нас больше волнует второе, а первое — следствие второго. Если продукт вырастили, не нанося ущерба среде, он и будет экологически чистым. Но экологически чистый не означает экологичный. Первое понятие шире второго.
Можно вырастить безвредный продукт, но нанести вред окружающей среде: земля может пострадать, и так несколько лет, а потом на ней уже ничего нельзя будет вырастить. А нас интересует такой подход к земле, который не вынуждал бы человека использовать большое количество химических удобрений. Это не значит быть сельскохозяйственным сектантом и наступать на горло собственному бизнесу. Нужно сочетать экологичность и эффективность, делать так, чтобы с точки зрения бизнеса это тоже было интересно.
Кстати, при таком подходе можно экономить на химикатах, которые стоят дорого, и, например, не пахать землю, а рыхлить. Это дороже, но земля не пострадает. Так работает кубанский фермер Иван Новичихин, о котором мы писали на своем сайте. Он не использует плуг, не пашет землю. Сначала его соседи крутили пальцем у виска, глядя на это, но теперь уже не удивляются.
Еще в тридцатых годах в США появилось такое явление: перешли на беспахотное земледелие, и через несколько лет ситуация с урожайностью сильно изменилась к лучшему. Это описывает Эдвард Фолкнер в своей книге «Безумие пахаря»: речь об органическом земледелии. Так производится экологичный продукт. А у нас в массовом сознании это еще воспринимается как эзотерика.
— Сегодня, разговаривая по телефону, вы сказали, что для вас гусь — символ гастрономической благодати. Что такое «гастрономическая благодать»?
— (Смеется.) Это я использовал образное выражение. Гастрономической благодатью я называю как раз ту самую новую гастрономическую русскую культуру, формирование которой — наша цель.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Депутат ЗСК Трубилин посетил детскую школу искусств №2 16:51
-
“Парня в черном с винтовкой” задержали в Сочи 15:57
-
Омбудсмен Чечни назвал людей, помогавших скрыться 19-летней Лии Заурбековой, похитителями и мошенниками 14:41
-
“Краснодар” в валидольном матче вырвал победу у “Сочи” 13:31
-
Из-за схода грузовых вагонов в Красноярском крае задерживается в пути поезд до Анапы 12:29
-
Стали известны подробности ночной атаки на НПЗ в Славянском районе 11:35
-
В Каневском районе задержали предполагаемых участников драки, в которой серьезно пострадал участник СВО 10:53
-
Крупный пожар уничтожил овощную базу в Краснодаре (видео) 09:44
-
Очередная массированная атака: над Кубанью сбили 57 беспилотников 08:55
-
Суд признал сделку по оплате оставшихся в России товаров IKEA безнравственной 19:02
-
На Кубани грузовик насмерть сбил велосипедиста 17:56
Комментариев еще нет
Последние обсуждения