Ситуация 10 дек 2019, 08:25

«Причина — в самолете». СМИ представили версию катастрофы SSJ-100 в Шереметьево, альтернативную официальной

Часть экспертов считает, что следствие не учло серьезные аргументы о конструктивных недоработках лайнера, изначально сконцентрировавшись на версии о человеческом факторе.

Катастрофа SSJ-100 в Шереметьево, 5 мая 2019 года

Причиной катастрофы SSJ-100 в аэропорту Шереметьево, произошедшей в мае, вероятно, стал не человеческий фактор, а самолет. Об этом говорится в расследовании, опубликованном порталом Bombus.

По данным издания, командир экипажа самолета Денис Евдокимов утверждает, что в момент посадки самолет неадекватно реагировал на отклонение боковой ручки управления (БРУ). Задержка реакции составляла около одной секунды, уточнила адвокат летчика Наталья Митусова. Это зафиксировано в отчете Международного авиационного комитета (МАК), отметила она.

«Когда заходили на посадку, проявилась некорректная реакция от БРУ. Грубо говоря, когда ручку тянешь на себя — нос должен подниматься, когда от себя — опускаться, — рассказала адвокат Наталья Митусова. — Евдокимов пытался стабилизировать самолет, отклоняя БРУ на себя, но нос всё равно опускался. Задержка реакции самолета на отклонение БРУ составляла примерно одну секунду. Это смертельно опасная задержка». Всё это есть в отчете МАК.

Авторы расследования напоминают, что в начале полета в самолет ударила молния, после чего отключился автопилот и связь, а экран дисплея переполнили сообщения об отказах, в том числе в системе управления. Bombus отмечает, что удар молнии не должен ни при каких обстоятельствах критически повлиять на управляемость воздушного судна. Если же это произошло, это «серьезнейшая претензия к производителю и удар по репутации Superjet».

Важный вопрос — почему при приземлении произошло разрушение стойкой шасси топливной системы. «Шасси спроектировано таким образом, что оно крепится через силовой элемент части крыла к стенке топливного бака, — указывает Наталья Митусова. — Это конструктивно недопустимо». В части 25 авиационных правил указано, что разрушение шасси ни при каких обстоятельствах не должно приводить к утечке топлива и, соответственно, к  пожару.

По данным издания, к летной экспертизе следствие на первых порах собиралось привлечь Александра Иванова, летчика-испытателя первого класса, длительное время проработавшего ведущим испытателем летной службы АО «ГСС». Отмечается, что он в 2010 году пилотировал первый серийный Superjet. Как утверждает Bombus, Иванов занял бескомпромиссную позицию, «стал говорить следователю, что дело, по всей видимости, не в летчике, а в технике». «Следствие такая версия, вероятно, не устроила, и в ГУРОВД потеряли к испытателю всякий интерес», — отмечают авторы статьи.

В частности, Иванов утверждал, что аналогичные проблемы были выявлены при жесткой посадке Superjet во время испытательного полета в аэропорту Жуковский в июле прошлого года. Подробности в прессу не попали, но Иванов утверждает (и его слова подтверждает другой источник Bombus), что инцидент был также связан с шасси. «Недостаточная жесткость этого участка стенки топливного бака  была известна с момента аварии самолета с отрывом той же правой стойки в Жуковском», — убежден испытатель.

Авторы расследования отмечают еще одну деталь: следствие выявило, что тренажеры, на которых занимались пилоты, не позволяли отработать действия на случай так называемого «козления» (так пилоты называют неконтролируемые подскакивания) самолета. В Шереметьевском профсоюзе летного состава эту информацию Bombus подтвердили.

При этом Superjet имеет принципиальные отличия от других самолетов, и предыдущий опыт тут не поможет, отметил глава Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. По его словам, в режиме Direct Mode у самолета не выходят спойлеры (щитки на поверхности крыла), и их надо выпускать вручную в условиях, когда обе руки командира заняты рычагами управления.

3 декабря СМИ сообщили о том, что Следственный комитет России (СКР) завершил расследование авиакатастрофы. Вину за гибель 41 человека возложили на Евдокимова. Отмечается, что к моменту предъявления ему обвинения в окончательной редакции следствие успело провести и получить результаты более 100 экспертиз, сообщают «Известия».

Родственники жертв катастрофы сочли результаты расследования несправедливыми. Адвокат Павел Герасимов, представляющий интересы нескольких семей погибших, заявил, что изначально предполагалось, что обвинят командира или весь экипаж. Однако это, по его словам, несправедливо. «Экспертизу, которую мы заявляли, никто проводить не стал, наши ходатайства проигнорировали», — отметил он.

Напомним, пассажирский самолет Superjet-100 компании «Аэрофлот» (рейс SU1492), летевший в Мурманск, загорелся при аварийной посадке в московском аэропорту Шереметьево около половины седьмого вечера в воскресенье, 5 мая. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа, из-за пожара погиб 41 человек.

После случившегося прозвучали массовые требования отказаться от использования SSJ-100. Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник называл эти самолеты негодными к эксплуатации. «Откройте глаза и прекратите покупать билеты на Superjet… За свои деньги люди купили себе смерть!» — заявил Сытник, напомнив, что неоднократно называл эти воздушные суда негодными к эксплуатации.

По словам источника, у сгоревшего в Шереметьеве самолета Sukhoi Superjet 100 в январе 2018 года во время полета случился серьезный сбой: при снижении не выпустились закрылки.

Однако, несмотря на катастрофу с SSJ-100, полеты воздушных судов этого типа остановлены не были.

Шесть авиакомпаний совершают полеты в аэропорты Краснодарского края — Краснодар, Сочи, Анапу и Геленджик — на лайнерах этой модели. Это компании «Аэрофлот», «Ямал», «Азимут», «ИрАэро», «Якутия» и корпоративная авиакомпания «Газпром авиа».

Материалы по теме

4 комментария

avatar
Насон Грядущий 10 дек 2019, 10:26
Обе стороны хороши. Необязательно полет на неисправном самолёте , поездка на неисправном автобусе приводит к таким жертвам. Хороший пилот , водитель сможет правильно среагировать в аварийнй ситуации. У "Государства" в кавычках есть весомая причина свалить ВСЮ вину на лётчика. С физического лица что возьмёшь ? НИЧЕГО ! А с гсударственной компании пострадавшие и семьи погибших могут слупить очень и очень много денег.
Alexey Nord 10 дек 2019, 14:40
К пилотам вопросы есть. Мнение пилота. https://youtu.be/aPKQweG8EfY
avatar
Человек 11 дек 2019, 11:16
21.07.2013 Посадка с убранными шасси в испытательном полёте. После ремонта вернулся на базу в Жуковском 29 декабря 2013 года. 12.07.2018 Посадка на аэродроме Раменское с невыпущенными шасси после завершения испытательного полёта. 10.10.2018 Выкатился за пределы ВПП аэропорта Якутска (разрушена стойка шасси). Списан. 05.05.2019 Разрушился и сгорел после грубой посадки. Расследование продолжается. Вот перечень аварий и катастроф с участием этого самолета. Думаю, что для самолета с истрией эксплатации менее 7 лет это значительный список.
avatar
adfadfadf 03 апр, 23:57
"Alexey Nord 10 ДЕК 2019, 14:40 К пилотам вопросы есть. Мнение пилота. https://youtu.be/aPKQweG8EfY" это окунь вообще не летал на суперджете соответственно хоть у него боинг 737 и управляется по другому что в плюс ук ручному управлению но все равно чтобы говорить про суперджет надо сначала на нем полетать а не на тренажерчеке покататься скажем так и делать выводы
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация

Обсерваторный барьер, или Как заставить людей сидеть дома во время эпидемии

Людям в обсерваторах запрещено покидать свои номера, запрещено гулять, запрещено видеться с родными, знакомыми и иметь какие-либо физические контакты с внешним миром. Кормят постояльцев три раза в день, еду привозят централизованно. Охраняют обсерваторы сотрудники Росгвардии.
Екатерина Пономарёва
Город Люди Ситуация Бизнес

Шашлык ценою в пост

Государственные нарушители карантина: кому увольнение, кому повышение

Город Люди Ситуация Бизнес

Отдых строгого режима

В рамках ослабления карантинных ограничений туристический сектор возобновит свою работу в некоторых российских регионах с 1 июня. Об этом сообщила в эфире Первого канала руководитель Ростуризма Зарина Догузова. Власти Краснодарского края тоже анонсировали открытие здравниц края с 1 июня. Но не всех и не сразу. И со множеством оговорок.

Люди Ситуация

«Бюрократическая канитель» против выплат за COVID

В Краснодарском крае разгорелся намедни очередной скандал, связанный с ковидной тематикой, которая отказывается покидать информационную повестку. Конфликтные ситуации не оставляют эту тему с момента её возникновения. Это и спорные местами меры, связанные с изоляцией, и нехватка средств защиты (масок и перчаток), неукомплектованность местных медицинских учреждений аппаратами ИВЛ. И прочее, прочее, прочее. Одним словом – все возможные признаки неготовности всего мира к такой проблеме. Будто позабыли все чуму, проказу, «испанку» и решили, что ничего этого никогда более не повторится.

Город Люди Ситуация

Какая поддержка населения заложена в новом пакете мер, принятом Госдумой 22 мая: объясняет депутат ГД Владимир Евланов

Уже почти два месяца Государственная Дума разрабатывает и принимает новые законопроекты для поддержки граждан в связи с пандемией. 22 мая Государственная Дума проголосовала за новый пакет мер по поддержке экономики и граждан нашей страны, который коснётся семей с детьми, самозанятых, малого и среднего бизнеса и многих других. О результатах законотворческого процесса в период пандемии рассказал депутат Государственной Думы РФ, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Евланов.
Григорий Загибов
Город Люди Ситуация Weekend

«Ночь музеев-2020»: шанс посетить более трёхсот туров и экскурсий в онлайн-пространстве

С самого начала отношение к проведению «Ночи музеев» онлайн было, признаюсь, скептическим. Ведь весь смысл этой международной акции лично для меня состоит в том, чтобы в неурочное время увидеть все-таки что-то необычное там, где на самом деле уже почти всё знаешь наизусть.

Люди Ситуация Бизнес

Поможет ли бизнесу помощь государства

Краснодарский край принял очередной пакет мер господдержки отраслей, которые отнесены к наиболее пострадавшим от введения карантина по коронавирусу. Насколько эффективны меры, предлагаемые государством, разбираемся с известными российскими экспертами-экономистами.

Город Люди Ситуация

В строю бессмертного полка

Мой дед – великий человек. Не в смысле знаменитый. А в смысле того, что все тяготы поколения вынес на своих плечах. Родился в 1910-м в глухой сибирской деревне. Окончил 3 класса церковно-приходской школы, а потому умел писать и читать, что по тем временам для деревни было приличным образованием.